Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №149 — Назира Курбанова: Интеллигенция в Кыргызстане должна изучать, понимать и пропагандировать исламские ценности
16.05.2014

Назира Курбанова: Интеллигенция в Кыргызстане должна изучать, понимать и пропагандировать исламские ценности

Интервью с экспертом-религиоведом Курбановой Назирой. Она является доктором исторических наук, деканом Института гуманитарных знаний КГУ им.И.Арабаева, заместителем председателя Общественного наблюдательного совета Государственной комиссии по делам религий при Президенте Кыргызской Республики.

— Назира ханум, расскажите, как Вы оцениваете решения, принятые на Совете обороны, который прошел при участии президента Алмазбека Атамбаева? Насколько они конструктивны?

— Решения Совета обороны КР в отношении государственно-религиозной политики имеют шанс остаться в новейшей истории Кыргызстана как судьбоносные в плане коренных преобразований в религиозной сфере. Вполне закономерно, что в большей степени они коснулись реформирования Духовного управления мусульман Кыргызстана, от стабильности которого зависит устойчивость религиозной ситуации в стране. А пока здесь существует целый комплекс проблем, вызывающий опасения у государственных органов, связанных с деятельностью различных запрещенных религиозных политических партий и движений экстремистского и радикального направления.

Результатом деятельности названных организаций явился раскол и внутриобщинное противостояние в мусульманской общине, радикализация молодежи и вовлечение их в военные и террористические действия. Принятые решения Совета обороны — это вынужденные меры, предпринятые в интересах государственной и национальной безопасности. Вообще, в идеологической сфере целесообразно работать на опережение событий, а не бороться с последствиями, что очень дорого обходится.

В нашем обществе в отношении перспектив развития исламских процессов, существуют крайне противополярные мнения. В то время, как часть политической элиты явно проявляет свою религиозность, открыто демонстрируя свою идеологическую принадлежность и рекомендуя введение принципов и норм ислама в жизнь общества, другая — открыто выражает недовольство, предлагая сдерживание по принципу: «чем меньше — тем лучше».

— Как руководство государства, депутаты относятся к вопросу финансирования обозначенных реформ в религиозной сфере?

— На Совете обороны Президент А. Атамбаев открыто задал вопрос премьер-министру Ж. Сатыбалдиеву по поводу финансирования, в частности, приведя пример выдачи заработной платы имам-хатыбам Таджикистана с 1 февраля 2014 г. На что премьер ответил, что он изучал таджикский опыт, можно положительно решить этот вопрос и изыскать средства для заработной платы священнослужителям. Депутат ЖК О. Текебаев предложил собирать с каждого кыргызстанца, считающего себя мусульманином по 50 сомов ежемесячно в специальный Фонд поддержки ислама и использовать собранные средства на обозначенные реформы в ДУМК. При этом он сказал, что подсчитал, что будет собираться достаточно солидная сумма. Мне эта идея понравилась, недавно был создан общественный Фонд «Ыйман» при Президенте КР, можно туда сдавать деньги, мне кажется ни один мусульманин не откажется отчислять символическую сумму ради будущего страны

— Что вы можете сказать о состоянии исламского образования в Кыргызстане, которое в последнее время подвергается критике в СМИ?

— Анализ процесса становления исламского религиозного образования в КР позволил выделить два основных периода в его развитии:

I‑й период — с 1993 по 2008 гг. — шел процесс формирования сети исламских учебных заведений (далее — ИУЗ), характеризующийся в силу новизны больше такими негативными явлениями как: стихийный и спонтанный рост количества ИУЗов; отставание принятия управленческих решений в данном процессе; отсутствие различий в учебных планах исламских вузов и медресе; слабость материального и учебно-методического обеспечения; отсутствие постоянных источников финансирования, правил и разграничений юридического, этического, идейного характера; однобокость обучения; нехватка высококвалифицированных дипломированных богословов‑ученых и мударисов.

Позитивной стороной данного процесса стало развитие исламского самосознания населения, существенный рост популярности ислама, мусульманских организаций и авторитета священнослужителей.

II-й период начинается с 2008 г. и продолжается по настоящее время — это период институционализации религиозного образования в масштабе государства. В это время начинается попытка институционализации исламского образования в Кыргызстане, которая прерывается апрельской революцией 2010 г., процесс возрождается и актуализировался вновь в 2013 г. По инициативе депутата ЖК КР К. Осмоналиева был инициирован проект закона «О религиозном образовании и религиозных учебных заведениях», которым предусматривается установление стандартов религиозного образования, упорядочение учебных заведений, их материально-технической базы, а также учетной регистрации зарубежных религиозных учебных заведений (центров, представительств, отделений). В соответствии с законопроектом религиозным учебным заведениям предлагается ввести в учебные планы 30–40 % светских дисциплин для того чтобы дипломы вуза имели статус светского, а также подготовки исламской интеллигенции, отвечающих современным требованиям, обладающих глубокими знаниями религии и светских наук.

— Какова на Ваш взгляд перспектива принятия и претворения в жизнь закона о религиозном образовании? Насколько данный шаг оправдан?

— В данный проект закона заложена идея, заимствованная у России — право на получение государственной аккредитации и государственной лицензии религиозных учреждений образования, с целью повышения их престижа, уравнения в правах их выпускников с выпускниками государственных образовательных учреждений. По большому счету, было бы замечательно, если бы эту идею продвигал ДУМК, суть его заключается, не в том, что принятие данного закона решит проблему соответствия дипломов духовного и светского образования, а выпускники смогут получить возможность служить не только в мечетях, но и в сфере науки, образования и государственной службы, а значит — продвигать исламские ценности в жизнь общества.

Однако, многие руководители религиозных организаций, в том числе ДУМК и РПЦ выступили против данного проекта закона. Тем не менее, данный процесс простимулировал самостоятельное реформирование исламских учебных заведений ДУМК.

Советник муфтия, член Общественного совета при Президенте КР Ю. Лома, рассказал, что религиозное образование структурировано и приведено в следующую многоуровневую систему: начальные исламские курсы изучения Корана при мечетях; средние ИУЗ — медресе; высшие ИУЗ — университет, институт; послевузовское образование — магистратура, аспирантура. Кроме того, разработан проект Концепции исламского образования, ведется разработка образовательного стандарта по «Исламской теологии», учебных планов в соответствии со стандартами исламского образования, планируется ввести светские дисциплины в учебные планы и т. д.

Таким образом, можно сказать «лед тронулся», в настоящее время процесс институционализации функционирующих в Кыргызстане ИУЗ находится в процессе концептуальной разработки, структурирования и стандартизации.

— На каком этапе находится процесс формирования исламской интеллектуальной элиты республики?

— На начальном этапе, потому что исламскую интеллектуальную элиту республики только предстоит формировать и государство обязано помочь в этом. Сегодня в Кыргызстане есть достаточно грамотные представители исламского богословия, однако мы не можем причислить их к представителям исламской интеллектуальной элиты, которая подразумевает, что кроме религиозных знаний человек должен обладать широким кругозором, знанием светских наук, языками, повышать уровень политической культуры, образованности, активности и т. д. Исламская элита должна доносить смысл исламского послания, его общественных и политических принципов и стандартов до народа таким образом, чтобы могли увидеть в мусульманской религии составную часть своей культуры и идентичности.

С другой стороны, государству нужны также светские специалисты с глубокими знаниями норм ислама, шариата, например в СМИ — журналисты и тележурналисты, освещающие события, связанные с исламом в Кыргызстане (некоторые журналисты не обладают исламскими знаниями, путаются в терминологии, допускают ошибки в освещении религиозных событий) или в правоохранительных органах — юристы (следователи, судьи, прокуроры, адвокаты) расследующие религиозные дела (многие из них далеки от исламских знаний) и т. д.

Сегодня интеллигенция в Кыргызстане должна изучать, понимать и пропагандировать исламские ценности не оставляя их на откуп только священнослужителям.

— Неоднократно звучали требования ввести запрет на деятельность движения дааватчы («Джамаат Таблиг») в Кыргызстане. Как Вы относитесь к этому вопросу?

— Многие выступавшие на Совете обороны выражали недовольство по поводу деятельности дааватистов, однако возмущение было по внешним атрибутам их деятельности, не по содержанию. Дело в том, что эта организация считается аполитичной, она не вмешивается в политику, избегает говорить на эту тему, тем не менее, в некоторой степени их проповеди делают людей асоциальными, что тоже плохо. Да, во всех постсоветских государствах это движение запрещено. Но наше государство отличается от всех соседних. Прежде чем закрывать данное движение, его нужно сначала тщательно изучать, исследовать. Я придерживаюсь мнения, что запреты могут привести к уходу проповедников в подполье, тогда будет сложно отслеживать их деятельность. Можно изменить методы их деятельности путем введения критериев отбора или предварительной аттестации дааватистов, предоставлением возможностей выступления в СМИ, обсуждать содержание проповедей, не противопоставлять национальные обычаи и традиции с исламскими и т. д.

Беседовал Роман ВЕЙЦЕЛЬ

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.