Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №144 — Доклад муфтия шейха Равиля Гайнутдина на конференции «Религия и безопасность»
18.09.2013

Доклад муфтия шейха Равиля Гайнутдина на конференции «Религия и безопасность»

Бисмилляхир-рахманир-рахим. Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! Уважаемый муфтий Рахматулла ажы Эгембердиев, уважаемые члены Президиума и участники Международной научно-богословской конференции «Религия и безопасность», позвольте от имени Совета муфтиев России и от себя лично искренне поприветствовать вас традиционным мусульманским приветствием «Ас-салям алейкум ва рахмату-ллахи ва баракатух» — «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение»!

Религия Ислам искусственно привязывается к воинственности и опасности для окружающих, в действительности эта религия и её последователи изначально, по самой своей сути были неразрывно связаны с понятиями «салям» — «мир» и «амана» — «безопасность». В достоверном хадисе, переданном от нашего Пророка Мухаммада (мир ему), сказано: «Не войдёте в Рай, пока не уверуете — а не уверуете, пока не возлюбите друг друга. И первое, на что укажу вам, — это то, при совершении чего возлюбите друг друга: распространяйте мир между собой!».

Вдумываясь в смысл этого хадиса, мы видим, что Рай, вера и взаимная любовь органично связаны друг с другом. Вхождение в Рай обусловлено верою, а вера обусловлена взаимной любовью; ключом же к этому является распространение мира между людьми. Отсюда делаем вывод, что распространение мира — первично. Только затем следует вхождение во врата любви, а от неё — переход к вере.

Всё в Исламе — от начала и до конца — это мир и его распространение ради укрепления связи людей в обществе, преодоления ими невзгод, порождаемых смутами, и вступления в Обитель мира — Дар-ус-салям — Райские сады. Здесь человеческая душа не слышит дурного, но только одни благостные приветствия, которыми встречают обитатели Рая входящих в него: «Войдите с миром!».

Мир и еще раз мир — в начале и в конце нашего пути. Таков истинный посыл Ислама, как бы кто ни пытался исказить этот светлый образ в современном мире.

«Нет принуждения в религии!», гласит известный аят в нашем Священном Писании в суре «аль-Бакара», и этот аят следует сразу за самым сакральным местом в Коране — аятом «аль-Курсий». Некоторые политические, общественные и даже религиозные деятели в угоду своим фобиям предпочитают изыскивать в Коране отдельные фразы и вырывать их из контекста, показывая тем самым якобы «злобную» сущность Ислама. Воинственное прочтение искажает Коран, ведь Божьи заповеди религиозной толерантности сформулированы как универсальные принципы, а таковые не могут быть «отменены». Разве станет Всевышний Господь отказываться от декларированного Им разнообразия конфессий, что соответствует Его предначертанию?! Утвердив принцип «нет принуждения в религии!», Аллах — субханаху ва Тааля — в том же аяте дает такое основание: истинный путь и ложный путь уже ясно различимы. Неужто спустя несколько лет после начала миссии Пророка Мухаммада всё переменилось?!

Конечно, это не так. Даже после известного аята о джихаде в суре «аль-Мумтахана», где значится призыв противостоять враждующим — подчеркну, воинствующим и конфликтующим — язычникам, Коран говорит: «Но Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, кто не сражался с вами из-за религии и не изгонял вас из ваших жилищ, — воистину, Аллах любит справедливых!» (60:8). Комментируя этот аят, крупнейший средневековый толкователь Корана ат-Табари говорит: предписанное здесь дружелюбие распространяется на представителей всех верований и религий, кто не воюет с мусульманами по причине веры, и это предписание не может быть отменено каким-либо другим аятом.

Таким образом, диалог религий, добрососедские отношения между представителями различный традиций — повеление Всевышнего. И все мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что гражданский мир, межнациональное, межрелигиозное согласие — базовое условие безопасности наших обществ.

Хочу процитировать перед вами следующий отрывок: «Сегодня многие легкомысленные газетчики, не найдя каких-либо серьезных осмысленных тем, забыв, что сами являются наследниками, учениками мусульман в области наук и философии, пишут нечто подобное этому: „Мусульманская религия повелевает только вешать и резать, воевать и проливать кровь. Запрещает знание, просвещение и образование, препятствует стремлению к совершенству, не заботится о правах человека, враждебно относится к другим благородным человеческим качествам“. Тем самым, они распространяют среди простого народа различную необоснованную клевету, и многие неразумные люди продолжают им верить». Хорошо, что до сих пор руководители государства, будучи людьми умными и мудрыми, не прислушиваются к таким пустословиям и не перестают относиться к нам милостиво«. Звучит очень современно, не правда ли? Между тем, данные строки написаны в 1862–1863 гг. татарским ученым и просветителем Хусаином Фаизхановым. Хусаин-хазрат уже 150 лет назад современно и глубоко понимал механизмы власти и роль традиций. Не случайно, что он назвал «Манас» как продукт гения киргизского народа.

И сегодня пропагандисты различного толка — от псевдорелигиозных радикалов до неолибералов пытаются навязать нам мысль о том, что религиозный человек — это непредсказуемый, неадекватный человек, склонный к спонтанным поступкам и крайним взглядам. Истина заключается в том, что религиозное мировоззрение — это фактор безопасности и дисциплины. Истинно покорный Всевышнему человек отличается самодисциплиной, соблюдением всех законов, уважением к законно избранным политическим руководителям. Религиозные ценности — источник стабильности, безопасности и основа межрелигиозной и межнациональной гармонии, без которых невозможно представить стабильное развитие современного общества.

Важность и потенциал государственно-религиозного сотрудничества прекрасно понимают и в Республике Кыргызстан. На мой взгляд, об этом свидетельствует даже само название сегодняшней конференции — «Религия и безопасность».

Меня искренне радует, что наши связи с коллегами из дружественного, братского Кыргызстана крепнут с каждым днем. Наше постоянное общение, взаимодействие, обмен опытом, выработка общности подходов основываются на объективных исторических и географических факторах, но также и на многовековой дружбе наших народов. Современная Российская Федерация демонстрирует всему миру поступательное развитие и в финансово‑экономическом, и в международном аспектах. Сегодняшний Кыргызстан, в свою очередь, является одним из наиболее демократических государств Центральной Азии, подтверждением чему стали проведённые в соответствии с мировыми стандартами выборы президента Республики в 2011 году. При этом, связи между Россией и Кыргызстаном возникли достаточно давно, и в значительной степени они развивались именно между мусульманскими общинами наших стран.

Многие кыргызские молодые люди учились в медресе Урала и Поволжья, татары же составляли немалую часть городских мусульманских общин Пишпека, Оша, Джелалабада. Не случайно, что впервые произведения киргизской художественной литературы вышли в свет именно в татарских типографиях. Татаро-башкирские депутаты в стенах Государственной Думы России защищали права киргизов на их земли, после того как мусульман Туркестана в 1907 г. лишили права участвовать в выборах в Гос. Думу в 1907 г. В период Туркестанского восстания мусульмане Волго-Уральского региона делали все возможное для того, чтобы спасти киргизов от террора. В годы революции и гражданской войны, коллективизации и сталинского террора значительная татар и башкир бежала в Киргизию — в этом им помогало знание языков и обычаев, культурная и цивилизационная близость. Другой формацией были советские специалисты — выходцы из среды квалифицированных рабочих, интеллигенции. Недаром до сих пор многие семьи кыргызской интеллектуальной, политической и бизнес-элиты находятся в родстве с татарами. Примерами тому являются и гордость кыргызской литературы Чингиз Айтматов, и президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев.

В годы репрессий немало мусульман из различных регионов России были переселены в Кыргызстан. Например, здесь нашли приют родственники духовного отца Горской республики шейх уль-ислама Али-хаджи Акушинского. Оставшись в посёлке Восточный, они ещё в советское время активно занимались преподаванием исламских наук и возрождением ислама на своей новой Родине. Немало представителей других репрессированных народов — чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев — влились в мусульманскую умму Кыргызстана. В годы Великой отечественной войны мусульмане вашей Республики приняли огромное количество эвакуированных, превратив свой дом в общий дом. В основе мирного добрососедства в Кыргызстане даже и в ту эпоху лежали законы восточного гостеприимства, исламская доктрина безопасности и уважения к представителям разных наций и религий.

Сегодня проблемы безопасности занимают ключевое место для наших сообществ, для всех стран СНГ. Если в наших странах царит внутренний мир, то не опасна и внешняя угроза. В наших особенностях и различиях заключена наша сила, а не наша слабость. Столетиями мусульмане-татары в лице муфтиев и имамов, купцов и издателей, политиков и поэтов стремились установить те мосты, которые объединяют Евразийское пространство. И здесь традиции Китаб Коркуда, Манаса и Кутадгу Билики, Ахмета Ясави и Навои, Махтумкули и Абая, Мухтара Ауэзова и Чингиза Айтматова объединяют нас. Нам важно, чтобы эти великие традиции не остались лишь воспоминаниями о прошлом, а дали нам ориентиры для построения безопасного, свободного и справедливого будущего на Евразийском пространстве.

В заключение я хотел бы еще раз поблагодарить организаторов конференции за их любезное приглашение посетить братский Кыргызстан и выступить на этом высоком собрании. Искренне желаю участникам конференции успешной работы, счастья и процветания. Спасибо за внимание. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

21 августа 2013 года
Бишкек, Кыргызстан
(печатается с сокращениями)



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2022 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.