Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №150 — Становление исламского образования в золотоордынском Крыму
29.05.2014

Становление исламского образования в золотоордынском Крыму


Крым. Комплекс мечети хана Узбека и медресе в Солхате (Старом Крыму), 1314 г.

Длительное время культурные достижения Крыма в «исламский период» истории полуострова сводились преимущественно к исследованиям литературных, фольклорных и архитектурных памятников. Собственно крымское религиозное наследие как золотоордынских, так и ханских времен традиционно оказывалось вне пределов научных интересов исследователей-востоковедов. За исключением нескольких авторов (преимущественно крымскотатарских и турецких), подготовивших ряд библиографических указателей, печатных изданий рукописей, а также специальных исследований, религиозная традиция крымских татар так и нашла должного освещения в современном востоковедении.

Не следует забывать и о том, что этому поспособствовали политические обстоятельства: после депортации крымских татар в 1944 году, изучение наследия тюрков Крыма оказалось в СССР фактически под запретом. Итоги тотального непонимания крымскотатарского вопроса Крым пожинает сегодня, а попытка использовать крымских татар в международных политических играх еще более усугубляет положение коренного народа, оказавшегося в результате сложных исторических процессов этническим меньшинством.

Рукописные документы, разбросанные сегодня по библиотекам Турции, Сирии, Саудовской Аравии, Ирана, Египта, Израиля, Боснии и Герцеговины, Германии, Швейцарии, США, Ватикана и многих других государств, открывают немало новых страниц в истории культурного развития Крыма и соседних государств. Среди этих текстов можно обнаружить относительно неплохо изученный арабоязычный труд крымского биографа Махмуда аль-Кафауви (ум. 1582) «Легионы наивиднейших ученых школы избранного имама Ибн Нумана» (Катаиб Алам аль-Ахйар фи мазхаб ан-Нуман аль-Мухтар, в некоторых рукописях встречаются и другие варианты названия). Со времен одного из первых исследований по этой теме (кандидатской диссертации известного казахского востоковеда Аширбека Муминова, защищенной в Ленинграде в 1991 году) вышел целый ряд значимых научных публикаций, однако подготовка полного критического издания сочинения до сих пор не произведена. Таким образом, исследователи обращаются либо к многочисленным рукописным версиям сочинения, между которыми существуют некоторые различия, либо к труду индийского ученого Абд аль-Хайя аль-Лакнауви (1848–1886) «Ясные извлечения из жизнеописаний ханафитов» (Аль-Фаваид аль-бахийя фи тараджим аль-ханафийя), впервые изданного в 1324/1906 году и представляющего из себя сокращенное изложение труда аль-Кафауви. Используя две рукописи сочинения аль-Кафауви (хранящихся в Стамбульской национальной библиотеке и Парламентской библиотеке Ирана), в настоящей статье мы попытаемся обратить внимание на интереснейший документ, относящийся непосредственно к исламской культуре Крыма — традиционный исламский «диплом» (иджаза) о религиозном образовании, полученный в 1404 году выходцем из прикаспийского Хаджи-Тархана Ахмадом аль-Крыми от его учителя Ибн аль-Баззази. Сравнение этого документа с более поздними источниками позволит углубить наши представления о научных связях золотоордынского и ханского Крыма с другими регионами исламского мира, в частности, Половецкой степью, Средней Азией и Малой Азией.

Как известно, первые сведения об исламском образовании на территории Крыма относятся к 20-м годам XIV столетия, когда хан Узбек сделал выбор в пользу ислама как государственной религии Золотой Орды. Уже в этот период в Крыму открываются первые учебные заведения — медресе, древнейшее из которых сохранилось и до наших дней (ныне известное как мечеть и медресе хана Узбека в Солхате). В этот же период в Крыму создается один из первых исламских религиозно-философских текстов — комментарий к «Месневи» Джаляль ад-Дина ар-Руми, написанный на персидском языке Абу Бакром Каландаром (его биография, к сожалению, практически неизвестна).

Уже к началу XV-го века, судя по всему, в Крыму действовала целая сеть учебных заведений (школ при мечетях, дервишеских обителей, специальных медресе). Благодаря упомянутому сочинению Махмуда аль-Кафауви, существует возможность более подробной оценки содержательных особенностей исламского образования в золотоордынском Крыму. Описывая биографию ханафитского правоведа Хафиз ад-Дина ибн аль-Баззази (1329–1413), который посещал крымский полуостров в 1402–1404 году, аль-Кафауви приводит полный текст иджазы, то есть разрешения на дальнейшее преподавание, выданное Ахмаду аль-Крыми (ум. 1474). Ахмад аль-Крыми, происходивший, по данным того же Махмуда аль-Кафауви, из прикаспийского Хаджи-Тархана, готовился под руководством ибн аль-Баззази к судейской практике. Покинув Крым в смутное время распада Золотой Орды на отдельные улусы (20-е годы XV века), Ахмад аль-Крыми продолжил карьеру в Османской империи, где занимал должности преподавателя в нескольких медресе и прославился благодаря своим познаниям в области исламского права и толкования Корана (известны его комментарии к правоведческому труду ат-Тафтазани Ат-Тальвих, примечания к тафсиру аль-Байдауви, а также другие работы).

Под руководством Ибн аль-Баззази, как свидетельствует текст иджазы, аль-Крыми изучил как минимум 11 трудов. Первым среди них упомянут хадисоведческое сочинение Машарик аль-Анвар ли-Дин аль-Абрар («Восходы светочей над религией праведных») лахорского правоведа Хасана бин Мухаммада ас-Саггани (1181–1252). Кроме того, аль-Крыми «читал под руководством шейха» Аль-Кафифи Фикхан-Нумани («Достаточный минимум права по школе Нумана»), написанный «видным ученым, который не нуждается в представлениях». Имеется ввиду Абу ль-Баракат Абдаллах ан-Насафи (ум.1310), известный знаток исламского права и доктрины, происходиший из Насафа (не территории современного Узбекистана). Также аль-Крыми изучал у ибн аль-Баззази правоведческую поэму Аль-Мусаффа фи шарх Манзума ан-Насафи («Очищение толкования на манзуму ан-Насафи»), написанную тем же Абуль-Баракатом. Упомянута в иджазе и сама манзума, принадлежащая перу еще одного выходца из Насафа, Умара бин Мухаммада ан-Насафи (1042–1168). К этим сочинениям примыкает и один из наиболее известных ханафитских трудов, созданных также в Средней Азии — Аль-Хидайя фи шарх Бидайя аль-Мубтади («Руководство к комментарию на „Основы для начинающего“») ферганского правоведа Бурхан ад-Дина аль-Маргинани (1135–1197). Из Ферганской долины происходил и знаток ханафитского права Хуссам ад-Дин аль-Ахсикаси (ум. 1247), автор труда Аль-Мунтахаб фи усул аль-мазхаб («Избранное из основ учения школы [Абу Ханифы] »), который также изучался Ахмадом аль-Крыми.

Ибн аль-Баззази преподавал в Крыму и другие материалы по ханафитскому праву. В иджазе упомянута книга Кадури, под которой имеется ввиду труд багдадского правоведа Мухтасар фи фикх аль-ханафи («Краткое изложение ханафитского права») Абу ль-Хасана Ахмада аль-Кадури (973–1037). Указан в иджазе труд Аль-Мугни фи усул аль-фикх («Общее изложение основ права») среднеазиатского правоведа Джаляль ад-Дина аль-Хаббази (1231–1291), учившегося в Хорезме и Самарканде. В тексте иджазы упомянута еще одна книга аль-Хаббази — Аль-Хади фи ильм аль-калям («Наставление в богословской науке»); до наших дней этот посвященный матуридитскому каляму труд, судя по всему, не сохранился.

В 1500 году в Крыму хан Менгли Гирай открыл известное «Зынджырлы-медресе», продолжая и развивая образовательные традиции золотоордынского периода. Базис, заложенный в эти времена, нашел свое отражение и в последующих столетиях. Так, в труде известного крымскотатарского энциклопедиста Абу ль-Бака аль-Кафауви (1619–1683) «Книга всеобщих понятий» (Китаб аль-Куллийят), получившего образование в Крыму, встречаются многочисленные отсылки к сочинениям, которые впервые преподавал на территории полуострова именно ибн аль-Баззази. Цитируются труды Абу ль-Бараката ан-Насафи, Умара ан-Насафи, Абу ль-Хасана аль-Кадури, Бурхан ад-Дина аль-Маргинани, Мухи ад-Дина аль-Багауви и других авторов. Это же во многом характерно для наследия крымского автора Мухаммада аль-Кафауви (ум. 1758), автора многочисленных комментариев и самостоятельных трактатов, занимавшего некоторое время пост ханафитского кадия в Иерусалиме.

Указанные факты позволяют судить о роли, которую золотоордынский Крым сыграл в становлении не только исламского образования в Черноморском регионе, но и Османской империи в целом. Именно Крым, выходцы из которого впоследствии продолжали научную и административную карьеру в других регионах, послужил одним из мостов, связующих научные традиции Средней Азии и Анатолии. Появление и утверждение в Крыму полноценного исламского образования принесло свои плоды и в развитии некоторых направлений постклассической исламской религиозно-философской мысли, в частности, матуридитсткой теологии и ханафитского права. Представляется, что, учитывая неизученность большого количества сохранившихся рукописей, созданных крымскотатарскими учеными в самом Крыму и за его пределами, содержательные особенности этих процессов все еще ждут своих комплексных научных оценок.

Михаил Якубович,
кандидат исторических наук,
востоковед, Острожская Академия (Украина)

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.