Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №144 — Вице-премьер Токон Мамытов: Ислам против терроризма
18.09.2013

Вице-премьер Токон Мамытов: Ислам против терроризма

Вице-премьер Жогорку Кенеша по обороне, безопасности и вопросам госграниц Кыргызской Республики Токон Мамытов в своей авторской статье поделился мыслями о терроризме, прикрывающемся лозунгами ислама.

Экстремизм, крайним выражением которого выступает терроризм под лозунгами ислама оказывает заметное влияние на политическую жизнь многих стран и целых регионов современного мира.

Если по другим направлениям противодействия терроризму (военному, финансовому, организационному, информационному) уже предприняты достаточно эффективные меры, то идейно-теоретическая сторона явления пока остается вне внимания кыргызского правительства и кыргызского общества — как на уровне ее общего осмысления, так и в плане принятия практических шагов. В итоге сегодня исламские политические и правовые концепции стоят на вооружении не у государства, а у сепаратистов, экстремистов и террористов.

При обсуждении вопросов «исламского» экстремизма и терроризма необходимо проанализировать основные позиции, которые составляют стержень мировоззрения радикалов, в частности, концепции единобожия (таухид), обвинения в неверии (такфир) и джихада.

Авторитетные представители современной исламской мысли делают ставку на опровержение экстремистских взглядов именно исламскими правовыми доводами, прежде всего в отношении джихада.

Под джихадом в широком смысле подразумеваются усилия, нацеленные на претворение заповедей Аллаха самыми разнообразными способами — вплоть до отстаивания истин ислама вооруженным путем. Причем использование силы допустимо лишь в строго определенных случаях, поскольку главное в джихаде — это прежде всего призыв к следованию путем Аллаха, а также усилия, направленные на самосовершенствование и построение истинного исламского общества. Причем такой джихад исключает любое насилие по отношению к немусульманам, о чем прямо говорится в Коране:

«Нет принуждения в религии»;

«... и с ними диспут наилучшим образом веди».

Джихад отнюдь не сводится к войне. Хотя, кроме проповеднической формы, он также может выступать в виде вооруженных действий.

Важно отметить, что джихад не нацелен на вооруженное преследование немусульман. Военные действия джихада легитимны лишь в качестве необходимого средства обороны для отражения агрессии, а не способа покончить с неверными.

Террористы — первые нарушители шариата. Шариат даже в ходе законной войны категорически запрещает убивать женщин и детей, а также стариков, священнослужителей и труженников.

Прикрывающиеся исламом террористы — не борцы за чистоту веры, а воюющие с женщинами и детьми убийцы, не защитники исламских ценностей, а посягающие на основные цели шариата вероотступники, не герои, выступающие против несправедливой власти, а сеющие хаос и смуту преступники.

Современное исламское правоведение не только противопоставляет свой концептуальный подход взглядам идейных лидеров мусульманских радикалов, но и предельно точно квалифицирует террористическую деятельность с позиций шариата. Ответственность за терроризм предусмотрена следующими положениями Корана:

«И воздаяние для тех, кто супротив Аллаха и Посланника Его воюет, усердствуя нечестие посеять на земле — предание их смерти, или распятие для них, иль отсечение рук и ног их, или изгнанье из страны. И это все — бесчестие для них в жизни ближней, а кара величайшая — затем, в Последней жизни»

Содержание указанного заключается в пренебрежении государственной властью, посягательстве на безопасность, подрыве стабильности социальной и экономической жизни общества, ущемлении права на свободу передвижения и выбора места жительства, возбуждении в людях чувства страха за свою жизнь и имущество.

Сравнивая приведенные предписания Корана со смыслом понятия терроризм, можно прийти к выводу, что терроризм представляет собой преступление, которое посягает на стабильность, созданный Аллахом жизненный порядок и в конечном счете — безопасность, а также власть, отвечающую за ее поддержание.

Убедительным подтверждением такой оценки террора с точки зрения современной исламской правовой науки может послужить решение, вынесенное в 1988 г. Советом коллегии крупнейших алимов (мусульманских ученых) Саудовской Аравии.

Этот документ призывает к строгому наказанию террористов, преступления которых представляют собой «распространение нечестия» и в конечном счете ведут к подрыву безопасности. В нем подчеркивается, что все нормы шариата направлены на защиту пяти основных общих ценностей шариата — религии, жизни, чести, разума и имущества. Своими действиями террористы посягают на жизнь, честь и собственность людей, а также на публичную безопасность. Они порождают хаос и беспорядок, внушают людям страх за свою жизнь и имущество.

На основании такой аргументации совет единогласно установил меру ответственности за совершение разрушений или «распространение нечестия», то есть подрыв жилищ, мечетей, школ, больниц, промышленных объектов, мостов, оружейных складов, водохранилищ и нефтепроводов, а также взрыв или захват самолетов. Согласно положения Корана о «распространении нечестия» за данные преступления предусмотрена смертная казнь.

Определение терроризма также повторяется в нескольких документах Академии исламской юриспруденции (фикха) при Организации исламского сотрудничества (ОИС). Так, в решении, принятом в 2003 г., на XIV сессии этого ведущего центра современной исламской правовой мысли, сформулировано определение терроризма. Под ним понимаются лишенные правовых оснований агрессивные действия, запугивание или угрозы материального либо морального характера, которые исходят от государств, групп или отдельных лиц, направлены против человека в отношении его религии, жизни, чести, разума или имущества и выражаются в любой форме «распространения нечестия на земле».

Такое же понимание терроризма воспроизводит и решение указанной академии, вынесенное впоследствии на XVII сессии в 2006 г. В нем говорится, что террористом является как исполнитель террористического акта, так и тот, кто ему содействует, финансирует такую деятельность.

Аналогичной позиции в отношении терроризма придерживается и Академия фикха при Лиге исламского мира. На своей XVI сессии в 2002 г. она приняла так называемую Мекканскую декларацию, в которой подчеркивается, что шариат защищает жизнь и имущество не только мусульман, но и немусульман в соответствии со словами пророка Мухаммеда: «У немусульманина такие же права, как и у нас, и на нем такие же обязанности, что и на нас». «Сражайся за господнее дело лишь с тем, кто борется с тобой, дозволенного грань не переступай. Аллах не любит тех, кто переступает».

При определении ответственности за терроризм Лига исламского мира в своем решении ссылается на аят Корана о «распространении нечестия» на земле. Одновременно решительно осуждается любой фанатизм и экстремизм в вопросах религии, что подтверждается словами пророка Мухаммеда (мир ему): «Не переходите пределов в религии; воистину, тех, кто был до вас, погубила чрезмерность в религии».

Особого внимания заслуживает решение XI сессии Европейского совета фетв, прямо посвященное джихаду. В соответствии с ним, общий анализ положений Корана и сунны пророка Мухаммеда подтверждает, что основу отношений мусульман с представителями иных вер и культур составляют милосердие, добро, позитивный обмен. Кроме того, имеются в виду взаимное узнавание друг друга, мирное сосуществование, солидарность, приверженность добру и стремлению идти верным путем.

По мнению совета, эти начала подтверждаются следующими аятами Корана:

«О люди! Мы сотворили вас от мужа и жены. И создали из вас рода и народы, что бы вы могли друг-друга знать»;

«... кто за вашу веру с вами не сражался и вас не изгонял из ваших же домов... которые сражались против веры и изгоняли вас из ваших очагов и помогали...»; «Аллах запрета не дает вам доброту и справедливость проявлять к тем людям, кто за вашу веру с вами не сражался, не изгонял из дома вас... Аллах дает запрет в друзья брать тех, которые сражались против веры, и гнали вас из ваших очагов и помогали вашему изгнанью».

Совет отметил, что джихад имеет несколько значений. В частности, под «джихадом души» понимается избавление человека от собственных недостатков. Термин «джихад имуществом» означает расходование материальных средств на благие дела, а «джихад пером, языком или знанием» нацелен на проповедь по вопросам ислама. Можно говорить даже прямо о «джихаде Кораном», т. е. о возвещении ниспосланной Аллахом истины в соответствии со словами Всевышнего: «Не повинуйся же неверующим и с помощью Корана веди с ними великую борьбу».

Естественно, одной из ведущих форм джихада выступает использование вооруженной силы, обозначаемое в Коране, как правило, термином «китал» — «сражение», т. е. ответное применение оружия. По мнению подавляющего большинства мусульманских правоведов такое допустимо лишь в качестве оборонительного средства ради отражения агрессии, что вытекает из следующих положений Корана.

«Сражайтесь на пути Аллаха против тех лишь, кто против вас сражается, но грань дозволенного не переступайте, ибо, воистину, Аллах не любит тех, кто преступает...»

Использование военной силы допустимо лишь как крайнее средство для отражения агрессии и пресечения преследований после того, как все мирные способы исчерпаны. Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: «Не будьте потерявшими разум людьми, утверждая, что если другие относятся к нам хорошо, то и мы будем относиться к ним хорошо, а если они станут поступать плохо, то и мы станем поступать плохо. Взамен этого вы должны привыкнуть делать людям добро, если они поступают хорошо, и не делать им ничего дурного, даже если они творят зло».

Таким образом, любые террористические акты, причиняющие ущерб мирным гражданам, запрещены; мусульманам категорически запрещено поддерживать и сотрудничать с лицами или организациями, вовлеченными в террористическую деятельность; гражданской и религиозной обязанность мусульман является оказание помощи государственными органами в интересах защиты жизни населения.

Токон Болотбекович Мамытов,
вице-премьер-министр по обороне, безопасности и вопросам госграниц Кыргызской Республики

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.