Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №152 — 150 лет трагедии и победы: к окончанию Кавказской войны
04.07.2014

150 лет трагедии и победы: к окончанию Кавказской войны

21 мая по старому стилю (2 июня) 1864 года в местечке Кбаада (современная Красная поляна) близ Сочи в верховьях реки Мзымта торжественным молебном и парадом войск было отпраздновано окончание Кавказской войны и утверждение русского владычества на Западном Кавказе. Закончилась одна из самых длительных войн в российской истории — «Кавказская война», продолжавшаяся 47 лет. Россия утвердилась на Кавказе от Каспия и до Черного моря.

Война памяти

Со времен Екатерины II Северный Кавказ рассматривался как регион, обеспечивающий доступ к Закавказью, прежде всего Грузии. Если учесть, что в 1991 г. распалась единая страна, то территории к северу от Кавказского хребта превратились в пограничную зону. Их ожидало не только принятие деклараций о государственном суверенитете, но и продолжающееся уже третье десятилетие кровопролитие, особенно на Восточном Кавказе. В двух чеченских войнах 1990-х гг. видят во многом отголосок «Кавказской войны» или «войн».

В данной статье мы сосредоточимся прежде всего на событиях 150-ти летней давности и трагедии адыго/черкесских народов для которых потеря их земель и исчезновение целых народов на Западном Кавказе и в Причерноморье является важнейшей исторической трагедией. Следует отметить, что она не столь тотально задела тюркские народы — соседей черкесов, вайнахов и народы Дагестана. Для балкарцев, карачаевцев, чеченцев, ингушей роль величайших бедствий в их истории выполняют депортации 1943 г. Только лично побывав в Дагестане, я понял истоки культа имама Шамиля, который добился гарантии сохранения Родины для подданных его государства.


Работа Франца Алексеевича Рубо (1856–1928) «Благословление воды на Кавказе»

Тема Кавказской войны превалирует на Западном Кавказе с 1990-х гг., где мы видим «войну законов». 7 февраля 1992 г. Верховный совет Кабардино-Балкарской ССР принял постановление «Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы русско-кавказской войны». В 1994 г. парламент КБР обратился в Госдуму РФ с вопросом признания геноцида черкесов. В 1996 г. с аналогичным вопросом обратился Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея и президент Республики Адыгея. Заметим, что парламент Карачаево-Черкесии, где первый из титульных народов является тюркским, не принял аналогичную резолюцию. При президенте Михаиле Саакашвили 20 мая 2011 года парламент Грузии принял резолюцию о признании геноцида черкесов Российской империей во время Кавказской войны.

Сочинская Олимпиада 2014 г. вновь оживила дискуссии, когда был поставлен вопрос об «Олимпиаде на костях» и «Сочи как земле геноцида» черкесского народа. 20 и 21 мая в республиках юга России (Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Абхазии, Карачаево-Черкесии), Москве, Сочи, Тбилиси, Сухуми прошли мероприятия, посвященные 150-летию окончания Кавказской войны.

С другой стороны, существуют оценки российских имперских чиновников и историографов, с которыми во многом совпадают современные оценки сторонников многовекового пребывания православных/русских/казаков в Черноморье. Здесь итоги Кавказской войны описываются с плюсом как часть цивилизующей миссии империи. Важной является и европейская точка зрения, где преобладает позиция британцев. По ней, горцы Кавказа считались «естественным барьером» на пути Российской империи на юг к «жемчужине британской короны» Индии). Крымская (Восточная) война 1853–1856 гг. и доминирование в ходе нее британского флота в Черноморье, претензии Турции на Северный Кавказ (особенно регионы расселения черкесов) способствовали ужесточению позиции российских властей. За этими оценкам исчезает трагедия миллионов людей, чей многовековой уклад, да и сама жизнь оказались между жерновами трех империй: Российской, Османской и Британской.

Вместе с последней меткою пулею, мы покидаем Кавказ

В ходе Крымской войны Россия выбрала тактику береженья сил на Черноморском побережье Кавказа. В условиях господства противников на море оборонять форты береговой линии без поддержки флота было невозможно. Поэтому укрепления между Анапой, Новороссийском и устьями Кубани были уничтожены. Во время войны снабжение черкесов оружием, военными материалами, а также переброской добровольцев из Турции позволило им продолжать сопротивление. Парижский мирный договор (март 1856 г.) признал за Россией её права на все завоевания на Кавказе. Единственным пунктом, ограничивающим российское владычество в регионе, являлось запрещение содержать военный флот на Черном море и строить там прибрежные укрепления.

6 сентября 1859 г. имам Шамиль сдался командующему Кавказской армией князю А. И. Барятинскому: на Северо-Восточном Кавказе война закончилась. В ноябре 1859 г. наместник Шамиля на Западном Кавказе имам Мухаммед-Амин признал свое поражение и присягнул на верность России. В декабре того же года внезапно скончался лидер черкесов, Сефер-бей Зан, а к началу 1860 г. Черкесию покинул отряд европейских добровольцев. В 1860 году прекратили сопротивление натухайцы.

Борьбу за независимость продолжали абадзехи, шапсуги и убыхи. В июне 1861 года представители этих народов собрались на общее собрание в долине реки Саше (в районе современного Сочи). Ими был учрежден верховный орган власти — Меджлис Черкесии. Правительство Черкесии пыталось добиться признания своей независимости и вести с русским командованием переговоры об условиях прекращения войны. За помощью и дипломатическим признанием Меджлис обратился к Британии и Османской империи. Возможно, что некоторую передышку горцы получили из-за Крестьянской реформы 1861 г. и польского восстания 1863–1864 гг., когда власти концентрировали войска и усилия на других направлениях. Вплоть до 1864 года горцы медленно отступали все дальше на юго-запад: с равнин в предгорья, с предгорий в горы, с гор — на черноморское побережье.

Российское военное командование, используя стратегию «выжженной земли», рассчитывало вообще очистить все Черноморское побережье от непокорных черкесов, либо истребив их, либо изгнав за пределы края. Наместник Кавказа князь А. И. Барятинский ясно выразил правительственную точку зрения Российской империи о черкесах, пытавшихся выехать с Кавказа под видом паломников-хаджи: «А знаете что? Ведь это, пожалуй, и не дурно, что уйдет эта сволочь, которая нам только в тягость. Не останавливайте, пусть идут в Мекку или куда хотят». В поздравительном письме от 21 мая 1864 г. Александру II по случаю окончания Кавказской войны князь А. И. Барятинский предлагал: «Без потери времени и, насколько возможно, выселять в Турцию горцев, а раз страна будет от них очищена, мы утвердим свое положение навсегда».

Генерал-майор Ростислав Фадеев в 1860 г. по поручению князя А. И. Барятинского написал официальную историю Кавказской войны, вышедшую в свет под заглавием «Шестьдесят лет кавказской войны». Он откровенно писал: «Не было другого средства укрепить эту землю за Россией бесспорно, как сделать ее действительно русской землей. Меры, пригодные для восточного Кавказа, не годились для западного. Нам нужно было обратить восточный берег Черного моря в русскую землю и для того очистить от горцев все прибрежье. Надобно было истребить значительную часть закубанского населения, чтобы заставить другую часть безусловно сложить оружие». Генералам на Северном Кавказе хотелось стереть память о недавних поражениях и сравниться с соратниками, которые в 1860-х гг. присоединили к Империи территории на юге Казахстана и в Средней Азии.

По официальным российским данным в 1858–1865 гг. Северный Кавказ покинуло 439.194 человек. Из них подавляющее большинство составили адыги Северо-Западного Кавказа. Так как перепись населения в этом регионе был проведена только в 1897 г., а в паспортах для эмиграции указывалось имя только главы семьи, то невозможно определить реальный размер потерь на войне и эмигрировавших. Число последних называется в 900 тыс. чел. и даже 1,2 млн чел. Многие из них погибли от голода и лишений еще на территории России, при переезде по морю и в лагерях беженцев в Османской империи. Впрочем были и те, кто призывал к эмиграции (мухаджирству), получил средства от оттоманского и русского правительств и сделал карьеру в Блистательной Порте.

В прошедшем веке чистки по национальному признаку и депортации народов стали общим местом, затронув многие христианские народы. Массовым репрессиям подверглись казаки, сменившие тюрок и черкесов во многих регионах Причерноморья. Поэтому трагический опыт Кавказской войны должен напоминать о ценности судьбы каждого человека и судьбы целых народов.

Айдар ХАБУТДИНОВ,
доктор исторических наук



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.