Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №147 — Викинги и русы в арабском Каспии
26.02.2014

Викинги и русы в арабском Каспии

Одной из интереснейших страниц истории являются взаимоотношения мусульман и норманов. Они оказывали влияние на ход событий в течение средневекового этапа развития этих столь непохожих цивилизаций.

Существенные изменения в развитие народов континента на европейской исторической арене внесло появление арабов, и викингов некоторое время спустя. Выходцы из Скандинавии занимались в основном войной и торговлей, постепенно расширяя сферу свой активности. Они прибывали и на мусульманские земли, преследуя разные цели.

Ведущей цивилизацией мира в эпоху викингов был Арабский Халифат — исламское государство, простиравшееся на Восток до Афганистана и Узбекистана в Средней Азии; там находились наиболее крупные серебряные рудники того времени. Огромное количество исламского серебра в форме монет с арабскими надписями распространялось по региону Балтийского моря. Наибольшее количество находок серебряных предметов найдено на о. Готтланде (Швеция).

Исламские письменные источники упоминают слово «рус» — под ним можно подразумевать как скандинавов, так и другие народы из Древнерусского государства. У скандинавов интерес прежде всего проявлялся в сфере торговли, хотя существуют рассказы о военных походах против города Берда в Азербайджане. Существует несколько письменных источников подтверждающих торговые отношения между мусульманами и викингами:

Норманны спускаются вниз по Дону, реке славян, и пересекают сушу у Хамлюджа [современный Сталинград], большого города в земле хазар, где повелитель этой страны берет с них десятину. Затем они опять погружаются на корабли и выходят в Джурджанское море [Каспийское море], на побережье которого и находится конечный пункт их плавания. Это море простирается на 500 фарсахов в ширину. Иногда они доставляют свои товары из города Джурджания в Багдад, навьючив их на верблюдов. Там они используют славянских евнухов в качестве переводчиков. Они утверждают, что исповедуют христианство, поэтому с них, как с христиан, берут подушную подать.

Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл [Волга]... Они прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Атыле — а это большая река — и строят на ее берегу большие дома из дерева... И как только их корабли прибывают к этой пристани, тотчас выходит каждый из них, [неся] с собой хлеб, мясо, лук, молоко и набиз, чтобы подойти к длинному, воткнутому [в землю] бревну, у которого [имеется] лицо, похожее на лицо человека, а вокруг него маленькие изображения, а позади этих изображений — длинные бревна, воткнутые в землю. Итак, он подходит к большому изображению и поклоняется ему, потом говорит ему: «О мой господь, я приехал из отдаленной страны, и со мной девушек столько-то и столько-то голов и соболей, столько-то и столько-то шкур», пока не назовет всего, что прибыло с ним из его товаров, — «и пришел я к тебе с этим даром», — потом [он] оставляет то, что имел с собой, перед [этим] бревном...

Очень часто они везли свои товары на верблюдах, вплоть до Багдада — столицы Халифата: «Они выдают себя за христиан и уплачивают установленную для христиан подать» — это записал Ибн Хордадбех, который был министром безопасности области вдоль караванного пути в Багдад от Каспийского моря. Он прекрасно понимал, что эти люди — не христиане. Причина того, что они называли себя христианами была только экономической — христиане платили более низкий налог, нежели язычники. Они везли в Халифат рабов, шкуры и мед, обменивая их на серебро. К концу Х века количество серебра на територии Халифата резко уменьшается, что становится причиной использования различных примесей металов. Из-за этого викингам становится малоинтересной торговля с арабами.

Арабские источники также сообщают о военных походах русов на города расположенные при Азовском и Каспийском морях, которые были как успешными, так и напротив — приносили лишь поражения.

Когда корабли русов достигли крепости у входа в эстуарий [Азовское море], они направили послов к царю хазар, дабы испросить его разрешения на проезд по его владениям, на плавание по реке и вход в Хазарское море, которым владеют, как мы узнали, также Джурджания в Табаристане и другие города варваров. Они пообещали ему половину добычи, которую надеялись захватить у племен, обитающих на берегах этого моря. Он дал им разрешение. Они вошли в эстуарий, поднялись вверх по реке [Дон] и затем спустились по Хазарской реке [Волга] вниз; миновали город Итиль [древний город близ Астрахани] и, пройдя устье, вышли в Хазарское море. Хазарская река очень широкая и глубокая. Так добрались они до моря, а их набеги опустошали эль-Джиль эд-Дайлем, Табаристан, Абоскун [название береговой части Джурджании], нефтеносные земли, Азербайджан. Они разграбили город Ардобил в Азербайджане, до которого от моря целых 3 дня пути. Они проливали кровь, грабили добро, брали в плен детей, а мелкие отряды грабителей и поджигателей наводили ужас на окрестности. Жителей побережья охватил неописуемый страх, потому что им еще никогда не приходилось в этих местах встречаться с врагом. По морю здесь плавали лишь мирные торговые или рыбачьи суда. Воевать им приходилось только с эль-Джилем эд-Дайлемом и войсками Ибн-Аби Саджа, но больше ни с одним народом они не воевали.

Русы высадились на берег у нефтеносных земель, которые называются Вабиках [Баку], и во владениях Шариван-шаха. На обратном пути русы высадились на острова неподалеку от нефтеносных земель; их отделяло от побережья лишь несколько миль. Повелителем Шаривана в то время был Али Бек эль-Хаитем. Когда шариванские купцы подплыли к этим островам на своих лодках и судах для ведения торговли, русы напали на них. Тысячи магометан погибли — кто в волнах, кто от меча.

Этот отрывок из рукописи Масуди говорит об успешности походов викингов. Другой фрагмент, напротив, говорит о поражениях в их военных походах.

Как мы уже сообщали, русы оставались на берегах этого моря в течение нескольких месяцев. У жителей прибрежных земель не было ни сил, ни средств для их изгнания, хотя они и провели ряд мероприятий военного характера и организовали оборону; у жителей этих мест высокая культура. Набрав добычи и пленных, русы двинулись в обратный путь — вошли в устье Хазарской реки и послали гонцов с деньгами и добычей к царю, дабы выполнить взятые на себя обязательства. У хазарского царя на этом море не было никаких кораблей, потому что хазары вообще плохие мореходы. А то бы они представляли постоянную угрозу для мусульман... [Далее описывается, как мусульмане, получив поддержку от христианского населения Итиля, готовятся к ответному удару по возвращающимся с добычей русам.] Они сражались 3 дня, и Бог даровал победу мусульманам. Все войско русов полегло в этом бою — кто погиб от меча, а кто утонул в водах великой Хазарской реки; только 5000 воинов удалось спастись. После этой битвы русы больше не предпринимали набегов на эти земли.

Также о поражениях норманов и русов пишет Ибн-Исфандьяра, который сообщает следующее:

Поход русов за [Каспийское] море с целью грабежа Табаристана. В тот год [297 год хиджры, то есть 909–910 гг.] на море появилось 16 кораблей русов, которые затем высадились в Абесгуне, как уже было однажды во времена Хасана бен-Саида [864–884], когда русы пришли в Абесгун с войной. Хасан бен-Саид выслал войско и перебил всех чужеземцев. Однако они успели разорить Абесгун и земли на противоположном берегу, занимались грабежом и убийством мусульман. Абу-Сиргам Ахмед бен-эль-Касим был наместником в Сари. Он сообщил обо всем этом Абу-л‑Аббасу, который выслал войско на помощь. В то время русы как раз прибыли в Анджилах [Макалех]. Он напал на них ночью, многие русы приняли смерть в этом бою, другие попали в плен и рассеялись по всему Табаристану. Через год русы вернулись с более многочисленным войском, разорили и предали огню Сари и земли Пенджахсехара, захватили много пленных и поспешно удалились по морю в сторону Шимеруда [Чехмеруд] в Дайлемане. Часть их высадилась там на берег, а часть оставалась на кораблях. Гиляншах приказал своему войску двинуться вдогонку, сжечь их корабли, а высадившихся на сушу предать мечу. Те русы, которые не покидали своих кораблей, обратились в бегство. Но Ширван-шах (повелитель Хурза) прослышал об этом, устроил им засаду на море и уничтожил всех до последнего. Так был положен конец набегам русов.

В приведенных цитатах показан контакт скандинавов и русов с Хазарским каганатом, который был весьма влиятельным госудаством в IХ—X веке на територии Поволжья. На его територии преобладающими были тюркские народы. Анализ серебренных монет, найденных в Швеции указывает на то, что большинство из них было подделано в Хазарском каганате под вид арабских. Основной религией госудаства волжских булгар был иудаизм, однако с 922 года большинство из них приняли ислам.

Существует сага, что рассказывает о походе скандинавов на територию Халифата: «Сага о Ингваре Путешественнике». В ней Халифат назван Серкландом. Достоверность приведенных фактов в этой саге до сих пор не подтверждена, но существует 25 воточно-шведских рунических камней на которых сохранились надписи о людях, которые сопровождали Ингвара в этом путешествии. Эти камни свидетельствуют о том, что поход закончился поражением. На одном из камней в Сёдерманланде можно прочесть (по Е. Мельниковой): «Тола велела установить этот камень по своему сыну Харальду, брату Ингвара.

Они отважно уехали
Далеко за золотом
И на Востоке
Кормили орлов.
Умерли на юге
В Серкланде».

Слова «кормить орлов» в этих строчках означают «уехать воевать», а не торговать.

Приведенные выше цытаты показывают одну из трех ветвей сосуществования скандинавов и мусульман в эпоху викингов. Однако, существуют еще две ветви: взаимоотношения норманов и мусульман в средиземноморском ареале (военные походы в Испанию, Марокко, Тунис, о. Сицилия); пребывание арабских послов и торговцев на территории Скандинавии (Дания, Швеция). Взаимоотношения скандинавов и русов с мусульманами на територии Каспия и Халифата — только один из трех больших фрагментов истории эпохи викингов.

Виталий Щепанский,
Украина



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.