Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №144 — Доклад муфтия шейха Равиля Гайнутдина на конференции «Религия и безопасность»
18.09.2013

Доклад муфтия шейха Равиля Гайнутдина на конференции «Религия и безопасность»

Бисмилляхир-рахманир-рахим. Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! Уважаемый муфтий Рахматулла ажы Эгембердиев, уважаемые члены Президиума и участники Международной научно-богословской конференции «Религия и безопасность», позвольте от имени Совета муфтиев России и от себя лично искренне поприветствовать вас традиционным мусульманским приветствием «Ас-салям алейкум ва рахмату-ллахи ва баракатух» — «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение»!

Религия Ислам искусственно привязывается к воинственности и опасности для окружающих, в действительности эта религия и её последователи изначально, по самой своей сути были неразрывно связаны с понятиями «салям» — «мир» и «амана» — «безопасность». В достоверном хадисе, переданном от нашего Пророка Мухаммада (мир ему), сказано: «Не войдёте в Рай, пока не уверуете — а не уверуете, пока не возлюбите друг друга. И первое, на что укажу вам, — это то, при совершении чего возлюбите друг друга: распространяйте мир между собой!».

Вдумываясь в смысл этого хадиса, мы видим, что Рай, вера и взаимная любовь органично связаны друг с другом. Вхождение в Рай обусловлено верою, а вера обусловлена взаимной любовью; ключом же к этому является распространение мира между людьми. Отсюда делаем вывод, что распространение мира — первично. Только затем следует вхождение во врата любви, а от неё — переход к вере.

Всё в Исламе — от начала и до конца — это мир и его распространение ради укрепления связи людей в обществе, преодоления ими невзгод, порождаемых смутами, и вступления в Обитель мира — Дар-ус-салям — Райские сады. Здесь человеческая душа не слышит дурного, но только одни благостные приветствия, которыми встречают обитатели Рая входящих в него: «Войдите с миром!».

Мир и еще раз мир — в начале и в конце нашего пути. Таков истинный посыл Ислама, как бы кто ни пытался исказить этот светлый образ в современном мире.

«Нет принуждения в религии!», гласит известный аят в нашем Священном Писании в суре «аль-Бакара», и этот аят следует сразу за самым сакральным местом в Коране — аятом «аль-Курсий». Некоторые политические, общественные и даже религиозные деятели в угоду своим фобиям предпочитают изыскивать в Коране отдельные фразы и вырывать их из контекста, показывая тем самым якобы «злобную» сущность Ислама. Воинственное прочтение искажает Коран, ведь Божьи заповеди религиозной толерантности сформулированы как универсальные принципы, а таковые не могут быть «отменены». Разве станет Всевышний Господь отказываться от декларированного Им разнообразия конфессий, что соответствует Его предначертанию?! Утвердив принцип «нет принуждения в религии!», Аллах — субханаху ва Тааля — в том же аяте дает такое основание: истинный путь и ложный путь уже ясно различимы. Неужто спустя несколько лет после начала миссии Пророка Мухаммада всё переменилось?!

Конечно, это не так. Даже после известного аята о джихаде в суре «аль-Мумтахана», где значится призыв противостоять враждующим — подчеркну, воинствующим и конфликтующим — язычникам, Коран говорит: «Но Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, кто не сражался с вами из-за религии и не изгонял вас из ваших жилищ, — воистину, Аллах любит справедливых!» (60:8). Комментируя этот аят, крупнейший средневековый толкователь Корана ат-Табари говорит: предписанное здесь дружелюбие распространяется на представителей всех верований и религий, кто не воюет с мусульманами по причине веры, и это предписание не может быть отменено каким-либо другим аятом.

Таким образом, диалог религий, добрососедские отношения между представителями различный традиций — повеление Всевышнего. И все мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что гражданский мир, межнациональное, межрелигиозное согласие — базовое условие безопасности наших обществ.

Хочу процитировать перед вами следующий отрывок: «Сегодня многие легкомысленные газетчики, не найдя каких-либо серьезных осмысленных тем, забыв, что сами являются наследниками, учениками мусульман в области наук и философии, пишут нечто подобное этому: „Мусульманская религия повелевает только вешать и резать, воевать и проливать кровь. Запрещает знание, просвещение и образование, препятствует стремлению к совершенству, не заботится о правах человека, враждебно относится к другим благородным человеческим качествам“. Тем самым, они распространяют среди простого народа различную необоснованную клевету, и многие неразумные люди продолжают им верить». Хорошо, что до сих пор руководители государства, будучи людьми умными и мудрыми, не прислушиваются к таким пустословиям и не перестают относиться к нам милостиво«. Звучит очень современно, не правда ли? Между тем, данные строки написаны в 1862–1863 гг. татарским ученым и просветителем Хусаином Фаизхановым. Хусаин-хазрат уже 150 лет назад современно и глубоко понимал механизмы власти и роль традиций. Не случайно, что он назвал «Манас» как продукт гения киргизского народа.

И сегодня пропагандисты различного толка — от псевдорелигиозных радикалов до неолибералов пытаются навязать нам мысль о том, что религиозный человек — это непредсказуемый, неадекватный человек, склонный к спонтанным поступкам и крайним взглядам. Истина заключается в том, что религиозное мировоззрение — это фактор безопасности и дисциплины. Истинно покорный Всевышнему человек отличается самодисциплиной, соблюдением всех законов, уважением к законно избранным политическим руководителям. Религиозные ценности — источник стабильности, безопасности и основа межрелигиозной и межнациональной гармонии, без которых невозможно представить стабильное развитие современного общества.

Важность и потенциал государственно-религиозного сотрудничества прекрасно понимают и в Республике Кыргызстан. На мой взгляд, об этом свидетельствует даже само название сегодняшней конференции — «Религия и безопасность».

Меня искренне радует, что наши связи с коллегами из дружественного, братского Кыргызстана крепнут с каждым днем. Наше постоянное общение, взаимодействие, обмен опытом, выработка общности подходов основываются на объективных исторических и географических факторах, но также и на многовековой дружбе наших народов. Современная Российская Федерация демонстрирует всему миру поступательное развитие и в финансово‑экономическом, и в международном аспектах. Сегодняшний Кыргызстан, в свою очередь, является одним из наиболее демократических государств Центральной Азии, подтверждением чему стали проведённые в соответствии с мировыми стандартами выборы президента Республики в 2011 году. При этом, связи между Россией и Кыргызстаном возникли достаточно давно, и в значительной степени они развивались именно между мусульманскими общинами наших стран.

Многие кыргызские молодые люди учились в медресе Урала и Поволжья, татары же составляли немалую часть городских мусульманских общин Пишпека, Оша, Джелалабада. Не случайно, что впервые произведения киргизской художественной литературы вышли в свет именно в татарских типографиях. Татаро-башкирские депутаты в стенах Государственной Думы России защищали права киргизов на их земли, после того как мусульман Туркестана в 1907 г. лишили права участвовать в выборах в Гос. Думу в 1907 г. В период Туркестанского восстания мусульмане Волго-Уральского региона делали все возможное для того, чтобы спасти киргизов от террора. В годы революции и гражданской войны, коллективизации и сталинского террора значительная татар и башкир бежала в Киргизию — в этом им помогало знание языков и обычаев, культурная и цивилизационная близость. Другой формацией были советские специалисты — выходцы из среды квалифицированных рабочих, интеллигенции. Недаром до сих пор многие семьи кыргызской интеллектуальной, политической и бизнес-элиты находятся в родстве с татарами. Примерами тому являются и гордость кыргызской литературы Чингиз Айтматов, и президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев.

В годы репрессий немало мусульман из различных регионов России были переселены в Кыргызстан. Например, здесь нашли приют родственники духовного отца Горской республики шейх уль-ислама Али-хаджи Акушинского. Оставшись в посёлке Восточный, они ещё в советское время активно занимались преподаванием исламских наук и возрождением ислама на своей новой Родине. Немало представителей других репрессированных народов — чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев — влились в мусульманскую умму Кыргызстана. В годы Великой отечественной войны мусульмане вашей Республики приняли огромное количество эвакуированных, превратив свой дом в общий дом. В основе мирного добрососедства в Кыргызстане даже и в ту эпоху лежали законы восточного гостеприимства, исламская доктрина безопасности и уважения к представителям разных наций и религий.

Сегодня проблемы безопасности занимают ключевое место для наших сообществ, для всех стран СНГ. Если в наших странах царит внутренний мир, то не опасна и внешняя угроза. В наших особенностях и различиях заключена наша сила, а не наша слабость. Столетиями мусульмане-татары в лице муфтиев и имамов, купцов и издателей, политиков и поэтов стремились установить те мосты, которые объединяют Евразийское пространство. И здесь традиции Китаб Коркуда, Манаса и Кутадгу Билики, Ахмета Ясави и Навои, Махтумкули и Абая, Мухтара Ауэзова и Чингиза Айтматова объединяют нас. Нам важно, чтобы эти великие традиции не остались лишь воспоминаниями о прошлом, а дали нам ориентиры для построения безопасного, свободного и справедливого будущего на Евразийском пространстве.

В заключение я хотел бы еще раз поблагодарить организаторов конференции за их любезное приглашение посетить братский Кыргызстан и выступить на этом высоком собрании. Искренне желаю участникам конференции успешной работы, счастья и процветания. Спасибо за внимание. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

21 августа 2013 года
Бишкек, Кыргызстан
(печатается с сокращениями)



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.