Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №90
03.02.2009

ИЗ ИСТОРИИ

Зима тревоги нашей

К 150-летию со дня рождения Ризаэтдина Фахретдина

Для разных обстоятельств и времен существуют разные породы лидеров. Кто-то хорош в дни войн революций, кто-то — в дни реакции тяжкого повседневного труда. Первые могут добиваться успехов за считанные дни, вторым приходится затрачивать долгие годы для достижения результатов. Риза Фахретдин был из породы вечных тружеников, ведущих тяжкий повседневный диалог с властями, всегда стремившихся к знаниям и просвещению людей. Его скромное подвижничество, умение оставаться человеком в сложнейших условиях максимально проявилось в страшные годы сталинского террора, когда он чудом сумел сохранить многие памятники мысли наших предков. Фонд Оренбургского магометанского духовного собрания в уфимском архиве, основанный на собранных им метрических книгах мусульманских приходов, — это тот подвиг, благодаря которому почти каждый мусульманин округа ОМДС может проследить историю своего рода. И сам Риза сумел воссоздать историю не только выдающихся деятелей нации, но и своего рода до тринадцатого колена. Он понимал, как важно не стать иванами, не помнящими родства. Тома метрических книг останутся вечным памятником Ризе Фахретдину.

В отличие от своего предшественника и ровесника — первого свободно избранного муфтия сына казанского миллионера Галимджана Баруди Риза Фахретдин родился в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Альметьевский район Татарстана) в семье скромного сельского муллы. Эта порода людей сохранила основы ислама, грамотности, татарской литературы и истории в сложнейшие годы восстаний и террора. Самые древние предки Фахретдина жили в Булгарском государстве. Закамье, с одной стороны, находилось на острие любых атак, с другой — здесь, вдали от чиновников Казани, относительно свободно развивалась система мусульманского образования.

В 1867–1868 гг. Риза учился в медресе при 1-й мечети Чистополя у выдающегося суфия Закира-ишана Камалова. Но это было далеко от дома. В 1869–1889 гг. Фахретдин учился и преподавал в медресе деревни Нижние Шельчелы. Здесь в 1884 году (через год после создания!) в его руки попала газета «Тарджеман» И. Гаспринского. В последние годы учебы Фахретдин заинтересовался творчеством улемов-реформаторов А. Курсави, Ш. Марджани, Дж. Афгани, М. Абдо. В 1887 году он впервые поехал в Уфу, в ОМДС, для сдачи экзамена. ОМДС возглавил бывший студент Казанского университета муфтий Мухаммедьяр Султанов, и ему были нужны образованные люди. Гуманизм Фахретдина проявился в том, что он создал трактат о реформе просвещения, где призывал к образованию женщин. Он написал в рамках джадидистской реформы четыре учебно-методические книги по арабскому языку, мусульманскому праву и этике.

В 1888 году Фахретдин пробыл около двух месяцев в Петербурге. На всю жизнь у него осталось восхищение Северной Пальмирой, где «над Невой посольства полумира». Ему особенно запомнилась встреча с великим мусульманским реформатором Джамалетдином Афгани. Тот говорил: «В улучшении и очищении мусульманского шариата наш основной долг — брать пример с немусульманских народов, умма исламия (исламская нация) еще не готова выполнить этот долг».

С 1889 года Фахретдин был избран имам-хатыбом и мударрисом деревни Ильбяково Бугульминского уезда. А уже с 1891 года Фахретдин стал казыем ОМДС. Фахретдин пишет хронику «Асар» («Следы»).
В ней он создает биографии ученых булгар, кыпчаков, татар попутно с описанием мусульманских путешественников, посетивших наши земли. Хроника содержит более 500 биографий. Она до сих пор не имеет себе равных, но ни разу не была переиздана. Эта хроника — великий гимн подвижничеству улемов, которые в течение тысячи лет не давали нашему народу превратиться в безграмотное стадо, вели его по пути знания и веры. Фахретдин писал, что народ, не имеющий улемов, обречен на гибель.

Синтезу религии и реалий современности Фахретдин посвятит целый ряд работ, но вершинной точкой станет фундаментальный труд «Дини вэ иджтимагый мэсъэлелэр» («Религиозные и общественные вопросы», 1914). Само название работы говорит о необходимости синтеза религиозных и светских основ для развития исламской нации. Основные тезисы работы во многом совпадают с взглядами великого муфтия Египта Мухаммада Абдо, стремившегося совместить догматику ислама с реалиями современной цивилизации. Так, в области права Совет (Шура), принимающий правовые решения и включающий тогда только богословов, зачастую находящихся под жестким контролем властей, превращается в орган мусульманской общины Нового времени. При этом в Шуру вместе с улемами входят главы благотворительных обществ, воинские командиры, представители адвокатов, докторов, рабочих и т. д. Фахретдин первым в мусульманском мире предложил ввести в Шуру представителей современного индустриального пролетариата. Шура должна действовать в соответствии с реалиями экономики и культуры и представлять собой союз всех классов, партий и обществ. На принципе представительства всех партий и общественных групп в 1917 году строились и все местные мусульманские комитеты и бюро.

Фахретдин считал, что «в парламенте и Государственном совете (то есть в обеих палатах тогдашнего российского парламента. — Прим. авт.)... нужно выполнять решения, согласные с Кораном и Сунной». При этом «главная реформа» предстоит в сфере права. В итоге должна быть создана Конституция как «очень полезная вещь для исламского мира».

Фахретдин утверждал, что ислам должен сохранять значение как система мировоззренческих и моральных устоев: «Ислам, будучи универсальной религией, пригоден для всех времен, всех мест и государств, всех народов и наций. Если обязательно есть какая-то религия, которая пригодна для счастья в этом и том мире, для материальных и духовных достоинств, то эта религия, несомненно, религия ислама». Фахретдин указывал: «То, что люди религиозны, столь же естественно, как то, что они культурны».

1–15 апреля 1905 года в Уфе при ОМДС прошло заседание «Улама жэмгыяте» («Общества улемов»). Основным докладчиком был казый Р. Фахретдин. Его предложения повторяли программу Марджани о создании централизованной религиозной автономии. в 1906 году, когда муфтий отказался от реформы Духовного собрания, Фахретдин покинул Уфу ради Оренбурга. Здесь он возглавил журнал «Шура» («Совет»). Специалисты называют его первым российским мусульманским научным журналом.

Уже в марте 1917 года Фахретдин мог занять место муфтия. Но он проявил полное отсутствие честолюбия. Только закрытие журнала «Шура» большевиками и безденежье вынудили его перебраться в Уфу и занять пост казыя, на который он был избран мусульманским съездом в мае 1917 года. Когда Красные войска заняли город в 1919 году, он в отличие от муфтия и других казыев отказался покинуть Уфу. В 1921 году после смерти Галимджана Баруди он возглавит Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ), а в 1923 году на II Всероссийском съезде духовенства Фахретдин был избран муфтием ЦДУМ. III съезд прошел в октябре 1926 года, и муфтием был переизбран Риза Фахретдин. На съезде он стал и первым председателем Голямалар Шурасы (Совета улемов).

В 1927 году ЦДУМ объединил 14 825 мечетей — исторический максимум. Но к маю 1930 года было закрыто более 10 000 мечетей, от 90 до 97% мулл и муэдзинов были лишены возможности отправлять культ. Фахретдин протестовал против закрытия мечетей, арестов духовенства и уничтожения религиозных библиотек. Часть литературы ему все-таки удалось спасти в архиве ЦДУМ. В 1930 году муфтий Фахретдин собирался подать в отставку вместе с другими членами ЦДУМ, чтобы обратить внимание всего мира на положение религии ислама в СССР.

Риза-казый скончался в своем доме в Уфе, не дожив несколько месяцев до массовых арестов руководства Духовного управления. По преданию, тысячи мусульман, узнав о смерти Фахретдина, собрались тайно ночью в его родном ауле для прочтения «джаназа» (поминальной молитвы) по усопшему.

Вся жизнь Фахретдина была отдана Добру, Знанию, Свету и Вере. Риза-казый вернулся к Аллаху, сотворив много добрых дел на этой земле, оказав помощь многим людям...


Р. Фахретдин в издательстве журнала «Шура»

Айдар ХУБУТДИНОВ
доктор исторических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.