Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №149 — Религиозная ситуация в Кыргызстане: вчера и сегодня
16.05.2014

Религиозная ситуация в Кыргызстане: вчера и сегодня

Мысли об исламском факторе в Кыргызстане высказывали очень многие иностранные и местные специалисты, аналитики, журналисты. Причиной тому считаются все более обостряющиеся положительные и отрицательные стороны исламского фактора с его огромным влиянием в Кыргызстане. Конечно, спору нет, в принципе позитивная роль религии ислама для Кыргызстана невероятно велика. Но если к некоторым делам по данному вопросу не будет оптимального отношения со стороны государственной власти, руководства мусульман Кыргызстана, религиозного и гражданского общества, то религиозная ситуация в республике может развиваться в неблагоприятном направлении, постепенно породить серьезные проблемы для власти страны, гражданского общества и исламского сообщества Кыргызстана. Известный специалист по вопросам религии Кадыр Маликов отмечает как единственную причину такого положения хаос и беспорядочное направление религиозной ситуации в последние 20 лет в постсоветском Кыргызстане.

Многоконфессиональность и синкретичный кыргызский ислам

Вследствие хаоса в процессе возрождения религии в постсоветском Кыргызстане общее религиозное положение в стране отличается чрезвычайной поликонфессиональностью, а ислам известен большой поливариантностью и ему свойственна особая синкретичность (слитность, нерасчлененность). У этих трех условий есть исторические основания.

Во‑первых, на территории Туркестана, в том числе Кыргызстана, веками встречались несколько религий и дорелигиозных верований, они граничили, перемешивались, здесь была территория их сильного взаимного влияния друг на друга. В разные века истории на этом пространстве встречались шаманизм, тенгрианство, зороастризм, буддизм, христианство, манихейство, ислам и другие ценности веры. В настоящий момент на территории Кыргызстана помимо религии ислама имеется свыше 400 организаций других религий. Из них 372 организации христианского направления.

Во‑вторых, начиная с эпохи распространения религии ислама, на территории Кыргызстана занимают место различные жамааты, таррикаты и течения мусульман, а в данный момент в стране есть ставшие местными, а также прибывшие извне более 20 исламских организаций, жамааты-сообщества различной направленности и целей. Амплитуда их политико-идеологических и общественно-социальных целей начинается с суфийских мистико-аскетических ценностей до идеологической доктрины ваххабитов‑салафитов, экстремистов.

В‑третьих, на территории Кыргызстана с его геоприродными условиями с эпохи исламизации вместе с исторической формой кыргызской государственности и политической природой, а также в соответствии с менталитетом кыргызского народа в многолетней истории страны установилась могучая синкретичность кыргызского ислама, которая сохраняется и сейчас, нарастает. Развиваясь в данном русле, обычно обозначаемый эвфемизмом «народный» ислам, кыргызский ислам посредством широкого использования правовых, идеологических основ ханафизма демократического характера, философии мистико-аскетичного суфизма и тенгрианства вместе с элементами доисламских верований отличается особенностью перемешивания вышеперечисленного с шариатом, обычаями, традициями, многого из основ ислама.

Конечно, с одной стороны в разные временные отрезки истории извне примешивались и обогащали кыргызское мусульманство воспринимаемые им новые импульсы ислама. С другой стороны умение смешивать с исламом имеющуюся во внутренней среде совокупность местных обычаев и установлений, традиций — это, в принципе, хорошее явление, указывающее на политическую, религиозную, культурную, ментальную либеральность и толерантность кыргызов. Вследствие таких процессов занявшая свое место синкретичность кыргызского ислама изначально обладала множеством позитивных и полезных сторон, она занимает и сейчас свое большое место.

Но вопрос достижения крепкого единства в исламе посредством многих его разновидностей, обладание креативностью ислама через его модернизацию, а также исламского динамизма требует особого отношения с особой ответственностью. Беря с этой точки зрения, Кыргызстан пережил крайне тяжелый, опасный, растянувшийся на более 20 лет переходный период на стыке XX и XXI веков, материально и духовно ослабивший его. Такой чрезмерный религиозный либерализм, запредельная религиозная толерантность и необоснованное искажение основ ислама крайне опасны для Кыргызстана.

Высказывают настораживающие догадки, что нижеперечисленное: общая религиозная ситуация, проявляемая в разные моменты и в разных сферах; чрезмерная поликонфессиональность; чересчур поливариантный ислам среди мусульман страны; некоторые враждебные, отрицательные явления перехлестывающей синкретичности в кыргызском исламе в будущем могут стать основанием для «ливанизации» Кыргызстана. В качестве причины этого можно отметить главный фактор — вялость местной исламской верхушки.

Вялая исламская верхушка и полуграмотная исламская интеллигенция

Переходный период Кыргызстана затянулся слишком надолго. Крайне вяло и беспорядочно идут процессы трансформации общественно-политической системы и экономического базиса. Аналогично и возрождение религии в стране идет с вялостью и беспорядочностью.

Как об одной из важных причин этого можем назвать нерасторопность, неспособность войти в определенное русло и пребывание в аморфном положении более 20 лет национальной религиозной верхушки ислама и национальной религиозной интеллигенции. Крайне медленно формируется национальная религиозная интеллигенция, способная потащить на себе национальные религиозные интересы из двух главных вопросов. Это сохранение фундаментальных ценностей кыргызского ислама, основанного на ханафий мазхабе, сопровождающееся самыми лучшими обычаями, традициями кыргызского народа. А также защита крепкого единства кыргызского ислама, находясь выше интересов этноса, землячества, родов, общины, меркантильности. К тому же процесс формирования национальной религиозной интеллигенции происходит беспорядочно, хаотично. С одной стороны, большинство проводимой ими работы безрезультатно, с другой стороны, некоторые их поступки и действия оказывают на кыргызский ислам прямо и косвенно отрицательное воздействие.

Из-за вышеуказанной ситуации не складывается единая система вертикали управления сообществом мусульман в стране, отсутствует полноценная работа. Самое сложное, что из-за этого на местах процесс исламизации проходит беспорядочно посредством пропаганды даваатчы с неизвестными взглядами и самоуправством полуграмотных местных молдо. Вызывает особое сожаление, что в подобной ситуации национальная религиозная интеллигенция не может внести свой позитивный и могучий вклад в процесс религиозного возрождения в Кыргызстане. Вспомним прошлое. Несмотря на крайне тяжелое положение в конце XIX — нач. XX века, которое создали в Кыргызстане колониальная царская власть и ортодоксы-кадимисты, в короткое время сформировался не только кыргызский ислам. В кыргызское государство вложили громадный труд джадидисты (группа мусульман-реформаторов, работавшая на благо прогресса путем воспитания и просвещения. Кадимисты — противоположны джадидистам в мусульманской среде). На фоне тех джадидистов особенно заметна вялость, разбросанность, безынициативность, мелочность, слабость сегодняшней религиозной интеллигенции.

В реальности религиозная интеллигенция кыргызов показала низкий уровень своего религиозного образования, научно-теософических характеристик, морально-нравственного статуса и подобных ценностей. Она не может хорошо руководить своей уммой. В дополнение к этому они окунулись в коррупционные дела — очень грязные явления гражданского общества, отдались «коммерциализации», «самоуправству» в таких вопросах, как организация хаджа, похороны, сбор пожертвований, правильное их использование, то есть, превратили ислам в один из источников обогащения. По причине таких явлений сегодняшняя верхушка кыргызского ислама обращает больше внимания на ритуально-коммерческие дела, чем на свои главные функции, связанные со служением исламу. Они вроде оставили вне поля своего зрения такие вопросы, как доведение до религиозной общественности других, отличных ценностей ислама, увлечение за собой религиозной общественности на основе этих ценностей, решение острых проблем и отрицательных явлений, имеющих место в кыргызском исламе. Из-за такой ситуации в среде кыргызской мусульманской верхушки уменьшилась религиозная качественная образованность, стабильность, конструктивность, креативность, а вышеуказанные явления оказывают на их работу отрицательное воздействие.

В общем, не установилась проницательная верхушка кыргызских мусульман и национальной религиозной интеллигенции. Вялость и беспорядочная разбросанность ее действий оказывает явное и тайное воздействие на управление сообществом мусульман Кыргызстана однонаправленно и в единстве, основанном на ханафий, не дает стать их поводырем. Это создает условия для дальнейшего продолжения установившегося в стране хаотичного «романтизма исламизации».

Толобек АБДЫРАХМАНОВ,
доктор исторических наук, профессор,
ректор Кыргызского государственного
университета им.
И. Арабаева

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.