Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №150 — Муфтий шейх Равиль Гайнутдин: Российские мусульмане готовы быть полезны своему Отечеству
29.05.2014

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин: Российские мусульмане готовы быть полезны своему Отечеству

Выступление председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации под председательством руководителя Администрации Президента Сергея Иванова 24 апреля 2014 года в Москве.

Уважаемый Сергей Борисович! Уважаемые участники заседания!

Национальная и религиозная принадлежность составляют основу самосознания человека и кодекса его поведения.

Духовные лидеры на протяжении тысячелетий являлись выразителями как религиозных, так и национальных идей и интересов. Я хотел бы коротко вспомнить об опыте мусульманской общины в истории российского государства.

На протяжении веков религия Ислам выполняла охранительную, компенсаторскую функцию для мусульманских общин, живших в инокультурном окружении. Мусульмане, живущие в непосредственном соседстве с православными народами, веками сохраняют свою идентичность и религиозные убеждения. Сегодня этническое и религиозное многообразие воспринимается как богатство России.

На протяжении 14 веков мусульмане на территории нашей родины защищали наши государства от внешних врагов.

Во время выступления на торжественном собрании, посвященном 1000-летию Казани, 26 августа 2005 года президент России Владимир Путин сказал: «Фактически, защищаясь от других иноземных захватчиков, и Русь, и Поволжские ханства одновременно, а часто и вместе, отстаивали право на то, чтобы окончательно укрепиться на своей исконной земле. И впоследствии целый ряд особенностей государственного устройства России, а также черты имперского политического сознания были предопределены именно отношениями с поволжскими ханствами».

Мы по праву гордимся тем, что в России в дагестанском городе Дербенте располагается одна из древнейших мечетей мира VIII века постройки. Второй по древности в нашей стране является Ханская мечеть XV века в городе Касимове Рязанской области — некогда столице Касимовского ханства. На протяжении веков в любом ауле, любой городской слободе, которую основывали татары-мусульмане, вначале появлялась мечеть или иное молельное помещение, а затем религиозная школа — мектеб или медресе. Хочу процитировать крупнейшего российского крымскотатарского деятеля конца XIX —начала XX века Исмаила Гаспринского: «Такая мусульманская община в 10–20 семейств, куда бы ни была заброшена судьбой, сей час группируется вокруг мечети или школы, совмещаемых нередко в одном и том же помещении, и немедленно (...) примыкает к сфере действий какого-либо ближайшего медресе, куда посылают детей, предназначаемых к высшему мусульманскому обучению. (...) Всякая такая община представляет собою миниатюрное государство с прочной связью частей с целым и имеет свои законы, общественные порядки, учреждения и традиции...».

И вместе с тем, неверно было бы полагать, что религия служила для наших народов лишь инструментом консервации и охранительства.

Напротив, религиозная традиция в истории мусульманских народов России становилась мощным вдохновляющим фактором для созидательной деятельности, защиты государственных интересов.

С именем Всевышнего на устах наши предки защищали рубежи нашей Родины, проявляли мужество и бесстрашие во время Смуты, Отечественной войны 1812 года, Первой мировой войны, Великой Отечественной войны и даже в новейшей истории — во время грузинской агрессии в Южной Осетии в 2008 году. Огромную роль сыграли российские мусульмане в лице татарских имамов в просвещении народов Казахстана и Средней Азии.

Под лозунгом возрождения религии в конце XIX века в среде российских мусульман возникло и сформировалось движение джадидизма, впоследствии ставшее известной во всем мире школой общественной и философской мысли. Не случайно я цитировал сегодня отрывок из статьи основателя джадидизма Исмаила Гаспринского. Он первым сформулировал понятие «русское мусульманство», которое он понимал как мусульманскую общность внутри России, сохраняющую свою религиозную и национальную идентичность, но при этом преданную интересам своего Отечества и инкорпорированную в систему общественных и властных отношений государства. Исмаил бей был сторонником русско-восточного соглашения, то есть союза России, Турции и Ирана во имя защиты своих интересов и территорий от поползновений с Запада и Востока. Будущее мусульманских народов империи великий просветитель однозначно связывал с Россией.

Гаспринский писал: «Рождаясь и живя в России, под охраной и покровительством общегосударственных законов, неся, наравне со всеми, общие обязанности и повинности, русские мусульмане исполняют свой долг как верноподданные граждане России. Но этого мало. Желательно, чтобы (...) русское мусульманство прониклось убеждением в том, что Провиде̒ние, соединив его судьбы с судьбами великой России, открыло пред ним удобные пути к цивилизации, образованности и прогрессу».

Позиция выдающегося просветителя полностью разделяется современными российскими мусульманами. Создание учебных заведений, средств массовой информации, культивирование образованности, развитие наук, сохранение своих духовных традиций — это то, к чему сегодня стремится мусульманское сообщество России и видит в этом путь преодоления нечестивых попыток эксплуатировать религиозные чувства людей для достижения политических целей. Сегодня Россия — одно из немногих государств, которое открыто заявило свое несогласие с политикой отрицания традиционных семейных ценностей, испытанных веками постулатов межчеловеческого общения. Этот шаг очень позитивно воспринят во многих частях света.

Пользуясь случаем, я хочу пригласить участников сегодняшнего заседания на Х Международный Мусульманский форум в Москве, который будет посвящен поддержке нашей государственной политики и пройдет осенью 2014 года под темой «Кризис традиционных ценностей и роль религии в его преодолении». Во многих частях света сегодня ищут ответ на вопрос о том, как сохранить собственную уникальность в условиях всепроникающего влияния глобализации. Убежден в том, что если Россия и в дальнейшем сумеет сочетать консервативную мораль, поступательное экономическое развитие и активную позицию на международной арене, этот ее опыт будет чрезвычайно востребован во многих частях мира, в том числе и во многих странах арабо-мусульманского Востока.

Мы — российские мусульмане готовы быть полезны своему Отечеству в наведении мостов со своими единоверцами.

Исторически тюрки-мусульмане выполняли интегрирующую роль в отношении множества народов на перифериях империи и даже в дальнем зарубежье. Татарские имамы по сию пору возглавляют мусульманские общины Украины, Беларуси, стран Балтии, Финляндии. Исторически сложившиеся прочные духовные связи с мусульманскими народами Средней Азии и Казахстана на современном этапе оформляются в широкую программу повышения квалификации мусульманского духовенства стран Содружества в России. Мы надеемся, что эта программа найдет поддержку и в лице российской государственной власти как один из очень действенных шагов в направлении интеграции и адаптации мигрантов-мусульман. Потенциал влияния имамов — выходцев из стран СНГ на диаспоры и общины трудовых мигрантов велик и незаслуженно обделен вниманием.

Ситуация на трудовом рынке России, демографические проблемы во многих российских регионах показывают нам необходимость использования труда и людского потенциала мигрантов прежде всего из стран территорий бывшей Российской империи и СССР. Сегодня мы ставим своей задачей привлекать к делу просвещения и интеграции мигрантов их же соплеменников, но воспитанных в наших учебных заведениях, прежде всего в столице России и центре Евразийского Союза — Москве. Отрадно, что эта наша миссия находит полное понимание среди наших собратьев в СНГ как на уровне духовенства, так и государственной власти. Резюмируя свое выступление, хочу вновь подчеркнуть, что религиозная традиция, институт духовенства служит Господу Миров через служение народу.

Мы готовы оказать поддержку власти в ее благих начинаниях, служащих интересам людей, их душевному и материальному благополучию.

Спасибо за внимание.

24 апреля 2014 г., Москва

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.