Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №149 — Алексей Малашенко: Салафизм в Кыргызстане не очень силен, но энергичен и амбициозен
16.05.2014

Алексей Малашенко: Салафизм в Кыргызстане не очень силен, но энергичен и амбициозен

Сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» в Московском центре Карнеги Алексей Малашенко поделился с Радио Свобода («Азаттык») своим видением религиозной ситуации в Кыргызстане.

— Некоторые эксперты высказываются, что исламизация Кыргызстана неизбежна. Как вы оцениваете религиозную ситуацию в республике?

— Когда говорят «исламизация», это звучит как-то тяжело, угрожающе. Будто идет волна, которая всех накроет. Однако к этому надо относиться несколько осторожно. Речь идет о том, что у кыргызов растет осознание своей исламской идентичности. Это практически неизбежный процесс. Сам по себе рост этот ничем не грозит. В конце концов существует огромный исламский мир. И с этой идентичностью живет 1,5 миллиарда людей. Да, происходят какие-то события, революции. Но непосредственно к исламу это не имеет отношения.

Хотя для кыргызского социума усиление исламского процента несет некое волнение. Есть неопределенность. Да, жили с исламом до Советского союза и во время него. Сейчас идет новая волна, что-то непонятное. Мы усиливаемся как мусульмане под влиянием внешних и внутренних факторов, я даже сказал бы больше под влиянием внутренних факторов. Как к этому относится общество, государство, как это воспринимает часть общества, не поддерживающая рост исламизации — вот это проблема. И она, скорее всего, социокультурная, так сказать, житейские противоречия. От этого никуда не деться. Но не надо думать, что ислам все взорвет, все сломает, и будет как в Афганистане. Надо относиться к этому вежливо, тактично, взвешенно. Если сравнить КР с соседями, там действительно была исламизация, был очень сильный исламский ренессанс. Я считаю, что такого уровня исламизация Кыргызстану не грозит. Да, будет рост религиозной идентичности, но не надо видеть в этом опасности.

— Как может сказаться на религиозной ситуации в Кыргызстане такое явление, как выезд за рубеж для получения религиозного образования молодых людей? В частности, в прошлом году активно обсуждалась тема получения религиозного образования кыргызстанцами в Бангладеш.

— По моим данным, на сегодняшний день около тысячи граждан Кыргызстана учатся за рубежом, и не только в Бангладеш. Может быть, это связано с тем, что там дешевле учиться, он ближе или еще что-либо. Но обучившиеся за рубежом люди с одной стороны привозят с собой более глубокие знания, а с другой они приносят некое иное видение ислама. У них это называется «чистым» исламом. Они привозят непривычный для местных ислам, более строгий и требовательный. Чаще всего в результате мы видим женщин в платках, запрет на алкоголь и другие продукты. Но вместе с этим меняется и менталитет. Это связано с тем, что кыргызам говорят, что они не просто кочевники, а представители великой мусульманской уммы, которая простирается от Марокко до Индонезии, мигранты в Европе и так далее. Поэтому вы должны ощутить принадлежность не только к традициям ислама ваших предков, но и к новому, который мы видим в остальном мусульманском мире.

— В Кыргызстане даже на самом высоком государственном уровне заявляется, что в республике надо распространять ханафизм. Однако не все члены общества понимают, в чем заключается это течение. Могли бы вы дать пояснения?

— Это самый мягкий толк суннитского мазхаба. Всего таких толков четыре — ханафизм, маликизм, шафиизм и ханбализм. Ханафизм — самый мягкий, умеренный толк, его даже называют демократичным. От ханафизма как такового ничего неожиданного ожидать не стоит. Это действительно умеренный ислам. Кстати, ислам российских татар.

Кадыр Маликов: «Такфиритская» идеология начала очень быстро распространяться в Центральной Азии

Центральная Азия стоит перед большими угрозами и вызовами. «Такфиритская» идеология (обвинение в неверии), под которую подпадает современная молодежь, начала очень быстро распространяться уже не только собственно в самих странах арабского мира, но и в Центральной Азии и даже в Европе.

На этом фоне к сожалению, наши чиновники пока недооценивают и не понимают, что такое сирийский синдром. Это не только дестабилизация с участием внешних сил. Но это своего рода лаборатория с использованием современных технологий вербовки, методов террористических актов и операций. Сирийский синдром сегодня является символом в призыве к мобилизации на глобальном уровне джихадистов со всего мира.

Возможно наши страны уже скоро могут столкнутся с новой волной терроризма с участием международных мобильных групп со всего мира. События в Сирии и Ливии показали, как на глобальный призыв с участием заинтересованных стран и их финансовой поддержки, волонтеры просачиваются под видом туристов. Аль-Каида и другие группы, это не просто организация с генеральным директором, это идеология, к которой человек может присоединиться, не выходя из своей квартиры.

Многие думают, что современный молодой человек из благополучной семьи, имея высшее образование, застрахован от влияния радикалов, но это ошибочное мнение. Бояться стоит того, чтобы человек не попал в секту. В реальности любой молодой человек может оказаться под влиянием радикальной идеологии, которая диктует необходимость защиты своей религии и своего права на шариат. Если мирным путем не получается, то как это будет реализовано — это уже другой вопрос.

И если молодой человек начал уходить в ислам, первые годы он становится немного агрессивным, начинает призывать всех к молитве, много говорит о Боге. Все эти изменения никак не свидетельствуют о том, что он попал в секту. Человек все воспринимает первое время за чистую монету и пытается изменить свою жизнь. Позже, когда он получит больше знаний и информации, он остывает. Такие процессы есть во всех мировых религиях — те, кто уверовал, хотят спасти мир.

Но стоит обратить внимание, если молодой человек начал действительно вести себя агрессивно. Затем необходимо прислушаться к его словарному запасу. К примеру, если он начинает называть близких и окружающих «кафирами» (неверующими), «мунафиками» (лицемерами), «муртад» (вышедший из ислама), говорит такие слова, как: «я с тобой не имею ничего общего», «ты попадешь в ад» и т. п. Также, если молодой человек перестал общаться со старыми друзьями, разорвал отношения с близкими, ходит на силовые тренировки, изменился внешний вид, если ему стала нравиться военная форма и он ее начал носить, отрастил длинные волосы — возможно, молодой человек попал под влияние радикального интернет-имама или группы людей с экстремистской идеологией.

Кадыр Маликов,
директор независимого аналитического центра
«Религия, право и
 политика»

Вместе с тем, существует так называемый внемазхабный ислам. Я вам назвал четыре мазхаба. А тот, кто проповедует внемазхабный ислам, говорит, что ваши толкования, в том числе ханафитские, нам не нужны, есть вообще ислам, чистый, классический. Они призывают отказаться от толков и идти в классический ислам. Это тоже проблема, потому что когда ислам переходит в политику, это не всегда приводит к хорошему.

— В Кыргызстане все чаще говорят о привлечении молодежи в различные нетрадиционные течения. В частности, высказываются опасения по поводу роста числа приверженцев салафизма.

— Это и есть тот самый внемазхабный ислам. Его сторонники говорят, что их вера идет непосредственно от пророка Мухаммеда, а не от толков, которые появились позже. Любой возврат к истокам веры, арабы это называют Усуль ад-Дин, естественно сопровождается какими-то действиями, попытками превратить ислам в орудие какой-либо политической деятельности. Я не считаю, что это очень хорошо, но это есть и с этим надо считаться. Пока, кстати, салафизм в Кыргызстане не так силен, но он энергичен, амбициозен.

— В Кыргызстане часто говорят о так называемой исламизации криминала. Обоснованы ли опасения, что некие экстремистские организации могут использовать такую ситуацию в свою пользу?

— Вопрос о том, кто будет имамом в местах заключения, очень непростой. Но думать, что во главе такой мусульманской общины встанет какой-то криминальный авторитет, не совсем правильно. Когда преступник обращается к религии, это не плохо. Однако вы правы с той точки зрения, что ислам используется для реализации каких-то личных интересов, как и любая другая религия. Просто надо работать с людьми, знать, чем они живут, кто возглавляет их мечети.

— Вы, наверное, слышали о сложившейся в муфтияте Кыргызстана ситуации. Уход предыдущего муфтия Рахматуллы Эгембердиева сопровождался скандалом. Он заявил, что провокации против него организованы спецслужбами и даже назвал имена высокопоставленных чиновников. По его словам, это связано с организацией хаджа, который приносит неплохие барыши. Если посчитать, то с 2010 года нынешний муфтий, пока еще исполняющий обязанности, уже шестой по счету. Как вы думаете, может такой раскол между властями и муфтиятом привести к каким-либо негативным последствиям?

— Я считаю, что муфтият и власти должны взаимодействовать. А касательно Эгембердиева у меня сложилось такое ощущение, что его подставили. Там действительно были разборки и действительно это связано с хаджем. Это просто непорядочно, как бы не трактовалось его поведение. Его подставили профессионально. Но ничего хорошего ни муфтияту, ни властям это не несет. Это история никого не украшает.

Беседовал Болот КОЛБАЕВ

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.