Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №153 — Уйгуры Новосибирска: Мы вместе, чтобы не потерять свою индивидуальность!
23.09.2014

Уйгуры Новосибирска: Мы вместе, чтобы не потерять свою индивидуальность!

Уйгуры — древний тюркский народ, коренной народ Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Значительная часть уйгуров проживает ныне вне пределов своей родины — в Америке, Австралии, Европе, странах Средней Азии, немало их и в России. Это народ, свято чтящий свои традиции, язык и культуру. И даже там, где их проживает совсем немного, они стараются держатся вместе, чтобы не раствориться и сохранить себя как нацию. Пример тому — местная национально-культурная автономия уйгуров города Новосибирска «Вятан». О том, чем живут уйгуры Сибири, нам рассказал глава автономии, совладелец сети уйгурских кафе Хамид Тохтиев.

— Хамид, прежде всего, расскажите немного о себе.

— Я родился в Казахстане в 1969 году. В юности переехал в Киргизию, занимался спортом, в 1987 году пошел в армию. Служил в 8-й роте спецназа внутренних войск в Свердловске — ныне Екатеринбурге. В 1989 году демобилизовался и приехал в Новосибирск в гости к братьм Шухрату и Тохтаали. Так получилось, что здесь и остался. Город мне очень понравился, открыли с братьями здесь кафе уйгурской кухни. В этом году будем отмечать его 25-летие. Уйгур, когда начинает строить себе дом, должен в первую очередь поставить очаг — казан. Поэтому приготовление пищи у нас в крови. Братья работали в ЦУМе, мы сначала небольшой павильон рядом с ЦУМом открыли, готовили и продавали беляши, манты, но за эти годы выросли до большого кафе, популярного у горожан.

— А когда была организована национально-культурная автономия уйгуров города Новосибирска?

— 12 июля 2008 года. В Новосибирске уйгуров всего 200–250 человек. В основном это, как и я, выходцы из Средней Азии, есть еще студенты из Китая. Вы знаете, что в Китае сложная ситуация. Этих студентов там могут преследовать за то, что они здесь, в России, участвуют в уйгурских мероприятиях. Тем не менее, они с нами с удовольствием общаются, хотя стараются этого не афишировать. В нашей организации есть актив, а к ним примыкают остальные члены диаспоры.

— Какие мероприятия Вы проводите?

— У нас каждый год проходит межнациональный турнир по футболу в честь Дня Победы. У нас в Новосибирске 24 диаспоры (объединены в «Содружество, ассоциацию национально-культурных автономий и национальных организаций» г. Новосибирска), которые между собой соревнуемся в этом соревновании. Естественно мы принимаем участие в праздновании Навруза, Дня народного единства, каждый год участвуем в «Сибирской чайхане» — это такой праздник, который проводят тюркоязычные диаспоры: там и конкурс национальных блюд, и конкурс «Восточная красавица», кроме того, каждая община представляет национальную экспозицию и демонстрирует национальные игры. Участвуем в праздновании 1 мая, Дня Победы, Дня города. Кстати, содружество «Новосибирская община», которое объединяет все диаспоры, очень активное в сравнении с другими городами. Здесь хорошо общаются армяне с азербайджанцами, киргизы с узбеками, мы с китайцами. Никакой напряженности в отношениях не чувствуется. Рознь устраивают политики, а простые люди всегда найдут общий язык.

— Чем занимаются уйгуры в Новосибирске?

— В основном, работают в сфере общепита. Сейчас у нас уйгурская кухня стала брендом. В Новосибирске 7 уйгурских кафе. Даже там, где уйгуры не работают, пишут все равно «Уйгурская кухня», можно сказать, эксплуатируют наш бренд (улыбается). Готовим блюда восточной кухни: плов, лагман, манты но по уйгурской рецептуре, она существенно отличается от других кухонь востока. Например, весной мы подаем — бидекюк — пельмени из свежего клевера — это чисто наше национальное блюдо.

— В чем популярность уйгурской кухни у сибиряков?

— Не знаю. У нас мясо халяльное. Мы не имеем дело со спиртным. Хотя спиртное приносит большую прибыль, но это табу для нас. У нас в исламе на алкоголь запрет. Представьте, Вы пришли с семьей, а рядом будут сидеть парни и пить пиво, ругаться матом. Не приятно ведь, вот мы и стараемся, чтобы у нас посетителям было приятно.

— 250 человек — это же очень мало, как Вам удается сохранить себя как нацию?

— Согласен, немного. Но у нас есть своя библиотека, в Центре национальных литератур г. Новосибирска имеем свой отдел и стенд про уйгурский язык — мы используем арабскую вязь, но свой древний уйгурский язык. До перехода на арабицу уйгуры использовали согдийский алфавит, лёгший в основу уйгурской (а через него и монгольской, и маньчжурской) письменности. Во времена Чингисхана после создания им огромной империи все писари были уйгурами.

— А на каких языках говорят в уйгурских семьях?

— Скажу про себя — на русско-уйгурском. У меня первый сын, вторая дочка, к моему стыду, они вообще уйгурского языка не знают. Я с дочкой попытался говорить на нашем языке, научить ее, она отвечает: «Папа, ты что со мной на английском разговариваешь?» Сейчас у меня третий ребенок родился, тоже дочка, ей полтора года, с ней стараемся разговаривать на уйгурском. Жена у меня тоже уйгурка. Вообще, мы стараемся жениться на своих, чтобы сохранить свою язык, религию, традиции и историю своего народа. Куда делись шумеры, римляне, ацтеки и майя — создатели великих империй? Исчезли, их растворили другие народы.

— Как организован домашний быт уйгуров в Новосибирске? Есть ли какие-то национальные особенности?

— Особого национального колорита нет. Единственное, на стене висит равап — струнный национальный инструмент, также мы из Киргизии привезли национальные ковры. Мы стелим их на пол и садимся на них. У меня двухкомнатная квартира, ее не разделить на женскую и мужскую половину, как это принято у нас на родине. В нашей семье при гостях жена принесет мне еду и чай, и уйдет. У нас не принято, чтобы женщина встревала в разговор. Это не дискриминация женщин, это уважение к мужчине. На кухне она — хозяйка и хранительница домашнего очага. Но хозяин в доме — мужчина, и он должен все решать. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Рай на земле находится под ногами наших матерей». Мы должны уважать женщину потому, что она — наша мать, жена. И у нас женщина в почете и уважении.

— Вы взаимодействуете с мечетями города Новосибирска?

— Да, безусловно, мы же мусульмане. Пятничная молитва, все праздники ислама для нас священны. Мы поддерживаем мечети и финансово, в нашей общине даже есть специальная статья расходов на это.

— А удается сохранить уйгурские национальные традиции?

— Может, нас отличает то, что у нас была когда-то родина, свое государство, но ее захватил Китай. Любовь к своей родине, к своим истокам и предкам нас объединяет очень сильно. Если я в другом городе встречу уйгура, он отнесется ко мне, как к брату. Я визуально уйгура могу легко определить. У меня случай был — мы с друзьями поехали в Горный Алтай, в Бийске есть кафе уйгурской кухни «Азия». Мы зашли в это кафе, сели за стол. А я разговаривал на уйгурском языке по телефону, хозяин услышал, подошел, поздоровался: «Ты — уйгур?» Я: «Да, уйгур». Разговорились, нашли общих знакомых, он для нас стол накрыл. Когда пришло время рассчитываться, он сказал: «Нет, я не могу с Вас брать деньги, Вы — мои гости». Друзья спрашивают: «Ты его знаешь?» Я говорю: «Нет. Просто мы оба — уйгуры». В мире нас несколько десятков миллионов и мы друг к другу относимся с огромным уважением. Был еще другой случай в Казахстане: поехали мы в Семипалатинск на турнир по боксу. И мне говорят, пойдем, у нас в центре города есть кафе уйгурской кухни, там прекрасно готовят. Мы сели, приходит хозяин, нас друзья познакомили. Он мне «Салам», Я ему: «Салам», потом он ушел. Я говорю друзьям: «Он — не уйгур». Друзья спрашивают, почему я так подумал. Я говорю: «Если бы он был уйгуром, он бы сел рядом с нами. Все бы расспросил у меня». Друзья хозяина позвали и спросили, кто он по национальности. Он оказался узбеком. Мы ко всем нормально относимся, но когда встречаем своего соплеменника, погорим обязательно, узнаем, откуда он, из какого рода.

— Вы поддерживаете связи с другими уйгурскими общинами в России или за рубежом?

— Мы поддерживаем связи с уйгурами из Бельгии, Киргизии и Казахстана. У меня друзья переехали в Бельгию, сошлись с местной диаспорой, с тех пор и мы с ними общаемся. 2 года назад в Улан-Баторе был курултай уйгуров, по дороге туда в Новосибирске были уйгуры из Англии и из Алма-Аты, шли с вокзала, увидели наше кафе, зашли познакомиться. Общаемся с земляками из Екатеринбурга, там тоже вскоре появится уйгурская автономия. Из Нягани к нам приезжал представитель уйгурской диаспоры, нашел нас по Интернету, приезжал знакомиться и перенимать опыт.

— Как складываются взаимоотношения с властями региона и города?

— Отлично. Новосибирская область и город Новосибирск в национальном вопросе по России, на мой взгляд, стоят на первом месте. Власти поддерживают все автономии. Нет никакого негатива. У нас невозможно чтобы возникла ситуация как в Бирюлево. Как я уже говорил, представители разных диаспор дружат друг с другом. Мы все на концертах выступаем, в футбол играем. Благодаря администрации здесь очень теплая и дружеская атмосфера. Мы все можем сказать, что Новосибирск — наш общий дом.

— С какими проблемами сталкивается Ваша диаспора, и как Вы их решаете?

— Среди нас нет миллионеров, большинство людей трудятся за небольшую зарплату, те кто посостоятельней, как могут, помогают, например, нуждающимся оказываем благотворительную помощь, стараемся во всем друг друга морально и материально поддерживаем. Аксакалов у нас, к сожалению, нет. Средний возраст членов общины — 40 лет. У всех есть дети. Есть и чисто уйгурские семьи, есть и смешанные браки. Община создана, чтобы сохранить язык, традиции, культуру. Мы все вместе, чтобы не потерять свою индивидуальность.

Беседовал Алексей Старостин,
фото автора



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.