Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №144 — Халал в Казахстане: мифы и реальность
18.09.2013

Халал в Казахстане: мифы и реальность

В Великобритании и Норвегии в продукции, обозначенной как «халал» (в русской транскрипции — «халяль»), была обнаружена свинина, в отношении производителей возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество». В странах Европы после скандала с обнаружением конины в мясных продуктах стали подвергать проверке все употребляемое мясо. Во время последних тестов в говяжьих продуктах следов ДНК конины не обнаружили. Вместе с тем в Великобритании и Норвегии в халалном мясе было обнаружено содержание свинины свыше 50 процентов. В Казахстане тоже некоторые сомневаются, настоящий ли здесь халал.

Халал сейчас — открытая марка, имеющая потенциал в 6,6 миллиардов людей сегодня и в 7,5 миллиардов в течение 10 следующих лет.

Деловая религия

По оценкам экспертов, индустрия халал переживает времена подъема. Согласно данным Всемирного банка, этот рынок на сегодняшний день оценивается в почти 700 миллиардов долларов, а его ежегодный рост приближается к 25 %.

Пока пальма первенства в производстве товаров и услуг стандарта халал принадлежит исламским странам. Однако, по оценкам экспертов, «духовный бизнес» все активнее развивается в немусульманских государствах, в которых хорошо развиты глобальные дистрибьюторские каналы. По данным малазийского издания Halal Journal, на сегодняшний день 16 % всемирного рынка продуктов питания — это халяльный товар. Львиная доля объема мясной продукции, которую экспортируют Аргентина и Бразилия, идет под маркой халал. Большая часть халяльного куриного мяса поставляется в Саудовскую Аравию также из Бразилии, где производство по нормам шариата поставлено на широкую ногу. Самым крупным в мире поставщиком халяльной баранины является Новая Зеландия.

Пищевая промышленность — это «сердце» индустрии халал, которая, благодаря этому факту, процветает даже во время кризиса. Такие крупные мировые компании, как Tesco, McDonald’s и Nestlй постоянно расширяют свои предложения для мусульман. На сегодняшний день, по неофициальным данным, они контролируют около 90 % всемирного халяльного рынка. Голландские власти из экономических соображений в крупнейшем порту Европы — Роттердаме, построили специальные склады для халяльных продуктов питания. Там созданы возможности для хранения импортируемых товаров отдельно от алкоголя и свинины.

Годовой оборот европейского рынка халяльных продуктов питания сегодня оценивается в 47 миллиардов евро. Мусульманское население «старого света» составляет порядка 52 миллиона человек, а по некоторым прогнозам его численность удвоится в ближайшие 20 лет, что сделает эту нишу весьма и весьма привлекательной.

Халал по-казахски

Стоит отметить, что вопрос изготовления халал продукции в Центральной Азии возникла еще во второй половине XX века. Тогда, в условиях Советского Союза, мусульманское население, в основном проживавшее в сельской местности, самостоятельно обеспечивало себя всем необходимым, однако после массовой миграции в города проблема стала острее. Городские магазины тех лет практически не продавали подобную продукцию. Коренным образом ситуация изменилась лишь спустя десятилетия, уже в современном Казахстане. В начале 2000‑х годов страна стала вводить международные стандарты халал. На сегодняшний день в республике проживает более 10 миллионов мусульман, принадлежащих более чем к 26 национальностям. Такое количество мусульманского населения, безусловно, стимулирует рост рынка продуктов халал. Наиболее активно сегодня в этом направлении развивается пищевая промышленность: сертификаты на производство халяльной продукции имеют более 600 предприятий по всей стране.

Компании сферы услуг, выстраивающие бизнес по нормам шариата, пока не столь многочисленны, однако исламские принципы работы с каждым годом охватывают все больше секторов. В Казахстане в согласии со стандартом халал работают гостиницы, SPA-салоны, автошколы, банки, медицинские учреждения. Основной принцип предоставления услуг в этих заведениях заключается в определенных правилах поведения персонала и клиентов, строгом разделении помещений для женщин и мужчин, а также наличие намазханы — помещения для чтения молитв.

В оказании халяльных услуг немаловажным фактором для процветания бизнеса является не только соответствующий формат организации дела, но и грамотный маркетинг. Например, отмечают игроки рынка, спрос на услуги халал гостиниц на сегодняшний день не так уж и высок. Во‑первых, это связано с особыми требованиями к клиентам. Например, семейные пары, которые желают поселиться в отеле, обязательно должны предъявить соответствующие документы. Во‑вторых, невысокий спрос объясняется низким уровнем осведомленности населения о таких услугах.

По таким же признакам работают казахстанские халяльные сауны. В помещениях запрещается курить, распивать спиртные напитки, мужчины и женщины купаются отдельно, и только семейные пары, имеющие при себе свидетельство о браке, могут отдыхать вместе.

Духовный стандарт

На сегодняшний день над разработкой универсальных стандартов и процедуры сертификации продукции халал работают специалисты по всему миру. В мусульманских странах подобная практика за несколько столетий отточена до совершенства. Но в государствах, где нормы шариата соблюдаются не строго, должны быть введены дополнительные механизмы отслеживания и контроля, считают эксперты.

В настоящий момент глобальный стандарт халал выработан. В его основе — заповеди Корана, Сунна пророка Мухаммада, иджма (араб. — согласие, у суннитов согласное мнение богословов по религиозным, правовым и бытовым вопросам, не затронутым в Коране и Сунне) и прочее. Стандарт включил в себя практически все аспекты, которые обязательны при производстве подобной продукции и услуг. Данный документ на сегодняшний день утвердили 54 государства. Интересно, что в современный стандарт халал вошел запрет на генномодифицированные продукты (ГМО).

Для универсализации процедуры надзора за рынком халал в 2009 году был создан Всемирный форум халалной продукции. К работе организации привлекаются государства — члены Организации исламской конференции (ОИК), эксперты в этой области, производители товаров, теологи и т. д.

В Казахстане госстандарт на изготовление продукции халал введен в 2006 году. Выдачу соответствующих сертификатов и дальнейший контроль над производством осуществляет Технический комитет № 57 по стандартизации «Халал» при Министерстве индустрии и новых технологий.

Для того, чтобы продукт был сертифицирован стандартом «Халал», предприятию необходимо выполнить ряд требований. Производимый продукт должен быть свободен от содержания ингредиентов, запрещенных в исламе, это же касается сырья. Пищевая продукция должна приготавливаться из мяса «разрешенных» религиозными нормами животных, забой которых производился в соответствии с нормами ислама. Обязательным требованием является особые нормы использования и очистки оборудования, посуды и техники.

Согласно неофициальных данных, около 30 % казахстанского пищевого рынка представлено продуктами халал. Много здесь и теневых игроков, отмечают чиновники. Отечественные прилавки периодически пополняются товарами с альтернативными названиями, под маркой «мусульманский» например. Как правило, данная продукция изготавливается по сомнительной технологии и не имеет сертификата «Халал». Вместе с тем, процедура получения сертификата достаточно проста. Предприятию необходимо подать заявку, в ходе рассмотрения которой на производство выезжает экспертная комиссия. Представители надзорного органа проводят тщательную проверку и анализ процесса изготовления продукции — конечно, на предмет ее соответствия стандарту халал. Если разрешение дано, владельцы предприятия подписывают договор с Комитетом и получают свидетельство сроком на 1 год.

Предложения Правительству Казахстана: совершенствование отрасли

Важным направлением совершенствования отрасли Республики Казахстан по производству халал продукции является создание халальных индустриальных парков, на основе малазийского опыта. Идея создания халальных парков в последнее время очень популярна в мусульманских странах. Наиболее активно этот бизнес развивается в Малайзии, опыт которой в данном направлении составляет уже более 30 лет. В настоящее время в Малайзии создана и успешно функционирует целая сеть халал, состоящая из от пищевых продуктов до халал-образования, банкинга и так далее.

Халальный индустриальный парк — это специально организованная для размещения новых халалных производств территория, обеспеченная энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями, управляемая специализированной компанией.

Халальным индустриальным парком является промышленная площадка на которой ведут свою деятельность несколько независимых предприятий, занимающихся производством халал продукции. Разместившие свои производства на общей территории предприятия чаще всего связаны общими цепочками создания добавленной стоимости и делят совместную инфраструктуру парка и услуги предоставляемые общественной или частной управляющей компанией.

В качестве важной рекомендации следует указать на необходимость создания реально функционирующего государственного органа, в обязанности которого входили бы надзор и регулирование на рынке халал продукции. Необходимо скорейшее создание государственного агентства по регулированию и надзору за рынком халал в Казахстане. Действующий в данное время Технический комитет по стандартизации халал при Министерстве индустрии и новых технологий, не справляется с постоянно растущей нагрузкой.

В нынешнем комитете нет адекватной организационной системы, нет отделов, которые могли бы разделить рынок халал продукции по отраслям, с целью более точного мониторинга и регулирования. Ведь халал-направлений очень много: это туризм, гостиницы, фармация, парфюмерия, пищевая промышленность, сельское хозяйство, банкинг, страхование и так далее. Поэтому это должно быть на уровне агентства, которое контролировало бы соблюдение стандартов халал, выдавало лицензии и имело разные отделы по данным направлениям.

Жанкелди ЕСТЕНБАЕВ,
генеральный директор Международного института современной исламской экономики и финансов, Алматы, Казахстан,

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.