В последние два десятилетия в Центральной Азии происходит процесс исламизации, который многие понимают поразному, порой смешивая всё в нечто единое. Одни эксперты отмечают усиление данного процесса, другие, наоборот, считают, что «мода на ислам» прошла.
Необходимо сразу отметить, что термин «исламизация» не является научным, а значит, и не имеет четкого определения. Однако при этом он очень часто используется в общественном дискурсе, чем нередко вызывает неправильное понимание и навешивание ярлыков у неэкспертов.
„ Термин «исламизация»не является научным.
Если рассматривать данный термин применительно к региону Центральной Азии, то можно обнаружить, что под исламизацией подразумевается процесс, включающий в себя, по сути, несколько различных, и даже субстанционально противоположных друг другу, процессов.
Многими экспертами, высокими государственными чиновниками, большим числом СМИ под исламизацией понимается увеличение в странах Центральной Азии количества верующих мусульман, увеличение количества мечетей, молельных комнат, признание государством ряда мусульманских праздников.
В этом смысле для мусульман региона данный процесс может рассматриваться как безусловное благо, т. к. они в полной мере могут реализовать свое право на свободное исповедание религии. В географическом плане наиболее широко это явление охватило Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан и юг Казахстана. При этом если считать, что количество мечетей приблизительно соответствует количеству практикующих верующих, то можно увидеть, что лидерами в регионе являются Кыргызстан и Таджикистан, в которых число молельных домов достигает 1700 и 3700 при населении 5 и 7 млн человек, соответственно. Для сравнения: в 16‑миллионном Казахстане около 2200 мечетей, в Узбекистане их 2050, хотя население составляет 30 млн человек, а в Туркменистане при 5 млн человек всего 400 мечетей. Таким образом, исходя даже из таких показателей, исламизация в рассматриваемом нами контексте наиболее активно проявила себя в Кыргызстане и Таджикистане, в наименьшей степени — в Туркменистане.
„ Под исламизацией понимается увеличение в странах Центральной Азии количества верующих мусульман.
Наиболее лояльная ситуация к религии сложилась в Кыргызской Республике: мечети имеются практически во всех крупных населенных пунктах, президент и часть депутатов парламента демонстрируют свою религиозную приверженность, и пока отсутствует запрет на выезд за рубеж для получения религиозного образования, в республике действует значительное число медресе, исламских институтов и исламский университет.
В Республике Таджикистан последние два года наблюдается определенное давление на религиозные конфессии со стороны государства: с 2011 г. действует запрет на посещение мечетей детьми, на религиозное обучение на дому; введены налоги для мечетей (в КР, наоборот, для них отменили налог на землю), проводятся судебные процессы против лидеров и представителей Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), введен запрет на выезд за рубеж для получения религиозного образования. В этой ситуации в Таджикистане в последние несколько лет можно увидеть противодействие процессу исламизации в рассматриваемом нами контексте.
В Туркменистане отмечается тотальный контроль над муфтиятом и верующими, государство публично демонстрирует свою светскость, но при этом верховная власть назначает главу муфтията и областных руководителей мусульман. Увеличение числа верующих не приветствуется, т. к. власти видят в них объединяющую силу, способную потенциально бросить вызов имеющейся системе власти. Таким образом, напрашивается вывод, что исламизация в Туркменистане сдерживается государством.
„ Под исламизацией также понимается усиление влияния на властные и общественные структуры отдельных политиков и целых групп, использующих в своей риторике тему ислама и мусульман.
В Казахстане долгое время отмечался рост количества мечетей. Но, при этом, усиление религиозности пока только набирает обороты. Об этом можно судить по тому факту, что предоставляемая Саудовской Аравией квота в 5000 человек для паломников, желающих совершить хадж, из года в год остается не востребованной. Для сравнения: на выделенные Кыргызстану 4500 мест ежегодно претендует большее число верующих, в среднем около 7000 человек.
В Узбекистане традиционно отмечается значительный вес религиозно настроенных людей в структуре общества. Даже в советское время в Ферганской долине публично читался намаз и звучали призывы к молитве. С обретением независимости количество верующих значительно увеличилось. Со временем духовенство было поставлено под контроль государства. В прошлом году даже были установлены видеокамеры в мечетях страны, любая многолюдная молитва, в т. ч. пятничная, всегда контролируется представителями правоохранительных органов, отмечены случаи, когда сотрудники милиции не допускали в мечети несовершеннолетних. Одним словом, это говорит о том, что власти страны изза ведущейся борьбы против религиозных экстремистов также настороженно относятся и к верующим, государство отдаёт большее предпочтение «традиционному узбекскому», чем «исламскому» и «арабскому».
Под исламизацией также понимается усиление влияния на властные и общественные структуры отдельных политиков и целых групп, использующих в своей риторике тему ислама и мусульман.
Это означает появление и усиление т. н. «политического ислама». Следует отметить, что использование религии в предвыборной риторике, баталиях в парламенте и т. д. вовсе не означает интеграции мусульманских канонов в общественную практику, т. к. зачастую политики искажают истинную суть религии, преподносят определенные цитаты из Корана вне контекста и в соответствии со своим видением, а не позицией признанных теологов.
Если рассматривать такое понимание исламизации, то можно увидеть, что публичное использование темы ислама и мусульман наиболее часто происходит в Таджикистане, во многом благодаря ПИВТ, а также в Кыргызстане. В наименьшей степени тема внедрения религии в общественную и государственную жизнь прослеживается в Узбекистане и Туркменистане.
Под исламизацией очень часто понимают и усиление влияния радикальных религиозноэкстремистских группировок на политику и общество в целом.
В первую очередь, такая точка зрения превалирует в большинстве СМИ. В Центральной Азии на сегодняшний день происходит постепенное расширение зоны влияния религиозных радикалов на политику и власть, в основном благодаря увеличению числа последователей среди населения. Наиболее крупными организациями данного направления являются партия «Хизб утТахрир» и Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Причем обе организации наиболее часто проявляют себя в Согдийской области Таджикистана, на юге Кыргызстана, в ЮжноКазахстанской области (об этом говорит статистика задержаний). Деятельность же религиозных радикалов в Узбекистане пресекается наиболее активно, что позволяет сдерживать их рост и не давать концентрироваться в отдельных районах страны.
В Кыргызстане некоторыми экспертами отмечается, что члены «Хизб утТахрир» принимали участие в прошедших выборах в парламент и что их представители ныне работают в государственных структурах.
После террористических атак экстремистов в 2012 г. в Казахстане государство обратило более пристальное внимание на развитие ислама в стране. В первую очередь была проведена перерегистрация всех религиозных заведений. На сегодняшний день число религиозных организаций в Казахстане сократилось почти наполовину, незарегистрированные же будут преследоваться по закону.
„ Среди гастарбайтеров появляются сведущие в нормах ислама верующие, у которых формируется своего рода «иммунитет» на пропаганду религиозных радикалов.
Необходимо отметить, что исламизация в виде усиления позиций религиозных радикалов по своей сути противоречит исламизации в понимании увеличения числа верующих, т. к. исламские экстремисты искажают суть ислама в собственных целях, преподносят его каноны вне контекста, опятьтаки ради реализации собственных интересов.
На сегодняшний день наблюдается вторая волна усиления исламизации во всех ее видах. При этом на процесс увеличения числа верующих стала влиять и деятельность российского мусульманского духовенства, которое предоставляет мигрантам свободный доступ к мечетям, строит новые здания, проводит с ними просветительскую работу. Это можно считать положительным моментом, т. к. среди гастарбайтеров появляются сведущие в нормах ислама верующие, у которых формируется своего рода «иммунитет» на пропаганду религиозных радикалов.
Роман ВЕЙЦЕЛЬ ,
собственный корреспондент
«Ислам в СНГ» в Кыргызстане