Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №149 — Приоритеты ислама в Центральной Азии: политика или духовные ценности?
16.05.2014

Приоритеты ислама в Центральной Азии: политика или духовные ценности?

Процесс формирования государственности в Центральноазиатском регионе в постсоветский период происходил в условиях возрождения ислама как всеобъемлющей идеологии широких масс населения, способной заполнить образовавшийся на тот период идеологический вакуум. Этим во многом объясняется то обстоятельство, что за незначительный период времени в сферу религиозной деятельности оказалось вовлечено подавляющее большинство жителей центральноазиатских стран.

Однако по прошествии двух десятилетий следует констатировать, что созидательный потенциал ислама в регионе не реализован в полной мере, вследствие чего ему не удалось стать фактором консолидации общества, воспитания духовно-нравственных ценностей и содействия социально-экономическому развитию и стабильности. Более того, наблюдается всплеск религиозного экстремизма и терроризма, исламская риторика активно используется деструктивными силами для обоснования планов по насильственному свержению конституционной власти, созданию управляемого хаоса и подрыву основ государственности и суверенитета. Зарубежные спецслужбы рассматривают ислам как средство манипуляции мусульманским обществом в собственных стратегических интересах.

В чем причины этого, и какой должна быть государственная политика в Центральной Азии в отношении ислама?

Известный российский ученый-исламовед Леонид Сюкияйнен, верно отмечает, что «... на протяжении многовековой истории в исламской культуре сложились весьма разнообразные представления об основах власти и права, различные взгляды на взаимоотношения человека и государства, на общество в целом. Некоторые из этих концепций, чаще всего вырванные из общего контекста исламской мысли и ориентированные на малообразованные слои верующих, могут использовать для обоснования политического экстремизма. Но центральное место в идейном наследии ислама и в его современной мысли занимают не эти теории, а теоретическое обоснование иных начал: умеренность, компромисс, стабильность, консенсус, лояльность властям, постепенность, совещательность, избежание вреда и др. Эти ценности можно обосновать намного убедительнее, нежели крайние радикальные взгляды».

В свете изложенного представляется, что истоки проблемы негативного влияния тенденций исламизации в Центральной Азии лежат как раз таки в специфике привнесенного из-за рубежа религиозного информационного контента, основу которого составляет политический исламизм.

Именно направленность на доминирование в политической жизни, борьбу за власть определяет существующую в настоящее время в регионе систему интерпретации канонов ислама, сформировавшуюся не без участия зарубежных теологических центров, особенно на начальном этапе построения суверенных центральноазиатских государств.

Поэтому-то из всего богатого содержания религиозных источников были выделены и в контексте соответствующей религиозной аргументации введены в повседневный обиход в основном те постулаты, которые согласовывались с целями политического исламизма.

К чему привели попытки политизации ислама в светских государствах Центральной Азии, народы наших стран увидели и испытали на собственном трагическом опыте 1990‑х годов. Но даже и сейчас, попавшие в социальную среду семена сорняков религиозного радикализма все еще продолжают давать свои смертоносные всходы в форме деятельности различного рода террористических и экстремистких организаций и движений.

Нужно отдать должное государственной власти, сумевшей посредством репрессивных мер и своих надзорно-контрольных функций восстановить и до сих пор поддерживать баланс сил в обществе. Вместе с тем, важно осознавать, что такое равновесие имеет временный характер.

Угроза эскалации социальных потрясений на почве радикального исламизма сохраняется и будет оставаться актуальной до тех пор, пока государственная политика в отношении ислама не перейдет от пассивно-оборонительной тактике к разработке и реализации последовательной концепции идеологической работы в религиозной сфере.

Ведь, по сути, в какой мере ислам есть религия, в такой же степени система интерпретации канонов ислама есть не что иное как идеология. И то, какой она будет, каких ценностных ориентиров придерживаться и чьи интересы выражать, как бы это цинично не звучало, зависит от ее создателей.

Идеологи международного терроризма убедительно доказали это, выстроив логически связную религиозную мотивацию, оправдывающую и призывающую к террору, сформировав тем самым среди достаточно большого сегмента европейского общества имидж ислама как религии террористов и смертников.

С учетом этого, на современном этапе государство могло бы взять на себя инициативу создания новой системы интерпретации канонов ислама, охватывающей все многообразие его духовно-культурных, нравственно-гуманистических и социальных ценностей и функций.

Однако прежде необходимо четко определить место и роль ислама в структуре государственных отношений, а также принципы организации религиозно-идеологического воспитания.

Во‑первых, принимая во внимание специфику влияния этно-конфессиональных, культурных, политических и социально-экономических факторов, а также условий светских центральноазиатских государств, где подавляющее большинство населения исповедует ислам, представляется, что краеугольным камнем должно стать однозначное отделение религии от политики и борьбы за власть. Участие ислама в политических процессах и его позицию по отношении к вопросу осуществления властных функций необходимо ограничить разработкой религиозного обоснования поддержки верующими официальной власти, толерантности, законопослушности и т. д.

В противном случае, при позиционировании ислама в качестве самостоятельной политической силы, возникает опасность появления альтернативной религиозной политизированной инфраструктуры, противопоставляющей себя светской власти, что неизбежно приведет к возникновению конфликтных ситуаций и последующей дестабилизации обстановки.

Во‑вторых, в качестве стержневой основы новой системы интерпретации канонов ислама целесообразно на государственном уровне закрепить строго определенное, традиционное для основной части жителей страны, течение ислама, а также определить ориентированность данной системы преимущественно на духовно-нравственное воспитание населения, гуманитарно-социальную сферу, сочетание ее с общенациональными ценностями, интересами и потребностями развития общества и государства.

В целом, в дальнейшем желательно сформулировать перечень качеств человека и гражданина (порядочность, трудолюбие, образованность, толерантность и др.) в качестве задач идейно-религиозного воспитания. Для решения этих задач специалистам-исламоведам и духовенству потребуется выбрать из различных религиозных источников и сгруппировать те примеры и нормы, которые обязывают верующего работать над собой в этом направлении. И, самое главное, адаптировать эти примеры и требования ислама к реалиям современной жизни посредством соотнесения с событиями и фактами окружающей действительности, аргументированного и системного толкования последних.

Определенное место в новой системе интерпретации канонов ислама должно занять стимулирование социальных функций религии, в т. ч. помощи верующих детям-сиротам, малообеспеченным семьям и др.

В‑третьих, важнейшей организационной составляющей успешной идеологической работы в исламской среде является активная позиция государства.

Все процессы в религиозной сфере должны протекать под строгим контролем государства. Следует реализовать жесткие меры по ликвидации альтернативной инфраструктуры религиозного обучения и воздействия (нелегальные религиозные школы, незарегистрированные махаллинские мечети, подпольные каналы выезда в зарубежные теологические центры и др.). Одновременно предусмотреть разрешительный порядок для осуществления религиозной деятельности (согласование с государственным органом по делам религии, получение лицензии и т. д.).

В целях стимулирования повышения уровня знаний мусульманского духовенства практиковать проведение аттестаций, уделять особое внимание государственной кадровой политике в вопросах назначения имам-хатыбов мечетей (в качестве приоритетных критериев обозначить религиозную образованность, ораторские способности, авторитет среди верующих, отсутствие связей с экстремистскими движениями и различными деструктивными политизированными образованиями, в т. ч. зарубежными, патриотизм, высокие морально-нравственные качества), предусмотреть комплекс государственных финансово‑социальных гарантий для представителей духовенства, занимающих ключевые должности в системе официальной религиозной инфраструктуры. Мусульманское духовенство поэтапно, посредством последовательных мер, должно быть трансформировано в составную часть идеологического аппарата государства, направленного на созидательную деятельность в интересах нации.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, следует еще раз подчеркнуть актуальность более полного раскрытия позитивного потенциала ислама. Поэтому современную государственную стратегию и приоритеты в религиозной сфере можно кратко сформулировать в виде слогана-цели: «Ислам — религия духовного совершенствования личности и мирного развития общества».

Абдугани АБАСОВ,
публицист, Таджикистан

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.