Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №137 — Муфтий Эстонии Ильдар­хазрат Мухамедшин: У эстонцев сохранилось очень хорошее отношение к исламу
19.02.2013


 

Интервью с муфтием Эстонии, директором Исламского культурного центра «Турас» (Таллин) Ильдаром­хазратом Мухамедшином об актуальных вопросах развития современной исламской общины Эстонии.

— Уважаемый Ильдар­хазрат, хотелось бы ближе узнать об истории исламского сообщества Эстонии. Когда впервые в стране появились мусульмане и, соответственно, первые общины?

— Первые мусульмане появились во время Ливонской войны между Россией и Ливонским орденом, то есть во второй половине XVI века. Часть татар осталась в Эстонии. Эти первые поселенцы получили земли от завладевшей Эстонией Швеции, то есть заняли положение дворян. Однако со временем их след исчез — возможно, они ассимилировались, возможно, переселились в Литву или даже Крым. Следующее появление мусульман­татар в Эстонии произошло уже после Северной войны, после того как территория страны вошла в состав Российской империи. В российском флоте служило немало татар. Именно с тех пор в Таллине существует улица Татари, то есть «Татарская». Была и татарская слобода, где находились помещения для матросов, казармы и даже мечеть. Это все в начале XVIII века. Известно также, что недалеко от Таллина, в порте Палдиски (в прошлом Рогервик), жили ссыльные по делу Пугачева. Среди них находился до самой смерти и башкирский национальный герой Салават Юлаев. И, опять таки, с XVIII века их след исчезает — возможно, они ассимилировались или вернулись обратно. На постоянной основе мусульмане начали селиться в Таллине, начиная с середины XIX века, когда стали приезжать татарские купцы с территории современной Нижегородской области. Многие из них впоследствии осели в Эстонии. Через некоторое время они стали возвращаться к себе на родину, однако после революции 1917 года и обретения Эстонией независимости опять начали переселяться в Эстонию. Многим это удалось, даже целыми семьями. С тех пор татары живут здесь постоянно, а в 1928 году была зарегистрирована Исламская община Эстонии. Оттуда мы и ведем свою традицию.

— Сколько сегодня мусульман проживает в Эстонии? Каков этнический состав исламской общины?

— Приблизительное количество мусульман — от 8 до 10 тысяч человек, большинство из них татары, причем нижегородские. Интересно, что многие из них являются выходцами из нескольких поселков Нижегородской области, в частности Андреевки и Овечьего Оврага. Дело в том, что после Великой Отечественной войны, в 1948 году, около 50 семей переселилось в Эстонию, ведь была насущная потребность в рабочей силе. С того времени численность татар увеличилась, прибывали новые поселенцы, поддерживались постоянные связи. Однако, уже после обретения Эстонией независимости, эти контакты уменьшились в силу появления границ, хотя некоторые связи сохраняются и поныне. Вторая по численности группа — это азербайджанцы, а также турки и другие народности, в частности выходцы из Средней Азии. Большинство этих людей живет в Эстонии еще с советских времен. Есть и новые мусульмане, хвала Аллаху. Как среди эстонцев, так и среди русских. В нашем центре минимум 1–2 человека в месяц принимают ислам.

— Какой язык преимущественно доминирует в общении между верующими? Существуют ли переводы исламской литературы на эстонский?

— Пятничная проповедь произносится на арабском, далее на русском, а вторая проповедь бывает на эстонском, на татарском или даже на турецком, в силу увеличения численности турецкой общины. Во время праздников добавляем и английский язык, поскольку есть и приезжие англоязычные мусульмане. Несмотря на разные языки, все мы братья и сестры, в этом смысле никакого разделения между нами нет.

Существует и перевод смыслов Корана на эстонский язык, опубликованный несколько лет тому назад востоковедом Хальяндом Удамом, в свое время учившимся в Москве. Сейчас ведется работа над выполнением нового, именно мусульманского, перевода смыслов Корана на эстонский язык. Эту работу проводит одна коренная эстонка, принявшая ислам. Надеемся, вскоре она будет завершена. Первый перевод — это также большой труд, но необходим еще и мусульманский перевод. Исламской литературы на эстонском еще не очень много, но уже есть издания по обрядам — намазу, посту, а также по вероучению. Около 10 книг на эстонском языке уже опубликовано. Помимо этого, у нас популярна и русскоязычная литература, особенно переводы смыслов Корана. Эстонская молодежь, обычно хорошо владеющая английским языком, пользуется и различной англоязычной литературой. К нам приходит много литературы из России, Турции, некоторые книги уже печатаем и у себя в Прибалтике.

— Какие исламские организации действуют в Эстонии?

— Первая организация, Исламская община Эсто­нии, основана в 1928 году и восстановлена в 1994 году. Она объединяет всех мусульман, живущих в Эстонии, поэтому есть представители от всех национальных групп. Мы официально зарегистрированы и представляем перед государством всех мусульман Эстонии. Помимо этого, в 2007 году мы зарегистрировали исламский культурный центр «Турас», т. е. «Наследие». Это сделано для сохранения мусульманского культурного наследия и ознакомления всех желающих с мусульманской культурой. Ставим перед собой и образовательные цели. Необходимо углубление именно религиозной деятельности, налаживание воскресных школ. На данный момент проводим занятия по различным языкам — татарскому, арабскому, английскому, эстонскому, — планируем открыть и курсы турецкого. У нас небольшая команда, которая работает достаточно эффективно.

— О Таллине часто говорят как о последней столице Евросоюза, где до сих пор нет мечети. Есть ли перспективы решения этого вопроса? Как обстоят дела с обеспечением мусульман местами для молитвы в целом?

— У нас нет здания как такового, мы предложили наш проект, но проблема в том, что городские власти пока не выделили нам землю. Никаких препятствий, в принципе, нет, но земельный участок еще не приобретен. Возможность строительства у нас есть еще с 2008 года, средства согласился выделить правитель эмирата аш­Шарджа шейх Султан бин Мухаммад аль­Касими. Во время нашей встречи он предложил построить исламский культурный центр, и как только решится вопрос с землей, это, если пожелает Аллах, состоится. А пока у нас есть свое помещение. Тем, кто спрашивает о мечети, мы отвечаем, что мечеть сама по себе есть. Мечеть — это место для молитвы, а не просто некое «сакральное сооружение», возводимое ради архитектурных красот. Раньше мы арендовали квартиру, там наша община действовала более 5 лет, а после перешли в новое помещение. Куда и зовем приходить всех мусульман.

— Как проводится подготовка имамов для общин?

— Лично я сначала изучал арабский в Сирии, а позднее закончил Исламский университет в Медине. Моя супруга Иман­ханум также училась в Сирии, позднее в Эр­Рийаде, получила степень магистра по исламскому праву, фикху. Я был первым студентом из Эстонии, поступившим в зарубежное исламское учебное заведение, а сегодня, хвала Аллаху, уже несколько человек учатся на различных факультетах в Медине, а еще несколько изучают в Египте арабский. Многие из них на каникулах, приезжая в Эстонию, не жалеют своего времени и уже ведут работу в мечети. Это для нас очень важно, поскольку для деятельности в исламской общине необходима практика. Именно так эти люди могут принести пользу мусульманам. Кроме того, один из студентов, учащийся в Медине, проявил себя не только как отличник, но и как спортсмен. На университетских соревнованиях по дзюдо он занял в Саудовской Аравии первое место. Надеемся, появятся наши ученики и в исламских учебных заведениях стран СНГ. Светское образование в России некоторые татары уже получают, например, в Казани.

— Насколько активна исламская община в процессе межрелигиозного диалога?

— У нас хорошие отношения и с лютеранами, и с православными. По отношению ко многим социальным проблемам позиция религиозных организаций одинакова. Например, у нас действует капелланство, пока я один веду эту работу, надеюсь, в будущем кто­то из мусульман будет работать постоянно, чтобы также вести работу в тюрьмах. К нам часто обращаются, сообщают о том, что кому­то требуется имам, и мы помогаем. У эстонцев никогда не было проблем с мусульманами, особенно хорошее отношение к татарам. Многие эстонцы, еще в старые времена, учились с татарами, и поэтому у них сохранилось очень хорошее отношение к исламу. Татары во многом способствовали формированию позитивного образа ислама.

— Как развиваются отношения мусульман Эстонии с единоверцами из других стран Балтии?

— По ряду объективных причин, в частности, после развала Союза, были замедлены отношения с исламскими общинами многих соседних государств. Однако сохранились и развивались контакты с мусульманами Балтии, в частности Литвы. Мы давно знакомы с муфтием Литвы, шейхом Ромасом Якубаускасом — помогаем друг другу, проводим совместные семинары по различным вопросам. Хвала Аллаху, между нами нет границ, да и не было никогда. Сейчас, после вступления в Евросоюз, продолжаем укреплять отношения, ведь мы живем как бы в одном государстве. Стараемся наладить отношения и с мусульманами других стран Евросоюза, особенно с татарскими организациями Финляндии. У них огромный опыт, мы поддерживаем контакты.

— Насколько важно для мусульман Эстонии взаимодействие с единоверцами в России и других странах СНГ?

— Мы очень рады тому, что у нас налаживаются хорошие отношения с российскими мусульманами. У нас общие исторические корни. Нам нельзя забывать о них и следует возрождать связи, чтобы все это способствовало, в первую очередь, возрождению ислама. Сотрудничество с мусульманами России для нас очень важно, мы открыты для всех.

— Спасибо за интервью!

Беседовал Михаил ЯКУБОВИЧ



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.