Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №136 — Объединяться? Объединятся!
17.01.2013


 

Заседание Совета глав государств Содружества Независимых Государств. 5 декабря 2012 г. Ашхабад, Туркменистан. Фото: www.kremlin.ru

В прошедшем году закончился первый 12­летний цикл нового тысячелетия и начался новый. Для России он был ознаменован, прежде всего, новым президентским сроком Владимира Владимировича Путина, для государств СНГ — интеграционными процессами в рамках Единого экономического пространства, Таможенного Союза, Договора о зоне свободной торговли. Какова роль мусульманской общины в этом процессе сотрудничества? Какие меры могли бы предпринять Духовные управления мусульман? Мои мысли на этот счет носят предварительный характер, так как движение вперед может осуществляться только с согласия всех сторон.

Кто стоит на месте, тот оказывается позади

Если мусульмане государств СНГ не разработают способы решения общих проблем, то за них это сделают другие. К чему приводит такая «помощь», видно на примерах Афганистана, Ирака, Ливии, Сирии. Разговоры о «дуге нестабильности» в мусульманском мире, куда сейчас готовы включить регион большого Кавказа, Центральной Азии и даже Волго­Уральский регион и Западную Сибирь, резко активизировались в прошлом году. Поэтому вопрос все больше переходит в плоскость: либо мы, либо нас. Накопившиеся в годы СССР и после распада единого государства проблемы необходимо решать, а не откладывать на будущее. Последний год показал, что за рубежами России и стран СНГ все больше становится желающих пожить за чужой счет, а не решавшиеся долгие годы вопросы становятся хорошими аргументами для попытки внешнего вмешательства и обеспечения поддержки ему изнутри.

Духовные управления мусульман, как и другие религиозные структуры, не имеют права подменять собой органы власти. Однако, к счастью, мы живем не в эпоху позитивистского атеизма с его монстрами нацистской и коммунистических диктатур, а в эпоху постсекулярную, когда значение религии растет в тех странах, которые способны преодолевать кризисы. Религиозным деятелям приходится все чаще выступать в роли силы мобилизующей, интегрирующей, роли арбитров, зачастую даже не по своей воле. Отказ от такой роли религиозных лидеров приводит к трагедии. Так, президент России Борис Ельцин и Верховный Совет России отказались от посредничества патриарха Алексия, что привело страну на грань гражданской войны 3–4 октября 1993 г.

Сегодня религиозные деятели России, особенно имамы, сами становятся жертвами насилия. В минувшем году мы понесли страшные потери общенационального уровня — не стало Валиллы­хазрата Якупова, Саида­афанди Чиркейского, Ибрагима Дударова. Напомним, что в конце 1990‑х гг. Валиулла ­хазрат как первый заместитель муфтия сыграл ключевую роль в ликвидации Духовного управления мусульман Татарстана в составе ЦДУМ и интеграции ДУМ РТ в составе Совета муфтиев России. Ибрагим Дударов как заместитель муфтия Северной Осетии играл видную роль деятельности ДУМ СО в составе СМР.

Сессия Высшего Евразийского Экономического Совета. 19 декабря 2012 г. Москва, Россия. Фото: www.kremlin.ru

Духовным управлениям российских мусульман стоит поставить заслон тем провокаторам, которые в стиле 1937 года обвиняют всех членов уммы в предрасположенности к идеям экстремизма. Мы — ответственные и лояльные граждане своих государств, которые уже не первый десяток лет защищают интересы своих стран. Нам нужно поставить заслон для тех, кто разжигают межнациональную и межрелигиозную рознь, работает «пятой колонной», стремится разжечь пожар кровопролития в странах СНГ.

Куда ж нам плыть?

Фундаментальная и принципиальная постановка проблемы — определения направления нашей дальнейшей деятельности — была дана в выступлении председателя Совета муфтиев России, муфтия шейха Равиля Гайнутдина на VIII Мусульманском форуме 27 ноября 2012 г. в Москве. Он указал: «Сегодня мы — умма СНГ… мусульмане должны внести свой весомый вклад в консолидацию религиозного, образовательного, культурного, медийного пространства будущего Союза». В новом тысячелетии не получается спрятаться в уютной лодочке маленького национального государства. Многие режимы в государствах европейского Средиземноморья уже бы рухнули, если бы не получили помощь от единого Европейского Союза.

На постсоветском пространстве еще жива память о тех временах, когда многие миллионы людей уничтожались государством, теряли свою свободу, перемещались семьями или в одиночку. Современные государства СНГ, к счастью, не настолько могущественны, чтобы навязывать свою волю теми же способами. Но в людях остались опасения. Так, в государствах СНГ некоторые опасаются того, что Россия восстановит советскую империю, хотя президент России Владимир Путин и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев прямо говорили о невозможности этого варианта. В России, и особенно в ее мегаполисах, опасаются «нашествия» уроженцев Средней Азии, которые якобы заменят коренное население. Но в этих государствах просто физически не хватит людей, чтобы заселить российское пространство, а в семьях все больше сокращается число детей — до 2–3. К тому же при нормальной демографической и социальной политике может расти число коренных народов России, как это происходит с русскими и татарами в Татарстане. В последний год, кажется, беспрестанно работает пропагандистская машина, которая стравливает русских и нерусских, мусульман и православных, русских и татар между собой, и их обоих с народами Кавказа и Средней Азии. Проблемы решать надо, но может уже стоит призвать к порядку зарвавшихся писак­провокаторов.

В качестве позитива нам нужны программы по взаимодействию и сотрудничеству религиозных и общественных лидеров, чиновников, ученых, бизнесменов, преподавателей, учащихся. Особое внимание стоит уделить подрастающему поколению в лице студентов, аспирантов, молодых специалистов. Пусть они получают знания и обмениваются опытом на пространстве СНГ, а не только в странах Европы, США, Турции, арабского мира. Сегодня личностное сотрудничество между государствами СНГ идет или на высоком уровне (между чиновниками и топ­менеджерами), или на низком (мигрирующая рабочая сила, обычно не особо квалифицированная). Необходимо общение на среднем уровне, на уровне тех, кто создает идеи и воплощает их во всех сферах. Здесь не нужно «выдумывать паровоз», а нужно всего лишь восстановить лучшие традиции Российской империи и особенно СССР. 130 лет назад Исмаил Гаспринский писал в «Русском мусульманстве» о том, что представители нерусских народов не чувствуют себя людьми второго сорта среди представителей титульной нации, в отличие от сегрегации неевропейцев в тогдашнем Старом свете. И сейчас во всех государствах СНГ, где бы я ни бывал, люди с гордостью вспоминают обучение в вузах Москвы, Ленинграда, Казани как лучшие годы своей жизни.

Выступление муфтия Равиля Гайнутдина на VIII Мусульманском форуме в Москве. 27 ноября 2012 г. Москва, Россия

Да, в СССР политика в отношении религии сочетала в себе попытки ее искоренения со стремлением претворения ее в чисто ритуальные элементы быта, преимущественно для старшего поколения. Однако все стабильные режимы, как в англо­саксонском мире, так и в арабском, известны своей способностью органически включать религиозные институты и нормы в политический и правовой строй общества. Старейшая из правящих персон мира, королева Елизавета II, чей 60‑летний юбилей правления отмечался в прошлом году, является также и главой англиканской Высокой церкви. Несмотря на все скандалы в ее семье, ее родственникам не угрожает судьба убитого Каддафи и его сыновей или почти ровесника Елизаветы II — 83‑летнего Хосни Мубарака, приговоренного к пожизненному заключению. Впрочем, монархи и принцы арабского мира тоже умирают в собственной постели. Новый президент Египта Мухаммед Мурси включил признание роли религии Ислама в новую конституцию страны, принятую в декабре прошлого года на референдуме. Поэтому легитимность с точки зрения божественного права не помешает даже физику, получившему образование в США. Мусульмане Российской империи молились за здоровье императорской фамилии, и это не ущемляло религиозные чувства наших предков.

Сегодня, как и 100 лет назад, нам нужно признание роли религии Ислама на государственном уровне, т. е. заключение соглашения­конкордата, где четко прописывается роль религиозных организаций. Здесь должны быть зафиксированы права и обязанности с точки зрения структуры Духовных управлений, подготовки их кадров и контроля над ними, отношений собственности, сотрудничества с органами власти и местного самоуправления, организации учебной и просветительской деятельности, международного сотрудничества. Такой документ должен носить общенациональный, общефедеральный характер. Иначе любая вроде бы мелкая проблема, например, запрет на ношение хиджабов в одной из сельских школ Ставрополья, как показал опыт, вызывает дискуссию, которая вовлекает первых лиц страны и регионов, широкую общественность. Причем эта дискуссия в реальности уже не ограничивается рамками России. Так, в связи с упомянутым случаем о традиции ношения хиджабов у казахов высказался президент Нурсултан Назарбаев.

Мы живем в эпоху, когда рушатся не короны и троны, а, наоборот, режимы правителей в светских мундирах и фраках. «Не в силе Бог, а в правде» — эта истина не утратила своей актуальности. Последние годы, начиная с конца 1980‑х, доказали, что нет никого сильнее народа, верящего в свою правоту. Другое дело, кто и как пользуется плодами этой победы. Сегодня в странах СНГ есть круги, которые стремятся вывести народ на площади, устроить новые «тахриры». Но нам не нужны смуты­фитны и новые залимы­тираны. Нам нужны постепенные реформы, которые изменят морально­нравственный облик общества, чтобы оно жило по заветам Божьим, не забывая законы земные. И здесь мусульманам СНГ нужно единство элиты и народа. И Совет муфтиев СНГ мог бы стать той площадкой, которая и выработает достойную модель государственно­религиозных отношений. Нужно делать первые реальные шаги…

Дамир МУХЕТДИНОВ ,
кандидат политических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.