Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №141–142 — Выступление муфтия шейха Равиля Гайнутдина на II Всероссийском мусульманском совещании
24.06.2013

Бисмилляхиррахманиррахим. Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного.

Уважаемые участники II Всероссийского мусульманского совещания «Мусульмане России и гражданское общество». Приветствую вас традиционным мусульманским приветствием Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху!

Что представляет собой сообщество российских мусульман в гражданском отношении? С момента приобретения религиозных и политических свобод в нашей стране прошло практически четверть века. Это время было полно противоречий, но в то же время наполнено колоссальным созидательным трудом — созданием общин и строительством мечетей, воссозданием системы религиозного образования и книгопечатания. Был заложен фундамент для развития государственно-конфессиональных отношений на новых принципах, отраженных в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Ежедневно мы слышим совершенно разные оценки сегодняшней действительности. Одни говорят: «Мусульмане крайне слабы, дезорганизованы, раздроблены, не могут защитить свои интересы». В этом утверждении есть доля правды, так как отсутствие единства в среде духовенства негативно сказывается на российском мусульманском сообществе в целом, не позволяя в полном объеме решать стоящие перед нами актуальные задачи. Другие, напротив, придерживаются мнения, что мусульман необходимо сдерживать в развитии, так как в противном случае России грозит «исламизация». В общественном мнении закрепился стереотип об экспансии ислама, своего рода захвате общественного и даже политического пространства. Мусульмане — коренные жители, граждане России преподносятся в качестве захватчиков, внутренней угрозы. Это абсолютно некорректная постановка вопроса. Никогда в истории России мусульмане не насаждали свою религию, не вели захватнических войн и не представляли опасности для остальных народов.

Сегодня мусульмане России далеки от того уровня инфраструктурного развития, религиозной просвещенности и того уклада религиозной жизни, которые были разрушены после событий 1917 года.

Согласно переписи населения 1897 года, в российской Империи насчитывалось около 14 миллионов мусульман, из них только более четырех миллионов проживало на территориях в границах современной Российской Федерации. На эти неполные пять миллионов накануне революции 1917 года приходилось порядка 12 тысяч мечетей. Сравните с сегодняшней ситуацией — на более чем двадцатимиллионное мусульманское население мы имеем около 8 тысяч мечетей. А обеспеченность мусульман религиозными учебными заведениями отстает от дореволюционной на порядки. В начале ХХ века мусульманские книги, журналы и газеты печатались в Казани, Уфе, Оренбурге, Санкт-Петербурге и, что важно, раскупались по всей России миллионными тиражами. Современным российским мусульманам до такого уровня просвещенности еще расти и расти. В тот период определенными частями российского общества ислам и его последователи воспринимались исключительно как источник угроз панисламизма и пантюркизма и в этом прослеживается определенная параллель с сегодняшним днем.

Перед 1917 годом мусульмане России имели хорошо развитую, обеспеченную объектами недвижимости и источниками самофинансирования религиозную инфраструктуру, которая была окончательно разрушена советской властью к концу 1920‑х гг. В начале 1990‑х годов мусульманам были возвращены буквально осколки от прежней системы. Мы собственными силами стали восстанавливать то, что собиралось и создавалось нашими предками в течение столетий.

Религиозная жизнь во все времена, кроме сугубо духовного, имела еще и общественное измерение, причем это касается всех крупнейших вероисповедальных традиций. К примеру, Русская Православная церковь получила от государства крупный грант на адаптацию мигрантов по всей стране, в Москве открыт также Еврейский музей и центр толерантности — крупнейшая в Европе и уникальная по своему содержанию выставочная площадка, методические наработки которой Министерство регионального развития России планирует активно использовать при открытии Центров толерантности в еще десяти крупнейших российских городах. Религия занимает видное место в общественной жизни и наиболее разумными основами их присутствия в публичном общественном пространстве являются идеи социального служения, бескорыстной помощи окружающим, диалога культур, укрепления традиционной морали.

Наше время характеризуется важными социокультурными и политическими процессами. Это рост религиозности и повышение роли религии в обществественной жизни у представителей всех традиций и этносов. Это множество локальных и региональных конфликтов, в том числе вооруженных, в разных точках мира, особенно на Ближнем Востоке, чудовищные в своей циничности и жестокости теракты, которые преступники пытаются маскировать под псевдорелигиозными лозунгами.

Здесь мы должны еще раз подчеркнуть свою глубокую озабоченность актами насилия, кровопролитием, которые некоторые пытаются приписать исламу, а другие — творить от имени ислама. Один за другим произошли леденящие душу события в Бостоне, Лондоне. В российском Дагестане в течение одной недели совершено два теракта. Наша религия категорически запрещает и осуждает подобные действия, терроризм, экстремизм, радикализм противны букве Священного Корана и его духу, поскольку в Священном писании ясно сказано: «И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде» (сура аль-Маида, 2 аят).

Деяния террористов являются богопротивными, богоборческими преступлениями, которые ведут в огонь.

Географически мы — российские мусульмане являемся северной периферией исламского мира, однако на протяжении многих веков наши предки отнюдь не относились к интеллектуальной и научной периферии исламского мира, напротив, формировали видение будущего мусульманских народов, стояли на переднем крае богословской дискуссии. Посещая многие страны мира, как западные, так и восточные, принимая в Москве делегации практически из всех уголков земного шара, я имел возможность убедиться в том, что модели сосуществования мусульман и христиан, выработанные в России, представляют интерес для многих государств. Богословское наследие, принадлежащее российским мусульманам, вызывает восхищение многих мыслителей и ученых мужей современности. Труды Абдуннасыра Курсави, Шигабетдина Марджани, Кунта-хаджи, Сайпуллы-кади Башларова, Галимджана Баруди, Ризаэтдина Фахретдина, Мусы Биги являются нашей общей заслуженной гордостью. Безоговорочно воспринимая земли Аравии как территорию, на которой расположены две основные исламские святыни и арабский язык как язык Священного Корана, мы должны перестать мыслить о себе в категориях вторичности по отношению к арабскому миру и видеть в нем не образец для копирования, а источник дополнительных знаний, источник живой богословской мысли. Необходимо выстраивать диалог, т. е. мыслить самостоятельно и сохранять независимость суждений, при этом, безусловно, уважая авторитет великих улемов‑богословов.

Необходимыми для этого условиями являются дальнейшее обновление и институциональное укрепление духовных управлений мусульман и качественный рывок в развитии системы отечественного исламского образования с выходом на научный уровень. Я с удовлетворением должен отметить, что курс на модернизацию Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части России, о котором мы объявили на I Всероссийском мусульманском совещании «Россия — наш общий дом» в марте 2011 года, приносит ощутимые положительные результаты. Аппараты Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части России пополнились молодыми квалифицированными специалистами — выпускниками ведущих российских вузов, в результате чего значительно расширилась информационная и издательская деятельность, налажена научная работа, радуют первые итоги реформы Московского исламского университета, международные проекты Совета муфтиев России последовательно расширяют масштаб и авторитет. В социальной сфере мы запустили беспрецедентный проект Всероссийского мусульманского летнего лагеря. Думаю, что подробные отчеты о достижениях и текущей работе мы услышим из докладов в ходе сегодняшнего мероприятия.

В качестве председателя крупнейшей религиозной организации российских мусульман я являюсь членом президиума влиятельных в мусульманском мире организаций, таких как Евразийский исламский совет со штаб-квартирой в Стамбуле и Всемирная ассамблея исламского пробуждения со штаб-квартирой в Тегеране. Мы неизменно являемся почетными участниками такой авторитетной межрелигиозной площадки как Всемирный саммит лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Все это говорит о том, что слово и позиция российских мусульман имеют весомое значение, к нам прислушиваются в международной общественной и религиозной среде.

Дефицит мечетей в наших городах колоссален и растет с каждым годом. Но с каждым годом и сложнее получить земельные участки и согласовать строительство мечетей с местными властями. Как бы нам ни было сложно сталкиваться с непониманием или откровенным нарушением принципов Конституции Российской Федерации отдельными чиновниками на местах, призываю имамов, имам-мухтасибов и муфтиев ни на шаг не отступать от законов Российской Федерации, вооружаться знаниями в правовой сфере и отстаивать свои права через тот инструментарий, который предоставлен нам нашей правовой базой, уповая на милость Всевышнего Аллаха. Порядочность, образованность, открытость — ваша лучшая визитная карточка, которая поможет выстроить диалог с немусульманским населением и быть услышанным во власти. Мы не должны допускать геттоизации, анклавизации мусульманских общин, ухода верующих в полулегальный статус.

Нашими целями являются повышение уровня общей образованности, культуры и правовой грамотности, формирование положительного имиджа ислама и мусульман в общественном мнении, гражданская активность в защите традиционных ценностей. В этих сферах должны проводить работу общественные организации, разделяющие принципы единобожия и этические основы авраамических религий, здесь существует единство наших общей целей, потребностей и обязанностей.

Благодарю за внимание.

28 мая 2013 г., Москва
(печатается с сокращениями)



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2022 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.