Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №152 — Хайтарма. Искусство крымских татар
04.07.2014

Хайтарма. Искусство крымских татар

4 июня в Государственном музее искусства народов Востока в Москве открылась выставка под названием «Хайтарма. Искусство крымских татар». Выставка организована совместно с Министерством культуры Российской Федерации и Фондом Марджани.

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин: крымские татары — народ-созидатель

Приветствие председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на церемонии открытия выставки «Хайтарма. Искусство крымских татар» в Государственном музее искусства народов Востока 4 июня 2014 г.:

Уважаемые организаторы и гости выставки «Хайтарма. Искусство крымских татар»!

От имени Совета муфтиев России и мусульманского духовенства сердечно приветствую вас традиционным мусульманским приветствием Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху и желаю всем нам мира, милости Всевышнего и Его благословения!

Я искренне рад что здесь — в центре российской столицы, в рамках официальных мероприятий, приуроченных к Году культуры, открывается выставка, которая представляет изобразительное и декоративно-прикладное искусство крымских татар. Я благодарю Министерство культуры Российской Федерации, Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани, Государственный музей искусства народов Востока за организацию данной выставки. Тем более она важна в год 70-летия депортации крымскотатарского народа со своей родной земли. Тогда на целый народ был навешан ярлык предателя Родины и, к сожалению, и поныне есть люди, которые находятся под влиянием этих штампов. Сегодняшняя выставка наглядно демонстрирует: крымскотатарский народ — носитель богатейшего культурного и исторического наследия, народ-созидатель, чрезвычайно преданный своей земле. Это народ, который видит и чувствует красоту в окружающее мире, умеет создавать красоту, ценит мир и спокойствие.

Чуть более месяца назад был принят Указ Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина о реабилитации репрессированных народов крымского полуострова, в том числе и крымскотатарского народа. Хайтарма («Возвращение») — это слово звучит особенно актуально и символично в свете событий последних месяцев. Я очень надеюсь и искренне молюсь о том, чтобы в ближайшее время мы стали свидетелями возвращения крымскотатарскому народу достойных условий для жизни, представительства в органах власти и гражданских институтах в составе Российской Федерации. Надеюсь и на то, что десятки тысяч крымских татар, остающихся по сей день в местах высылки, вернутся на свою Родину. Крымским татарам должно быть возвращено будущее, перспективы, которые у них были так вероломно отняты одним росчерком пера в 1944 году.

Мне известно, что данная выставка готовилась совместными усилиями художников, искусствоведов, коллекционеров, этнографов из Крыма, Москвы, Татарстана и других регионов нашего государства. Я благодарю вас всех за ваш труд и выражаю надежду, что обмен культурным наследием, диалог и дружба между народами нашей великой России будет крепнуть и развиваться.

Надеюсь, выставка вызовет огромный интерес москвичей и гостей города. Со своей стороны, мы обязательно организуем посещение этой выставки гостями V Московской международной выставки Халяль — Moscow Halal Expo 2014, которые сегодня уже начинают прибывать в Москву. Среди них — муфтии Польши, Эстонии, Литвы.

Открытие данной выставки — дань памяти тех, кто не смог вернуться на свою Родину и дань уважения тем, кто вернулся и возрождает свой народ. Мы — российские мусульмане, едины и гордимся тем, что наша умма обогатилась культурой крымскотатарского народа.

Вниманию московской публики будет представлено многогранное и богатое творчество крымскотатарского народа. Среди экспонатов — ювелирные украшения, вышивка, текстиль, живописные полотна, графические листы, керамика, реконструкции традиционного костюма, килимы, старинные фотографии, открытки и многое другое. В экспозицию включены как произведения традиционного искусства XIX — начала XX веков (коллекции Государственного музея Востока и Фонда Марджани), так и работы современных мастеров, — анонсирует пресс-служба Музея Востока.

— Такие замечательные выставки помогают нам заново открыть для себя искусство малых народов России. В ближайшие недели зрители смогут приобщиться к удивительно богатому культурному миру крымских татар, — сказал на открытии выставки статс-секретарь — заместитель Министра культуры Григорий Ивлиев.

В частности, на выставке экспонируются работы керамистов Рустема Скибина, Эльдара Гусенова и Марины Курукчи; ведущего мастера традиционной вышивки Эльвиры Османовой (ученицы знаменитой вышивальщицы Зулейхи Бекировой), Гульнары Негляденко, Хатиджи Юнусовой, Лили Каишевой, Алиме Гусеновой (учениц самой Османовой), а также вышивки и эскизы орнаментов Юлии Тулуповой. Мастер ковроткачества Сабрие Эюпова представит килимы, сотканные по эскизам Мамута Чурлу (лидера объединения крымскотатарских художников-ремесленников «Чатыр-Даг»), Ульвие Аблаева — реконструкцию мужского и женского крымскотатарского костюма, а художник кино Венера Курмаева — декоративные панно в национальном стиле. Особое место в экспозиции займут фотографии и открытки из коллекций Низами Ибраимова и Рифхата Якупова, которые рассказывают о жизни крымских татар до депортации в 1944 году и после их возвращения на свою историческую родину.

— Ограбленный, лишенный родины, рассеянный по большим территориям, связанный рабским статусом спецпоселенцев народ практически утратил возможность поддерживать свою этническую идентичность — свободно говорить на родном языке, передавать детям богатые традиции предков, — напоминает Музей Востока.

Название выставки, подготовленной спустя 70 лет после трагических событий, выбрано не случайно. Хайтарма (в переводе с крымскотатарского означает «возвращение») — это народный танец, который испокон веков исполнялся на традиционных свадьбах. Многие годы он ассоциировался с возвращением народа на родную землю. В свете недавних событий это слово обретает особый смысл, замечает музей.

Еще до присоединения Крыма к России, выставку планировали назвать «Хайтарма», что по-татарски значит «возвращение». Сегодня организаторы признаются, они оказались «политическими провидцами». Актуальность выставки оценили в Российской Академии художеств — на выставку пришел ее президент Зураб Церетели, — в Министерстве культуры и в Совете муфтиев России. По их словам, открытие этой выставки именно сегодня — знаковое событие.

Глава Фонда Марджани Рустам Сулейманов отметил, что часть представленных экспонатов уже находилась в Москве, в том числе и в фондах Музея Востока, с прошлого года. Кроме того, Фонд Марджани также является обладателем коллекций произведений как старого искусства, так и современных мастеров. «Современные изделия и предметы искусства, созданные за последние годы художниками и мастерами крымскотатарского народа, привести в Москву проблемы не составило. Тем более, большинство экспонатов находились в России, начиная с осени. Осенью в Казани прошла похожая выставка, но не такая масштабная и красивая как в Москве», — заявил глава Фонда Марджани Р. Сулейманов.

«Эта выставка показывает, что интерес общества, а также государственных структур России к крымскотатарской культуре есть. Задача нашего общества и власти пользоваться возможностями и проснувшимся интересом к новым сторонам российских реалий и познавать это „приобретение“. То, что мы представляем сегодня в Музее Востока — это не запрещено, поэтому об этом можно рассказывать, показывать и узнавать. Могу также отметить, что крымскотатарское искусство в последние годы набирало популярность и в самом Крыму, в том числе за счет туристического трафика. Кроме того, оно было подкреплено как высоким качеством с точки зрения искусства, так и с точки зрения исполнения. Поэтому я думаю, что в России должны оценить данную выставку весьма высоко», — уверен Рустам Сулейманов.

Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов также отметил, что выставка имеет особое значение. «Выставка подготовлена спустя 70 лет после известных трагических событий и демонстрирует стойкий характер крымско-татарского народа, сумевшего сохранить идентичность, продолжить и развить свое искусство», — отметил сенатор.

Михаил Маргелов обратил внимание на то, что выставка названа «Хайтарма» — в честь танца, символизирующего возвращение. «Теперь слово „возвращение“ приобрело двойной смысл — возвращение на родную землю и в Россию».

На выставке представлены произведения современного искусства крымских татар, заметил парламентарий. «Мы видим отраженную в художественном творчестве трагическую судьбу народа, не только в присущих этому творчеству символах, но и в фотографиях». В частности, в экспозиции представлены старинные фотографии, рассказывающие о бытовой культуре крымских татар, о старом Крыме, а также снимки, которые знакомят с возвращением этого народа в Крым после депортации 1944 года.

«Сегодня мы можем говорить о возвращении в многонациональную культуру России художественного творчества крымских татар», — подчеркнул Михаил Маргелов. При этом он напомнил, что искусство этого народа более двух веков присутствовало в русской культуре и развивалось. Например, в Петербурге издавались книги на тюркских языках, в том числе переводы А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, а крымско-татарские легенды, воспевающие красоты Крыма, входят в сокровищницу мировой литературы.

Выставка будет работать до 29 июня 2014 года. Адрес Музея Востока: Москва, Никитский бульвар, д. 12а



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2022 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.