Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №144 — Религия и безопасность в центре внимания в Кыргызстане
18.09.2013

Религия и безопасность в центре внимания в Кыргызстане

21 августа в столице Кыргызской Республики Бишкеке состоялась международная конференция под названием «Религия и безопасность». Организаторами данного мероприятии выступили Духовное управление мусульман Кыргызстана, организация «Религии за мир» (Европейский совет религиозных лидеров) и новая организация — Межконфессиональный Совет — Кыргызстан (Interfaith Council. Kyrgyzstan), которая была учреждена в конце прошлого года.

В конференции приняли участие делегации религиозных лидеров (Европа, Россия, Турция, Казахстан, Таджикистан), религиозные деятели Кыргызстана, представители органов государственной власти республики, Общественные организации (ОБСЕ), эксперты, члены Общественного наблюдательного совета, представители международных организаций и дипломатических представительств.

Участники конференции обсудили актуальные вопросы, которые волнуют многих мусульман не только Кыргызстана, стран постсоветского пространства, но и, не будет преувеличением сказать, всего мира. Ведь конференция собрала гостей и участников не только из соседних стран СНГ, но и Европы. Европейцы с большим вниманием отнеслись к данному мероприятию.

На конференции обсуждались в первую очередь вопросы безопасности, очагов напряжения в Кыргызстане, а также вопросы, связанные с растущей религиозностью среди населения. Не обошли стороной и важный вопрос межрелигиозного диалога как в самой Кыргызской Республике, так и в других странах мира.

Межконфессиональный диалог: Нет принуждения в религии

Основной идеей конференции стала идея о том, что в исламе отсутствуют призывы к насилию и дискриминации людей по конфессиональному признаку. В современном мире, благодаря усилиям средств массовой информации, Ислам искусственно привязывается к воинственности и опасности для окружающих, более того опасности для устоев любого государства. В действительности же, как рассказали духовные лидеры, участвовавшие в мероприятии, ислам и её последователи изначально, по самой своей сути были неразрывно связаны с понятиями «салям» — «мир» и «амана» — «безопасность».

«Всё в Исламе — от начала и до конца — это мир и его распространение ради укрепления связи людей в обществе, преодоления ими невзгод, порождаемых смутами, и вступления в Обитель мира — Дар-ус-салям — Райские сады. Здесь человеческая душа не слышит дурного, но только одни благостные приветствия, которыми встречают обитатели Рая входящих в него: „Войдите с миром!“.

Мир и еще раз мир — в начале и в конце нашего пути. Таков истинный посыл Ислама, как бы кто ни пытался исказить этот светлый образ в современном мире», — сказал в своем выступлении председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин.

В последнее время наблюдается усиление внимания к межконфессиональному диалогу по всему миру. На евразийском пространстве успешно существует и работает площадка Съезда лидеров мировых и традиционных религий, который проходит раз в три года в Астане. Религиозные деятели стран СНГ прилагают необходимые усилия в налаживании конструктивного диалоги и общения представителей различных культур и конфессий. Немаловажно понимать, что в современном мире у всех религий во многом общие проблемы, а также цели и задачи. Религиозные деятели должны выработать общие подходы к важнейшим вопросам глобального диалога культур и религий, улучшать духовное и нравственное состояние современного общества. И здесь, парируя тех, кто пытается спекулировать и изыскивать в Коране отдельные фразы, стараясь таким образом показывать якобы «злобную» сущность ислама, муфтий Равиль Гайнутдин напомнил участникам конференции об известном аяте Священного Корана из суры «аль-Бакара»: «Нет принуждения в религии!». «Воинственное прочтение искажает Коран, ведь Божьи заповеди религиозной толерантности сформулированы как универсальные принципы, а таковые не могут быть „отменены“. Разве станет Всевышний Господь отказываться от декларированного Им разнообразия конфессий, что соответствует Его предначертанию?! Утвердив принцип „нет принуждения в религии!“, Аллах — субханаху ва Тааля — в том же аяте дает такое основание: истинный путь и ложный путь уже ясно различимы. Неужто спустя несколько лет после начала миссии Пророка Мухаммада всё переменилось?!», — задается риторическим вопросом Равиль-хазрат.

Продолжая мысль муфтия России о нравственности и межконфессиональном диалоге, глава мусульман Кыргызской Республики Рахматулла ажы Эгембердиев выразил мнение, что «наблюдаемое в современных условиях падение духовно-нравственных принципов требует осмысления».

По его словам, межконфессиональные отношения — это «барометр мира и согласия». «Поэтому необходим обмен опытом и мнениями по проблемам духовно-нравственного падения на подобных форумах и конференциях. Особая роль в этом отводится духовным лидерам. Мир изменился. Нам необходимо учиться и делиться знаниями, как советовал Всевышний. Мы можем и должны создавать базу для мира, развития демократии и конструктивного диалога, а также базу для духовного, нравственного оздоровления людей», — заявил муфтий Кыргызстана.

Известный политолог, представитель президента в парламенте Орозбек Молдалиев вторил духовным лидерам России и Кыргызстана: «Мы должны точно определить: где религия, а где ею прикрываются экстремисты», — заявил О. Молдалиев.

«Известно, что есть случаи, когда религией пользуются в политических целях. Сегодня в мире многие люди также считают, что в экстремизме виноваты мусульмане. Мы должны точно определить: где религия, а где ею прикрываются экстремисты», — сказал он.

В свою очередь заместитель муфтия Таджикистана Хусейн Мусозода заявил, что ислам не допускает какого-либо насилия, превосходства над другими. «Экстремисты и другие, кто желает религиозной войны будут наказаны Аллахом. Очень жаль, что в мире террористические акции, экстремистские действия приписывают исламу», — добавил он.

Нельзя не согласиться с тезисом председателя Совета муфтиев России Р. Гайнутдина о том, что истинный путь мусульманина — это межконфессиональный диалог, диалог религий, дружеские отношения с представителями разных религий.

«Сегодня многие, от псевдорелигиозных радикалов до крайних либералов, пытаются показать религиозного человека как крайне неадекватного. Однако истина в том, что религиозное мировоззрение — это фактор безопасности, самодисциплины, уважение к законам. Истинные религиозные ценности — источник стабильности», — считает председатель Совета муфтиев России.

Народы и государства должны определять свою судьбу самостоятельно

Муфтий Равиль Гайнутдин на пресс-конференции посвященной мероприятию также ответил на вопрос о конфликтах в исламских странах в свете надвигающего силового вмешательства в Сирии. «Народы должны иметь право на определение своего будущего», — сказал председатель СМР.

«Предположение о том, что если Европа или какая-то другая держава скажет свое слово, то в какой-либо стране все успокоится и события в мусульманском мире, где сегодня мы наблюдаем ужасную трагедию, нормализуются — очень опасное. Не нужно вмешиваться во внутренние дела государства. Народы сами должны иметь право на определение своего будущего. Мы считаем, что в Египте, Ливии, Сирии, Тунисе и других станах народ должен сам определить свое будущее. А если кто-то вмешивается и хочет установить свои порядки, иметь тех политиков, которые будут лояльны к какой-то стране, вот это уже весьма опасная тенденция», — заявил он.

Муфтий также добавил, что «сегодня страны уже боятся вмешиваться». «Потому что вмешались и получили то, что получили в этих государствах то, что мы сегодня видим. Не надо было вмешиваться, а потом думать, что же делать или что же натворили. Когда свергли режим Мубарака в Египте, тогда в России наши политики сказали: А хорошо ли это? А что получится у тех, кто сверг президента? И эти опасения оправдались, к сожалению», — сказал он.

«Сегодня ни эта власть, ни та, которая свергла законно избранного президента, ничего путного не могут сделать. Нам остается молить Всевышнего Аллаха, чтобы не было десятков тысяч человеческих жертв, чтобы египетские власти и народ смогли остановить то противостояние и кровопролитие, чтобы они могли пойти на какой-то компромисс и тем самым пошли на гражданские демократические выборы. Надеемся, что не создадут такую же атмосферу в Тунисе, где сегодня также прослеживается определенная опасность», — заключил он.

На конференции было много сказано также о позитивном опыте сотрудничества государственных структур с духовными лидерами, а также самих религиозных деятелей друг с другом. Муфтий России отметил, что духовные лидеры всегда готовы тесно сотрудничать с властью во благо государства. По его словам, нельзя отделять человека от религии. Некоторые политические силы хотят показать религиозного человека аморальной и асоциальной личностью, хотя это не так, — сказал Р. Гайнутдин.

«Религиозные деятели несут огромную ответственность перед Всевышним и перед народом. Меня очень радует, что Кыргызстан является одной из демократических стран в Центральной Азии, и наши страны живут в тесном сотрудничестве, как на государственном уровне, так и на уровне мусульманских религиозных организаций», — сказал он.

«Я опровергну заявление о том, что российские власти вмешиваются в дела суверенного Кыргызстана. Ни президент, ни глава правительства не заявляли о пагубном влиянии роста ислама и количества мечетей в вашей республике», — заявил Равиль Гайнутдин.

По словам муфтия, в России, наоборот, поддерживают идеи создания мечетей и легализацию деятельности мусульманских организаций. Каждая мечеть официально регистрируется и легализируется.

«Как и Россия, Кыргызстан — многонациональное и многоконфессиональное государство, в котором проживают люди разных национальностей, существуют разные культуры. И я искренне желаю, чтобы вы жили в мире и согласии», — заключил муфтий.

Ислам в СНГ



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.