Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №134 — К 20-летию со дня принятия Конституции Республики Татарстан: историко-правовой анализ развития конституционализма в Татарстане
23.11.2012


 

Спасская башня в 1930 г. с символикой 10-летия образования АТССР

2–3 ноября 2012 г. в Казани прошла Международная научно­практическая конференция «Становление новой федеративной России: опыт конституционного законотворчества Республики Татарстан». Она была посвящена 20‑летию со дня принятия Конституции Республики Татарстан. Поскольку и сама конференция и выступление на ее пленарной части первого президента Республики Татарстан Минтемира Шаймиева вызвало в обществе повышенное внимание, то позвольте привести свой доклад на ней по вышеуказанной теме.

Первой проект создания Штата «Татарстан» со столицей в Уфе выдвинула левая фракция Уфимского Милли Шуро (Национального Совета) в июле 1917 г. Решение о создании Идель­Урал Штата приняла сессия Миллет Меджлисе, председателем которой был С. Максуди, в Уфе 7 января 1918 г. Штат объявлялся субъектом Российской Федеративной республики, провозглашенной Всероссийским Учредительным собранием. Основными центрами Штата должны были стать Уфа (столица), Казань, Оренбург. Тюрко­татары должны были составить 51 % граждан этой автономии. Штат охватывал территорию около 300 тысяч квадратных километров с населением около 7 миллионов. Вопрос о реализации Штата взял на себя II Всероссийской мусульманский военный съезд, проходивший в Казани в феврале 1918 г. Руководство Волго­Уральского съезда Советов и казанских большевиков в феврале 1918 г. выступили против создания Идель­Урал Штата, хотя эта идея получила поддержку многих русских в Казанском губернском совете и среди солдат. В ночь на 1 марта 1918 г. лидеры II Всероссийского мусульманского военного съезда и коллегии по осуществлению Идель­Урал Штата были арестованы большевиками. В качестве компенсации 23 марта 1918 г. было принято Положение о Татаро­Башкирской советской республике в составе РСФСР с той же территорией. Однако в декабре 1919 г. была окончательно запрещена даже агитация за нее.

27 мая 1920 г. был принят Декрет о создании Автономной Татарской социалистической республики в составе РСФСР. В итоге ряда мер, прежде всего, центрального правительства в 1920 г. Оренбург стал столицей Казахстана, а Стерлитамак (с 1922 г. — Уфа) — Башкирии. Причем в данных городах размещались только Татарские слободы. В 1920 г. автономная Татария с центром в Казани охватывала пятую часть территории и 40 % населения по сравнению с проектами 1918 г. Процент татар сохранялся тот же — 51 %. В итоге, если по первоначальным вариантам в республику входило три­четверти всех татар, то теперь — только около трети.

Декрет о создании АТССР в составе РСФСР явился компромиссом между сторонниками реальной автономии и противниками национальной автономии, когда все ключевые отрасли жизни Казани остались под управлением РСФСР, но в городе стали вводиться элементы национально­культурной автономии. В АТССР сложилось двоевластие, когда обком партии жестко контролировался Центром и продолжал возглавляться нетатарами, а правительство — Совет Народных комиссаров в лице шести автономных наркоматов — имело своими лидерами татар и пользовалось определенной самостоятельностью и независимостью от Москвы. Поэтому АТССР обладала определенными атрибутами государственности, включая равное с союзными республиками представительство в общесоюзном парламенте и право участия и совещательного голоса в решении касающихся ее проблем. Все слои татарского населения, включая духовенство, с энтузиазмом восприняли провозглашение республики.

Наряду с Декретом о создании АТССР особо был принят декрет ВЦИК РСФСР «О народном просвещении в Татарской республике», по которому «русский университет» в Казани оставался в распоряжении Наркомпроса РСФСР, и на всей территории республики обеспечивалось присутствие русских школ.

Первым декретом новой власти советской Татарии стало решение об организации продразверстки, т. е. выгребания закромов до последнего зернышка. Голод 1921 г. сократил население республики на 400 000 человек, т. е. на 1/7, причем татары в результате потеряли в ней абсолютное большинство до 1990‑х гг.

В итоге, в качестве беспрецедентного примера советской демократии в июне 1921 г. II съезд Советов республики поменял всю ее высшую власть. Начался период так называемого правительства «правых», возглавляемого Кашшафом Мухтаровым. Республика зализала раны в рамках политики НЭПа: началось восстановление мелкой рыночной экономики и сельского хозяйства. С введением двуязычия в 1921 г. татарский язык начал реально использоваться в судопроизводстве, делопроизводстве, системе школьного и частично вузовского образования.

По Декрету 1920 г. и Конституции АТССР 1926 г. автономными, т. е. подчиненными властям республики, оказались шесть наркоматов‑ведомств: земледелия, народного просвещения, юстиции, внутренних дел, здравоохранения, социального обеспечения. Под оперативный контроль республики перешел ее земельный фонд. Однако контроль над партийными органами, крупной экономикой, политической полицией (ГПУ), армией и сердцем просвещения края — Казанским университетом — остался в руках Москвы.

Период краткого перемирия между центральными властями и в целом лояльной татарской национальной элитой прекратился после ареста М. Султан­Галиева в мае 1923 г. Его «заговорщическая» деятельность была быстро разоблачена ГПУ. Руководство Татарстана благородно встало на его защиту. Генеральный секретарь ЦК РКП (б) И. Сталин дождался смерти В. Ленина и через Татарский обком РКП (б) в марте 1924 г. снял с постов премьера К. Мухтарова и его ближайших соратников. Практически никто из представителей национальной элиты в лице руководства республики, улемов и интеллигенции не пережил большой террор. За предвоенное десятилетие арабская письменность была сменена на латиницу, а та на кириллицу. В ходе культурной революции горожане, включая взрослых, должны были учиться грамоте, чтобы составить резерв кадров для народного хозяйства. Ликвидация к концу 1920‑х гг. мусульманской системы образования обозначала окончание традиции арабоязычной грамотности, заложенной у булгар не позднее 913 г.

Герой великого романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», татарский интеллигент Ахмет Каримов, говорит: «Еще в 1920‑х годах выжигали тех, кем гордится татарский народ, всех наших больших культурных людей… У нас уничтожили не только культурных людей, национальную культуру уничтожили. Теперешняя интеллигенция татарская — дикари по сравнению с теми людьми».

С конца 1980‑х гг. начался новый этап движения национальных партаппаратчиков и поддержавшей их вначале интеллигенции, а затем и широких слоев населения за статус союзной республики, т. е. суверенного государства в составе СССР. Декларация о государственном суверенитете республики, принятая Верховным Советом Татарстана 30 августа 1990 г., провозгласила верховенство его законов, контроль над землями и недрами, но поставила вопрос о статусе республики на голосование на общенародном референдуме.

После провала путча ГКЧП осенью 1991 г. трагический опыт Чечни стал хорошим аргументом в пользу сдержанности для властей в Москве и Казани и представителей различных общественных движений Татарстана. Легитимность республиканского режима основывалась не только на парламенте, избранным на альтернативных выборах 1990 г., но и на статусе президента Татарстана, получившего мандат от народа в ходе выборов 12 июня 1991 г. Ключевым стало межправительственное соглашение декабря 1991 г. о нефтяном комплексе республики, по которому недра признавались собственностью Татарстана, магистральные трубопроводы — России, а добываемая нефть частично поступала в российский бюджет, частично перерабатывалась в республике, а частично поступала на экспорт в пользу республики.

Статус Татарстана как суверенного государства обосновывается результатами референдума 21 марта 1992 г. По нему республика провозглашалась суверенным государством, субъектом международного права, ассоциированным с Российской Федерацией на основе межгосударственного договора. 15 февраля 1994 г. был подписан Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», где фактически признавался ограниченный суверенитет, что подкреплялось рядом межправительственных соглашений, а также межбюджетным соглашением, частично оставлявшим республике собираемые в ней налоги.

В рамках политики централизации 2000‑х гг. Договор 1994 г. перестал действовать, а земли и недра вновь перешли под федеральный контроль. С 2005 г. были отменены и прямые президентские выборы в Татарстане: теперь президента по рекомендации президента России выбирает Государственный Совет республики, где доминирует «Единая Россия». Так был избран новый президент республики Рустам Минниханов, сменивший в марте 2010 г. первого президента Минтимера Шаймиева. Новый Договор РФ и РТ был принят в рамках Федерального закона от 24 июля 2007 г. Его статья 2 гласит: «Республика Татарстан (государство) — субъект Российской Федерации — обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов».

Таким образом, в течение 90 лет полномочия Татарстана расширялись и сокращались. Ключевыми были вопросы об избрании республиканского руководства, принятии законов, контроле над землями и недрами. Но, помимо факторов политики и экономики, выросли целые поколения людей, для которых Татарская республика была всегда. Республика обладает достаточно стабильным большинством титульного населения. С 2000‑х гг. растет численность как татар, так русских, как в самой республике, так и в ее столице — Казани. Нетатарская молодежь за прошедшее двадцатилетие привыкла изучать и уважать татарскую историю, культуру и язык. Татарстан стал заметным регионом не только на российской, но и на международной арене.

Айдар ХАБУТДИНОВ ,
доктор исторических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.