Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №141–142 — Суфизм в Волго-Уральском регионе в составе России: между мифами и реальностью
24.06.2013

Государство или тарикат?

В последнее время часто говорится о суфизме как о некой традиционной консервативно-охранительной основе российского Ислама, связанной с лояльностью к властям. Однако элементарное знание о восстаниях на Северном Кавказе и Средней Азии против российского владычества говорит о том, что именно суфийские ордена (тарикаты) и сети становились важнейшим инструментом мобилизации. Это касается не всех суфиев, но многих из них. Российское государство прежде всего требовало гражданской лояльности по отношению к себе и отрицало наличие лояльности, которая ставила себя выше общеимперской. Не отрицались знания, полученные у суфийских шейхов и возможность выстраивания суфийских сетей с их линии преемственности (сильсиля) на территории России, но сетей, не противоречащих политике верховной власти. Классическим примером этого является конфликт мюридов одного шейха Фаизхана б. Хозырхана аль-Кабули: первого муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммеджана б. Хусаина (1788–1824) и Хабибуллы-ишана аль-Ури (Оруви), каждый из которых был лидером группировки, боровшейся за власть на территории округа ОМДС. Власти в итоге, жестко поддержали единого муфтия.

Нельзя не упомянуть, что только создание ОМДС, приведшее к наличию признанных государством религиозных лидеров, дало возможность для развития суфизма на территории Волго-Уральского региона. Это четко видно по суфийским сильсилям. Одновременно власти поняли, что суфийские сети являются источником конфликта, и следующий муфтий ОМДС Габдуссалям б. Габдуррахим (1825–1840) уже не был завязан на суфийские связи.

Часть мюридов Фаизхана аль-Кабули были и источником еще более прямой угрозы. По архивным данным, найденным Данилем Азаматовым, Абдаррахим Утыз-Имяни и Джафар б. Абди в 1785 г. были осуждены властями за то, что распространяли «шиитскую идеологию и призывали поднять оружие против неверных» (читай, христиан). После недолгого заключения эти деятели отбыли в Бухару и вернулись уже через достаточно долгое время. Абдаррахим Утыз-Имяни отметился здесь сочинением, направленным против первого из великих татарских улемов Абдуннасыра Курсави. По возращению в Россию оба вышеуказанных суфия получили поддержку башкирского кантонного начальника Лукмана б. Усмана. Абдаррахим Утыз-Имяни обрушился с критикой как на официальное духовенство Бухары, так и ОМДС. Он призывал восстановить обычаи предков (салаф) и отвергнуть обычаи неверных (куффар), включая даже сидение на стуле. Можно согласиться с М. Кемпером, что, по мнению Утыз-Имяни «тот, кто перенимает обычаи русских, тот и сам становится неверным». По своей сути это напоминает высказывание муфтия ДУМ Татарстана Камиля Самигуллина о том, что празднующий новый год с неверными сам становится неверным. Действительно Утыз-Имяни показывает полную антипатию к христианству, включая богослужение, употребление кож, выделанных немусульманами и даже употреблению самоваров (русских) и самого чая. Утыз-Имяни пишет, что распитие чая приводит к постоянным позывам мочиться: «народ идет в мечеть, а они идут к навозным кучам». Нельзя не согласиться с мнением М. Кемпера, что «по вопросу отношений с христианами… ал-Булгари занимал исключительно жесткую позицию». Это, в частности, проявилось в его точке зрения, что «Волго-Уральский регион (Булгар)… не исламская территория, а дар уль-харб («территория войны)…».

Позиция властей в отношении иностранных суфийских традиций наиболее явно была выражена в правление Николая I. 18 февраля 1836 г. император утвердил положение Комитета министров: «О воспрещении принимать дервишей в подданство России». В качестве аргумента против них указывается: «могущих по званию своему и набожности… иметь большое влияние на умы наших Магометан, которое всегда употребляют во зло, проповедуя между ними ненависть против Христиан и против самого правительства, дабы тем приобрести доверие своих единоверцев и возможность жить на их счет». Символично, что Утыз-Имяни умирает за полгода до издания данного положения, а оставшиеся суфии российского происхождения в Волго-Уральском регионе предпочитают сохранять лояльность устоям империи.

Суфизм в джадидскую эпоху

Изменение политической ситуации в период Крымской войны 1853–1856 гг., выразившееся в ликвидации Казанской татарской ратуши и ратуши в Каргале близ Оренбурга, наступление на монопольное экономическое положение татар и их пропаганду ислама среди казахов и башкир вынуждают буржуазию перейти к политике защите устоев Ислама. Так, буржуазия Троицка оказала финансовую поддержку Зайнулле Расули в его пропаганде ислама и укреплении ордена Накшбандийа. В Казани купец Мухаммеджан Галиев финансирует вместе с Садыком Галикеевым и Сулейманом Аитовым медресе своего сына — шейха Накшбандийи Галимджана, материально обеспечивая его деятельность по объединению мюридов вокруг себя. Местом обитания наиболее влиятельных шейхов рубежа XIX–XX веков становятся Татарские слободы городов, а не аулы.

После смерти муфтия ОМДС Габдулвахида Сулейманова в 1862 г. новыми председателями ОМДС становятся мурза Салим-Гирей Тевкелев (1865–1885) и выпускник 1‑й Казанской гимназии, мировой судья Мензелинского уезда Мухаммедъяр Султанов (1885–1915). Встает вопрос о духовном лидерстве в умме ОМДС. И здесь суфийские сети вновь становятся незаменимыми. Королем татар будут назвать Зайнуллу Расули (1833–1917), обладавшего максимальным числом мюридов среди татар, башкир и казахов. Он прославился и как человек, обеспечивший поддержку реформ джадидов в рядах уммы, особенно в сельской местности. По доносу лидеров кадимизма среди башкир Габдулхакима Курбангалиева он был выслан в Вологодскую и затем Костромскую губернию и возвращен по личному ходатайству муфтия С.-Г. Тевкелева. В 1884 г. З. Расули был избран имамом пятого прихода Троицка, и возглавил медресе, названное его именем.

Если С.-Г. Тевкелев обладал личными связями, состоянием и статусом, то М. Султанов мог только лавировать между властями и лидерами мусульманских городских общин. Благодаря комбинированному авторитету суфийского наставника, врачевателя, ректора медресе, автора фетв и личному состоянию З. Расули сумел стать лидером уммы ОМДС как никто до него. Наряду с традиционными мусульманскими формами в лице суфийской сильсили (по линиям накшбандийа-муджаддидийа, а затем и халидийа) он использовал и инструменты современной цивилизации в лице печатного станка, железной дороги и электрогенератора, которые облегчали для его мюридов как личный контакт, так и понимание его идей. К нему стекались ученики из Сибири, с китайской границы, из Туркестана, Казахстана, Дагестана и Казани. Зайнулла-хазрат постоянно общался с людьми, и это давало ему уникальную возможность для понимания ситуации на местах в стране, где не только царила цензура, но и мусульманам округа ОМДС до осени 1905 г. не давали создать периодические издания. В 1905–1906 гг. Зайнулла Расули будет поддерживать политические цели джадидов, включая прежде всего равноправие всех российских граждан и избрание единого лидера для всех российских мусульман.

В мае 1917 г. уже после смерти Зайнуллы-хазрата сбылась его давняя мечта: муфтием российских мусульман был избран его мюрид шейх Галимджан Баруди (1917–1921). Однако в условиях краткосрочной демократии, наступившей в России весной-осенью 1917 г. общество предпочло выборы и публичные дискуссии неформальным связям внутри суфийского братства. Даже до конца 1920‑х гг. Центральное духовное управление под руководством Ризаэтдина Фахретдина (1921–1936) опиралось на официальные структуры в лице ЦДУМ, Голямалар Шурасы (Совета улемов), региональные мухтасибаты. Возрождение личных суфийских связей приходится на 1930‑е гг., когда были уничтожены структуры ЦДУМ на местах и в 1936 г. было арестовано руководство ЦДУМ. Бродячие или безмечетные муллы опять стали мрачной реальностью. Новый муфтий ЦДКМ Габдуррахман Расули (1936–1950, сын Зайнуллы-ишана) выдавал свидетельства такого рода имамам. Центром суфизма стал аул Курманаево Нурлатского района Татарстана. Но этот период кончился быстро. В настоящее время целый ряд деятелей пытается объявить себя ишанами. Однако И. Минуллин и А. Минвалеев пишут о том, что традиция зикров (радений) в Татарстане прервалась.

Суфийские традиции подразумевают, прежде всего, добровольное признание мюридами авторитета шейха, а не выстраивание некоей вертикали под конкретного человека. Такой вариант вряд ли принесет реальные результаты…

Айдар ХАБУТДИНОВ,
доктор исторических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.