Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №141–142 — Шариат — мудрость Всевышнего Аллаха
24.06.2013

С этого номера «Медина аль-Ислам» начинает публикацию отрывков из нового труда председателя Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина «Шариат». Мы будем продолжать знакомить наших читателей в следующих номерах нашей газеты с отрывками из готовящейся к печати книги «Шариат».

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Всевышнему Аллаху — Господу миров, Милостивому и Милосердному! Да пребудут мир и благословение над Его Пророком и Посланником — Мухаммадом, а также над его семьей, потомками и сподвижниками! Да дарует наш Создатель всем нам Свою милость и Свое милосердие!

Знание шариата является одним из тех видов знаний, без которых невозможно развитие мусульманского общества. Это связано с тем обстоятельством, что шариат как кодекс законов представляет ислам не просто как одно из религиозных вероучений, а как комплексный и универсальный образ жизни.

Именно наличие своей законодательной базы, основанной на Божьем Откровении, дает мусульманам возможность не идти на поводу у человеческих слабостей, которые можно выразить такой фразой как: «Если чего-то нельзя, но сильно хочется, то можно». Подобный подход всегда приводит либо к полному регрессу, либо к изменению столь недальновидной идеологии. И любое общество, если оно желает сохраниться и прогрессировать, безусловно, будет ограничивать себя какими-либо благоразумными рамками. К сожалению, часто это начинает осуществляться лишь после того, как понесены большие и невосполнимые потери. И даже это далеко не всегда приводит то или иное общество к пониманию необходимости создания ограничений на законодательном уровне. Условно говоря, «ударившись о грабли один раз», часть людей будет «наступать на них еще не раз», прежде чем осознает, что лучше «убрать этот предмет» подальше. Современная эпоха наглядно демонстрирует подобного рода примеры, когда в разных государствах предпринимаются самые различные меры по исправлению той ошибочной меры «свободы», которая постепенно превратилась во вседозволенность, и которая все больше «гуляет» по миру, приводя к своим разрушительным последствиям.

Мусульманам в этом отношении повезло — тот религиозный вероустав, который был ниспослан Всевышним Аллахом, не только был сохранен в первозданном виде, но еще и оказался детально исследован, осознан и разработан теми мусульманскими учеными, которые посвятили этому всю свою жизнь. Все это до сих пор позволяет использовать Божественный закон в повседневной жизни, «не изобретая уже созданного Господом миров велосипеда».

Конечно, глядя на современное положение последователей ислама, создается впечатление того, что мусульманский мир вовсе не благоденствует. Но такой взгляд является однобоким — он отражает лишь политическую составляющую, тогда как с точки зрения других областей жизнеустройства в большинстве мусульманских государств плюсов найдется явно больше, чем минусов. Так, к примеру, мусульмане практически не страдают от таких социальных пороков как алкоголизм и наркомания. Депрессия, апатия, усталость от жизни и как следствие демографический спад также нехарактерны для большинства мусульманских стран, в отличие от навязываемого в качестве образца Западного мира.

Что же касается политики, то как раз отход большой части мусульман от следования духу шариата и приводит их к застою и регрессу. Речь идет именно о «духе», а не «букве» мусульманского закона, ибо между этими понятиями существует немалая разница. И для того, чтобы увидеть и осознать ее в исламе существует такое мудрое понятие как «цели шариата». Те, кто изучат эту науку хотя бы в минимальном объеме, непременно почувствуют разницу между тем, что находится «наверху айсберга», и тем, что скрыто «в глубине океана шариатских знаний». И, несмотря на то, что согласно исламскому вероуставу такую отрасль богословия мусульманам, не достигшим ученых степеней, знать в полной мере необязательно, тем не менее, в современных условиях наличие даже минимального уровня в этой области науки принесло бы всем верующим огромную пользу.

Шариат («шариа [тун]») — это «прямой, правильный путь», обозначенный Всевышним Аллахом. В более широком смысле — это «закон; комплекс норм и предписаний, установленный Господом миров для регулирования поведения и нравственных ценностей».

Слово «шариа [тун]» упоминается непосредственно в Коране — в суре «Аль-Джасия», 18‑м аяте, где Всевышний Аллах говорит, что «Он наставил Пророка на правильный путь („шариат“) повелений и предписал следовать этим путем, не потакая желаниям тех, кто не обладает знаниями».

С точки зрения исламского мировоззрения шариат как закон, ниспосланный Всевышним Аллахом, является наиболее совершенным, и по причине завершения цепочки пророков, останется неизменным до окончания времен. При этом особо подчеркивается тот факт, что в основе своей исламский шариат — это, фактически, тот же шариат, что ниспосылался и другим Божьим пророкам и посланникам. В Коране говорится, что «Аллах узаконил для людей в этой религии то, что заповедал Нуху (Ною) и то, что Он внушил Пророку Мухаммаду и то, что Он заповедал Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу), повелевая держаться этой религии и не разделяться в ней» (сура «Совет», аят 13). В данном аяте слово «узаконил» — это перевод арабского глагола «шара’а», от которого и образовано слово «шариа [тун]». Также Всевышний Аллах сказал: "«О, уверовавшие! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам» (сура «Аль-Бакара», аят 183). И это еще раз подтверждает преемственность мусульманами общепророческих установлений и традиций.

Очевидно, что наличие Закона, основанного на религиозных принципах и существовавшего в самых разных общинах — известный и достоверный факт. То есть, шариат, будучи основанным на Божьем Откровении, не является чьим-то новым изобретением. Это наглядно видно, как по иудаизму (например, употребление кошерной пищи; обрезание; и т. д.), так и по христианству. Ибо и сейчас в некоторых христианских обрядах и традициях прослеживается та общепророческая линия, которой придерживаются верующие (в т. ч. и мусульмане) на протяжении всего исторического периода. Среди примеров таких традиций можно привести: захоронение усопших в земле (в отличие от кремации); наличие погребального савана; установления относительно покрытия головы в храмах. Эти и другие обряды полностью или частично сохранились, даже несмотря на то, что в свое время церковные Соборы утвердили положение отделения религиозного закона от законов мирских. И это в итоге привело к тому, что религиозный закон как таковой был, фактически, отодвинут на второй план, и, как следствие, частично утрачен.

При этом библейские стихи показывают, что сам Иисус (да пребудет над ним мир) не только строго следовал законам Всевышнего Аллаха, но и велел своим последователям также соблюдать их. Так, в одном из Евангелий Иисус ясно и недвусмысленно говорит: «Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел я, но исполнить» (Евангелие от Матфея, 5:17). Эти слова подчеркивают, что одной из основных целей миссии Иисуса было возвращение религиозного закона в реальную жизнь, чтобы он соблюдался не просто формально, а по истине и справедливости. Ибо многие «книжники и фарисеи» не судили друг друга, потакая и скрывая грехи, возлагая при этом на простых жителей «тяжелые бремена». Иисус предупреждает, что «на Моисеевом месте сели книжники и фарисеи», но далее велит: «Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают: Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их...» (Евангелие от Матфея, 23:2–4).

И все же между предыдущими Законами и последним Законом (исламским шариатом) существуют некоторые различия. Такое положение не является чем-то новым и незнакомым, ибо, к примеру, Закон Ибрахима (Авраама) отличался от Закона Нуха (Ноя), а Закон Мусы (Моисея) — от Закона Ибрахима (да пребудет над ними всеми мир).

С точки зрения исламского вероучения любое предписание Всевышнего Аллаха (если оно действительно исходит от Создателя, а не от неверно понявшего его создания) несет в себе определенный смысл, пользу и мудрость. В шариате «мудрость», заложенную Господом миров в Свои предписания, называют термином «хукм», и именно ее должны суметь извлечь те ученые («муджтахиды»), которые исследуют различные проблемы и вопросы.

Современная наука сделала уже немало различных новых открытий, посредством чего был совершен резкий технологический скачок в самых разных сферах жизнедеятельности. И часть общества, к сожалению, решила, что данное обстоятельство означает якобы их «всесилие» с одной стороны, и «устаревание, ненужность религиозных принципов» с другой стороны. Но на самом деле научные открытия лишь подтверждают актуальность и универсальность Божественных истин, и особенно хорошо это видно на примере шариата — последнего вероустава в истории человеческой цивилизации. На сегодняшний день научно подтверждена полезность и рациональность уже целого ряда тех Божественных предписаний, которые отражены в исламском вероучении.

В современном мире на шариат часто смотрят сквозь «кривые зеркала», тогда как на самом деле все больше исламских принципов начинают входить в жизнь в самых различных уголках земного шара. И это можно назвать одним из парадоксов современной эпохи — мудрость, заложенную в исламе, используют себе во благо народы, не исповедующие ислам, а сами мусульмане предстают в роли «средневековых мракобесов». Возможно, такая постановка вопроса кого-то удивит, но это действительно так.

К примеру, «сухой закон», действующий в мусульманских странах, многими осуждается за свою «недемократичность», однако некоторые европейские государства, считающиеся едва ли не образцовыми с точки зрения здорового образа жизни, в этом плане мало чем отличаются от мусульманских. И если сложить воедино все достижения, из-за которых уровень жизни в передовых странах оказался на столь высоком уровне, то окажется, что многие из этих достижений уже давно существуют в исламе. Проблема же заключается в том, что сами мусульмане не пользуются в полной мере дарованной Всевышним Аллахом мудростью и благодатью.



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.