Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №150 — Мухиддин Кабири: отсутствие перспектив может подтолкнуть мигрантов в сеть различных группировок экстремистского характера
29.05.2014

Мухиддин Кабири: отсутствие перспектив может подтолкнуть мигрантов в сеть различных группировок экстремистского характера

В конце марта состоялся официальный визит лидера Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддина Кабири в Россию. Он приехал по приглашения Казанского Федерального Университета, но кроме Казани посетил и Москву, где встретился с известным политическим деятелем Евгением Примаковым и председателем Совета муфтиев России шейхом Равилем Гайнутдином, где основной темой разговоров стала миграция. В интервью газете «Медина аль-Ислам» он рассказал о задачах, которые стоят перед Партией исламского возрождения Таджикистана и о проблемах, с которыми сталкиваются мигранты в России.

— Мухиддин ака, мы с Вами беседуем впервые. Поэтому было бы логично начать с вопроса о Вашей биографии. Как вы приняли решение стать лидером исламской партии? Вы ведь осознавали, какие большие трудности будут вставать перед Вами?

— Слава Аллаху, я вырос в мусульманской семье и с детства получил образование и воспитание в духе ислама. И, наверное, не случайно я вошел в партию. Моя семья жила и живет согласно требованиям ислама. К тому же, мой брат долгое время до меня был активистом партии. Именно мой брат и мой устод (духовный наставник, — прим. ред.) привели меня в партию. Я с молодости состоял в партии, был активистом молодежного крыла, потом был членом президиума и заместителем председателя партии. После ухода покойного устода Саида Нури съезд партии и президиум выдвинули меня в качестве председателя партии. Конечно, я понимаю, и тогда я понимал, что это достаточно тяжелая ноша и быть председателем единственной религиозной партии в регионе — это сложная задача. Надо быть достаточно гибким, с одной стороны, чтобы работать в правовом поле, а с другой стороны, отвечать требованиям и чаяниям членов партии и всех тех, кто ждет исламского лидера в защиту своих прав, чтобы он вел за собой последователей.

— Каковы основные задачи Партии исламского возрождения? Есть ли по вашему потребность в подобных партиях в других странах СНГ, где преобладающее большинство населения мусульмане?

— Я думаю, каждая страна, каждое общество должно исходить из своих реальностей. Нет необходимости повторять наш опыт в других государствах Центральной Азии и в тех государствах, где мусульмане живут компактно и преобладают. Ситуация в Таджикистане в то время была такова, что создание подобной партии и ее легитимизация привела к миру и стабильности в стране. Но попытка создание такой партии в другом государстве может привести только к дестабилизации обстановки. Поэтому надо исходить из реалий и нынешней ситуации.

А что касается наших задач, то задача любой партии — это реализовать свои уставные и программные цели, используя законные методы и возможности, в т. ч. и власть. Партия использует властные рычаги в реализации своей программы и планов. И в этом плане наша партия не исключение. Но отличие нашей партии от других заключается в том, что мы не рассматриваем власть и государственные посты как единственный механизм реализации наших задач и целей. Наша партия считает, что государственная власть — это важная опора, один из главных механизмов работы, но ведь есть и другие механизмы, возможности реализовать программу. Например, взаимодействие с народом, проведение различных мероприятий. Любая партия может как прийти к власти единолично, так и участвовать вместе с другими партиями во власти. Она может единолично составить правительство, но для нас это не главная цель и не главный механизм. Наша задача заключается в том, что мы должны отвечать надеждам и чаяниям наших последователей, защищать их права, защищать их интересы и самое главное — защищать исламские ценности в обществе. Если мы почувствуем, что наша деятельность работает против исламских ценностей, то мы будем должны закрыть партию, ведь наша партия была организована для помощи исламу и мусульманам, а не наоборот. Поэтому я не сторонник людей, для которых партия является самоцелью. Я рассматриваю партию как способ и механизм защиты отстаивания интересов и ценностей ислама.

— Каково сейчас положение партии в Таджикистане? В СМИ появляются различные сообщения негативного характера в отношении ПИВТ.

— Я бы не сказал, что информация негативного характера, больше тревожного. Многие говорят, что наша партия вторая по влиянию после президентской власти. Выборы 2010 года показали, что у нашей партии есть потенциал, есть электорат, и это напугало некоторых людей в Таджикистане, после этого пошла нервозная обстановка и давление на партию. К сожалению, некоторые чиновники рассматривают нашу партию не просто как своего конкурента, а чуть ли не как врага. Они бояться потерять вес, должности и статус, который у них есть сегодня. В любом другом государстве победа оппозиции — это нормальное явление, а поражение политических партий воспринимается спокойно. У нас так получилось, что в государствах Центральной Азии сложилось такое мнение, что власть дается пожизненно. Потеряв власть, они думают, что потеряют все: статус, деньги, комфортную жизнь. Поэтому эти люди строят из нашей партии образ врага, хотя на деле все должно быть иначе.

— Мухиддин ака, Вы очень часто посещаете Россию, наверное, раз 4–5 в год минимум. Понятно, что это связано, с проблемами миграции. Какие на ваш взгляд, сейчас надо решать проблемы в сфере миграции и как?

— Я приезжаю в Россию часто и по разному поводу. В этот раз я приехал по приглашению Казанского Федерального Университета. Каждый раз когда я приезжаю, обязательно встречаюсь с мигрантами и обсуждаю вопросы касающиеся мигрантов, потому что это болезненная тема для нас. Чуть ли не половина трудоспособного населения находится в России. Они содержат не только свои семьи, но и свое государство, отправляя ежегодно около 5 млрд долларов США в Таджикистан. В то же время весь госбюджет республики — 2,2 млрд. Мигранты отправляют в 2 раза больше денег, чем наш бюджет. Поэтому для нас очень важно обсуждать эти вопросы и помочь им в трудоустройстве и при возникновении других проблем, чтобы у них была социальная защита. Но, к сожалению, очень много вопросов остались нерешенными и они с каждым годом только увеличиваются. Например, сегодня сотни тысяч трудовых мигрантов были депортированы или находятся в списках на депортацию. Это означает, что мы не смогли урегулировать этот вопрос на более высоком, законодательном уровне, в сфере межправительственных соглашений. Люди ждут от нас решения своих проблем. Между Россией и Таджикистаном подписывается много соглашений, а обычный гражданин эффекта от этих соглашений не чувствует.

Мы подписали соглашение о нахождении на территории Таджикистана 201-й мотострелковой дивизии РФ на 49 лет. Это — случай чуть ли не единственный в современном мире, что соглашение подписывается на столь долгий период. Между нашими странами существует ряд других соглашений. А что получит от таких соглашений обычный гражданин, который строит не только Россию, но и обустраивает свой родной Таджикистан? Когда я вижу отчаяние в их глазах, а в их голосе дрожь, они не знают что будет завтра с ними. Это естественно влияет на нас, и это означает, что мы не смогли выполнить до конца свою миссию.

— Каким образом сейчас миграция из Таджикистана влияет на внутреннюю ситуацию в республике и политику в стране?

— Пока миграция влияет только на экономику, а на политику она влияет в другом плане. Если бы у нас в стране провели открытые, прозрачные выборы, то как раз мигранты определили бы их исход. Но у нас, к сожалению, голос мигранта не учитывается. Поэтому фактор мигрантов не влияет на внутреннюю ситуацию в стране. Но это не говорит о том, что в будущем мигранты не будут головной болью власти. Ведь мигранты могут высказать свое последнее слово, и никто не знает, какие предпочтения будут у них. Надо быть сейчас очень осторожным и стараться вовлекать мигрантов в общественно-политическую жизнь.

Здесь необходимо отметить, что отсутствие перспектив может подтолкнуть мигрантов в сеть различных группировок экстремистского характера, которых ни в России, ни в Таджикистане не смогли нейтрализовать. Пользуюсь новыми технологиями, социальными сетями, мигранты все чаще попадают в сети радикалов. Многие наши мигранты, приезжая в Россию, становятся более радикальными. Поэтому мы каждый раз не только говорим об этом, но и делаем конкретные шаги. Мы все должны понимать, что без диалога с народом, особенно с представителями ислама невозможно решать эту проблему. К сожалению, нас выставляют в качестве врагов народа, и не допускают нас к различным проектам. Несмотря на запреты и давление, мы выполняем свою миссию, ведь не выполнив ее, это обернется против нас самих же.

— Недавно в состав России была включена Автономная Республика Крым. Какова Ваша позиция в этом вопросе? Ведь в Крыму проживают наши единоверцы — крымские татары.

— Я уже высказывался по этому поводу в различных СМИ, в том числе и российских. С юридической точки зрения там не все безоблачно, многие об этом знают. Но де-факто Крым стал частью Российской Федерации, признается референдум мировым сообществом или нет. Все зависит от крымских татар, что в будущем наши единоверцы получат от этого присоединения. В 1944 году, крымские татары получили приказ о депортации из Москвы, из Кремля. Но депортация ассоциируется не со Сталиным, а с Москвой и Кремлем. И Россия должна сделать все, чтобы крымские татары почувствовали новую жизнь не только в экономическом и социальном плане. Они должны почувствовать что их признают, их уважают, они имеют такие же права как и все остальные, а может быть даже больше. В качестве компенсации за те страдания, которые они пережили. Слов не достаточно, наши единоверцы крымские татары должные еще увидеть и действия.

Беседовал Роберт Шарифуллин

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.