Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №152 — Новая концепция государственной религиозной политики Кыргызстана и будущая реформа муфтията
04.07.2014

Новая концепция государственной религиозной политики Кыргызстана и будущая реформа муфтията


Президент Кыргызстана А.Атамбаев принял директора Госкомиссии
по делам религий О.Молдалиева. Бишкек, КР. 27 мая 2014 г.

В Кыргызстане проходит обсуждение новой концепции государственной политики в области религии. Причиной для изменения отношения руководства страны в столь важном вопросе стало заметное усложнение ситуации в сфере религии в целом, появление и активное развитие сект, религиозно-экстремистских организаций, примеры совершения террористических актов группами экстремистов, выезд некоторых граждан для участия в боевых действиях в Сирии. Данные тенденции настоятельно требуют изменения формата работы с религиозными организациями.

На заседании Совета обороны 3 февраля 2014 г. руководством страны было признано, что наряду с предоставлением полной свободы для верующих, государством за период независимости также были допущены определённые ошибки, выразившиеся в его самоустранении из религиозной сферы.

Первым шагом в исправлении ситуации является разработка, обсуждение и принятие новой концепции государственной политики в области религии.

Работа над ней проводилась при активном участии экспертного сообщества, совместно с представителями от Аппарата президента, Госкомиссии по делам религии и иных профильных органов. В настоящий момент проект концепции с 15 по 25 апреля прошёл обсуждение в регионах республики, а также финальное обсуждение 6 мая. Мы опираемся на последние изменения текста данного документа.

Бросается в глаза практически двукратное увеличение списка терминов и понятий, что отражает расширение круга вопросов рассматриваемых концепцией.

В обсуждаемом ныне проекте дано разъяснение понятию «светскости», чего давно требовало экспертное сообщество. В итоге, под светским отныне понимается то государство, «в котором религиозные организации отделены от управления государством, обеспечиваются равные права граждан на реализацию свободы совести и вероисповедания и возможность получения светского образования». Таким образом, сохранены барьеры для невмешательства религии в дела государства. Государственные же органы имеют право вмешиваться во внутриконфессиональные отношения в случае нарушения законодательства республики.

Концепция 2006 г. и проект, обсуждаемый сейчас, приводят статистику по численному составу религиозных организаций. При сравнении двух документов получается, что за восемь лет в Кыргызстане значительно возросло количество мечетей с 1619 до 2362. Незначительно увеличилось и число церквей и приходов Русской православной церкви с 46 до 49. Среди протестантских организаций наибольший рост наблюдается у церквей пятидесятников — с 45 до 56 общин, пресвитериан — с 18 до 38, харизматического направления — с 16 до 43. Другие церкви и деноминации растут значительно более умеренными темпами.

Если рассматривать суть проекта концепции, то он утверждает следующие положения:

В рамках ислама необходимость придерживаться ханафитского мазхаба, и более точнее, матуридистского направления в вероубеждении. «Ханафизм отличается от других мазхабов тем, что в силу своей веротерпимости не противопоставляет национальные традиции и исламские ценности, имеет идеологическую основу для развития партнерских отношений с государством», — отмечается в концепции.

Недопустимость политизации религии. Признаётся, что повседневной практикой стало использование религиозных идей для достижения личных, корыстных, в том числе и криминальных целей. Нередки случаи, когда таким образом совершаются попытки по оправданию торговли наркотиками якобы для финансирования своей праведной деятельности. К слову сказать, в действующей концепции нет даже упоминания про политизацию религии.

В концепции 2006 г. также нет ни слова о прозелитизме. В обсуждаемом же проекте этому вопросу уделено значительное внимание и ограничен т. н. «недопустимый прозелитизм — вовлечение людей в религиозную организацию за счет оскорбления религиозных символов и чувств верующих, а также — с использованием неправомерных методов воздействия на личность, когда под давлением и принуждением она теряет возможность реализовывать свое право на свободу совести и вероисповедания». Таким образом определяется, что религиозные деятели могут действовать только методами убеждения и свободной дискуссии.

То же правило относится и к миссионерству, которое не должно использовать методы недопустимого прозелитизма.

Проект концепции уделяет значительное внимание проблеме образования, как светского, так и религиозного. Признаётся, что система начального и среднего образования имеет значительные изъяны, для чего государству следует уделять данной сфере значительное внимание и реформировать данную систему. Изменения относятся и непосредственно к некоторым частям программы обучения, в частности, неприятия сугубо атеистического подхода в объяснении тех или иных явлений. К примеру, «государственные образовательные стандарты по биологии, кроме дарвиновского учения о происхождении мира и человека, должны обязательно учитывать информацию о том, что это лишь одна из существующих в науке точек зрения по данному вопросу».

В остальном, проект концепции утверждает предложения, имеющиеся в законопроекте о религиозном образовании, инициированном депутатом Каныбеком Осмоналиевым ещё в 2012 г.

Так, к примеру, проект концепции утверждает необходимость введения в школьную программу предметов основ культуры и религиоведения. Это необходимо для формирования поколения кыргызстанцев «способных отличить созидательные идеи, положенные в основу религий, от радикальных, деструктивных идей и отстаивать истинные социальные и духовно-нравственные ценности».

Религиозное образование в соответствие с текстом проекта концепции также необходимо реорганизовать и ввести лицензирование учреждений: медресе, институтов и университетов. В учебные программы должны быть в обязательном порядке введены светские предметы. Это требование необходимо для того, чтобы выпускники данных заведений могли легче адаптироваться к условиям рыночной экономики, не вступать в конфликт с обществом.

Требование лицензирования включает в себя необходимость соответствия данных учебных заведений государственным образовательным стандартам. Это относится не только к зданиям, освещению, количеству учащихся в классах, но и к обеспеченностью профильной литературой, квалифицированным преподавательским составом. Можно лишь предположить, что исполнение данных требований займёт в первую очередь у многих региональных медресе значительное время. Определённое количество из них, вероятно, не смогут из-за финансового состояния соответствовать стандартам, и, со временем, либо прекратят свою деятельность, либо перейдут на подпольную работу. Но однозначно и то, что движение в направлении стандартизации религиозного образования в Кыргызстане необходимо.

Предлагается также проведение унификации программ обучения в религиозных образовательных учреждениях. Можно поддержать и данный пункт, т. к. он станет одним из основных факторов сохранения единого понимания ислама в Кыргызстане, позволит ввести в определённые границы преподавателей религии, окончивших обучение в зарубежных учебных центрах, и, соответственно, несущих стереотипы и установки, правила, принятые в странах, в которых они обучались.

Проект концепции затрагивает и проблему влияния иностранных граждан и государств на образование кыргызстанцев. Прямо говорится, что современная религиозная палитра Кыргызстана сформировалась благодаря активной деятельности в республике организаций и спонсоров из Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Кувейта, Египта, Пакистана.

В связи с этим настоятельно утверждается необходимость осуществления контроля над учебными заведениями, в той или иной степени осуществляющих преподавание религии и финансирующихся из-за рубежа. Для контроля за обучением вне пределов республики требуется «проводить мониторинг зарубежных религиозных учреждений, в которых обучаются граждане Кыргызстана, информировать граждан о целесообразности или нецелесообразности поступления в те или иные религиозные учебные заведения».

По проекту концепции внимание уделяется не только религиозному образованию молодёжи, но и повышению уровня образования имамов. Для этого государство должно «наладить систему централизованного обучения с привлечением специалистов религиоведческих и теологических факультетов и отделений вузов республики и госструктур с целью повышения квалификации имамов и других духовных лиц». Стоит отметить, что данное условие крайне важно в сложившихся обстоятельствах, т. к. именно из-за слабости духовенства на местах происходит усиление позиций религиозно-радикальных группировок.

Помимо сферы религиозного образования проект концепции по сути описывает и принцип работы фонда «Ыйман». Так, в обязанности государственных органов входит также «проводить совместно с религиозными организациями, подтвердившими свою социокультурную значимость для Кыргызстана, образовательные, культурно-просветительские, иные мероприятия и реализовывать образовательные проекты, направленные на духовно-нравственное, гражданско-правовое и патриотическое воспитание учащихся (в том случае, если это не связано с религиозной деятельностью)». Употребление формулировки «организаций, подтвердивших свою социокультурную значимость для Кыргызстана» означает, что данное сотрудничество и поддержка будут оказаны, в соответствии с текстом самого проекта, традиционному исламу и православному христианству.

Таким образом, на основе анализа проекта новой концепции государственной религиозной политики можно сделать вывод о том, что она меняет отношение государства к сфере религии, отходит от крайнего либерализма к системе относительного контроля. Проект включает в свой состав вопросы, ранее выпавшие и не рассматриваемые. Проект концепции является попыткой решения давно наболевших проблем в первую очередь среди мусульманской уммы. Поэтому он, помимо других вопросов, очерчивает и основные контуры будущей реформы Духовного управления мусульман Кыргызстана.

Роман ВЕЙЦЕЛЬ,
Кыргызстан



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.