Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №147 — Гаджи Салман Мусаев: Несмотря на то, что наши государства разделены, мы всегда будем жить вместе
26.02.2014

Гаджи Салман Мусаев: Несмотря на то, что наши государства разделены, мы всегда будем жить вместе

Одним из почетных гостей IX Мусульманского форума «Социализация уммы в стратегии развития гражданского общества» и VI Международной образовательной конференции «Международное измерение исламского образования в России: мусульманское образование на евразийском пространстве» стал первый заместитель председателя Управления Мусульман Кавказа, Муфтий Хаджи Салман Мусаев. Представляем вниманию читателей интервью с гостем из Азербайджана.

Гаджи Салман Мусаев является первым заместителем председателя Управления мусульман Кавказа (УМК) во главе с шейх уль-исламом Аллахшукюром Пашазаде. Как известно, в советские времена УМК существовало под названием Духовное Управление мусульман Закавказья.

Это — признанное государством, но негосударственное учреждение, во главе которой — шиитский шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде (возглавляет организацию с 1980 года) и его заместитель (с 1989 года) муфтий мусульман-суннитов Салман Мусаев, контролирует около 100 из 1300 мечетей и кроме того признаётся большинством азербайджанцев в Грузии и Дагестане.

Под контролем УМК находится Исламский университет в Баку и его четыре региональных отделения (в Закаталы, Ленкорани, Сумгаите, Мингечауре) — единственные официальные учебные заведения, в которых можно получить исламское образование.
Стремясь улучшить свой имидж, начиная с 2002 г. УМК начал проводить внутренние реформы, избрав в качестве приоритетного направления обучение нового поколения имамов. Во‑первых, оно осуществило усилия по привлечению молодых азербайджанцев, которые изучали религию за границей, в частности в Турции, Египте, Сирии, Кувейте, Саудовской Аравии и Иране.

Во‑вторых, в новых региональных университетских городках Исламского университета воспитывается новое поколение образованных клириков, предназначенных заменить многих мулл старшего возраста. В‑третьих, УМК стремится создать новую национальную исламскую идентичность. Хаджи Саади, глава Ленкоранского отделения Исламского университета Баку и шиитский мулла, выходец из семьи с давними религиозными традициями, объяснил:

«Мы не хотим находиться под господством турецкой или иранской традиции ислама. Мы предпочли бы иметь наши собственные традиции. Теперь мы вступили в век Интернета, и ислам должен приспособиться к этому. Шииты всегда отмечают трагедию имама Хусейна в день Ашура. У них вошло в традицию хлестать себя. Мы положили конец этому и заменили это сдачей крови».

— Салман муаллим, расскажите, пожалуйста, об опыте, накопленном в Республике Азербайджан по работе с молодежью.

— Бисмиллахи-рахманир-рахим! После распада Советского Союза нам в Азербайджане пришлось очень тяжело, экономический и политический кризис, вооруженный карабахский конфликт, проникновение из-за рубежа радикально настроенных групп, прикрывающихся исламскими лозунгами. Мы преодолели трудные годы и, Слава Аллаху, смогли не свернуть с истинного пути, открыли мечети, восстановили религиозную жизнь. В 1990 году в республике оставалось всего действующих 17 мечетей, а сегодня их в нашем государстве более 2000, при этом продолжают строиться новые, ремонтируются и реставрируются старые. Президент Азербайджана Ильхам Алиев лично принимает самое активно участие в этом богоугодном деле, только за последние 5 лет с его участием было открыто около 10 мечетей, а в мае 2014 года планируется открыть новую соборную мечеть Баку вместимостью до 10 000 человек.
У нас открыт Бакинский Исламский университет, существует специальная аттестационная комиссия, по результатам проверки которой выпускники университета направляются на работу в мечети. Мы уделяем работе с молодежью первостепенное внимание, но приходится признавать, что здесь все еще есть пробелы и недоработки, мы, как и все постсоветские страны испытываем существенные проблемы от влияния салафитских и иных радикальных групп. Это наша общая боль и болезнь. Поэтому, я считаю, мы в этом направлении должны вести совместную и скоординированную работу. Из-за социальных проблем молодежь часто подпадает под влияние экстремистских проповедников и общин, в которых их привлекает, в том числе и материальная помощь. Так, совершенно не подумав, молодой человек становится не просто салафитом, а радикалом, не признает своих родителей, отказывается от своего окружения, близких. Несмотря на то, что мы живем теперь в разных государствах, для духовности нет границ и, поэтому мы должны совместно вести нашу работу. Если мы наладим такое сотрудничество, я уверен, мы достигнем ожидаемых результатов.

Сегодня мечетей в нашем государстве более 2000, при этом продолжают строиться новые, ремонтируются и реставрируются старые. Президент Азербайджана Ильхам Алиев лично принимает самое активно участие в этом богоугодном деле

В 2011 году были приняты поправки в республиканский закон о свободе вероисповедания, в соответствии с которым, отныне на работу в мусульманские организации не принимаются лица, окончившие зарубежные исламские учебные заведения, а сами мы уже не отправляем молодежь получать религиозное образование в другие страны. Этот шаг предпринят потому, что молодые люди зачастую возвращаются на Родину с другим мировоззрением, их становится сложно адаптировать к работе в наших мечетях. Но и эта мера пока также не очень оправдывает себя, так как есть немало способов оказаться в числе слушателей исламских учебных заведений в других странах. Многие выпускники возвращаются в страну и разворачивают свою проповедническую деятельность, открывают частные молельные дома, собирают общины. Их материальное обеспечение позволяет выпускать соответствующую литературу, открывать религиозные школы и обучать детей, в том числе и по интернету.
Мы смотрим на республики Северного Кавказа и другие регионы и сравниваем. На наш взгляд, проблема северокавказских регионов именно в этом и заключается, что каждая группа имеет свое учебное заведение, которые не поддерживают друг с другом методической и иной связи. Если исламские учебные заведения контролируются, управляются из одного центра — тогда будет единое восприятие, в обратном случае, начинаются трудности.

— Были ли попытки построить диалог с теми, кто примкнул к отделившимся общинам, о которых вы говорите?

— Попытки были, определенных успехов мы добились, кто-то возвращается в традиционные общины. Мы в своих проповедях им объясняем суть радикализма, источники его происхождение, и есть люди, которые возвращаются и говорят, «да, мы были на неправильном пути». Мы эту работу расширяем и, думаю, что добьемся новых успехов.

Азербайджан был одним из первых на постсоветском пространстве, где диплом Исламского университета признан государством. В 2009 году мы получили государственную лицензию, и теперь наши выпускники могут работать в государственных учреждениях

— Какой статус имеет диплом Бакинского Исламского университета? Признается ли он государством?

— Азербайджан был одним из первых на постсоветском пространстве, где диплом Исламского университета признан государством. В 2009 году мы получили государственную лицензию, и теперь наши выпускники могут работать в государственных учреждениях. Экзамен у выпускников принимает государственная аттестационная комиссия.
Помимо работы в мечетях и религиозных общинах, некоторые наши выпускники работают на дипломатическом поприще, а один из них Чрезвычайный и Полномочный посол Азербайджана в Латвии. Есть выпускники, которые трудоустроились в Академию наук переводчиками, научными сотрудниками.

Арабские, турецкие, иранские образовательные программы — это далеко не для нас

— В каких конкретных проектах могли бы сотрудничать мусульманские духовные центры постсоветского пространства?

— Мы должны вместе работать над учебными программами исламских учебных заведений. У нас практически единые корни, общие трудности и одинаковые цели. Арабские, турецкие, иранские образовательные программы — это далеко не для нас. Об этом я и сказал в своем выступлении на IX Мусульманском форуме. Есть обычаи, которые не признает «новая молодежь». Эти обычаи веками сохранялись, зачем же их отталкивать, если они не противоречат законам Ислама? Арабы не признают их, потому что у них существуют свои обычаи. К слову, от своих традиций они никогда не отказываются. Наши обычаи для них — далеки. Думаю, что вместе мы можем создать собственную программу обучения с учетом норм наших устоев и традиций. Несмотря на то, что наши государства разделены, мы всегда будем жить вместе.

Беседовала Диляра Ахметова



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.