Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №134 — Хадж – это не только таваф и сай
23.11.2012


 

В те годы…

Одним из главных фонов завоевания независимости республик бывшего СССР стала религиозная свобода. Как ранее отмечал автор, с рушением Советского Союза религиозный акцент на постсоветском пространстве оказался не просто явственно слышимым, но и занял важнейшую нишу в политико­социальном плане. В качестве подтверждения этой мысли обычно приводят те или иные цифровые показатели: количество построенных (отреставрированных) церквей, синагог и мечетей; приблизительное число людей, посещающих Дома Божьи в дни важнейших с религиозной точки зрения дат; увеличение желающих совершить паломничество в важнейшие места поклонения.

В этом контексте «доступ» к хаджу — важнейший аспект создания государством условий для верующего по исполнению одного из пяти основных столпов Ислама. Но разве хадж — это только путь в Мекку, к величественной Каабе?

Декан Бакинского Исламского университета, сотрудник Управления мусульман Кавказа (УМК), известный азербайджанский теолог Фуад Нуруллах убежден, что в формате хаджа ракурс Пути несет значительно более широкий оттенок. Дело тут не просто в духовном сопровождении физического достижения святых для любого мусульманина мест. Хадж, как и намаз, позволяет человеку размышлять. Иногда оставаясь наедине с Аллахом, а нередко и в джамаате, во время многочасовых бесед, коих всегда неимоверно много в период паломничества.

По этой причине Фуад­муаллим, многократно сопровождавший группы азербайджанских паломников в Саудовскую Аравию, оценивает возможность совершения верующими хаджа как значительнейший фон сегодняшних азербайджанских реалий. Говоря об этом, он проводит параллель с советским периодом жизни азербайджанских верующих, когда люди вынуждены были скрывать соблюдение ими постулатов Всевышнего. Но если при этом верующие могли совершать намаз в домашних условиях, дорога к предписанному Аллахом хаджу, даже при значительных материальных возможностях, была практически закрытой.

Да и не могло быть по­другому, если о религии в СССР практически не говорилось открыто. А когда какие­то разговоры на эту тему велись вслух, то исключительно с отрицательным оттенком. Но демонстрация мировому сообществу советской идеологической машиной фактора свободы волеизъявления в социалистической стране была необходима. Поэтому паломничество в Мекку ежегодно осуществлялось — централизованно и через центр, т. е. Москву. Но если в состав формировавшихся в соответствующих серьезных ведомствах групп включалось немалое количество лиц из Средней Азии, Азербайджану выделялась самая мизерная квота.

Ф. Нуруллах называет такое положение в те времена совершенно неудивительным, так как Кремль постоянно опасался распространения идеи «пантюркизма», в связи с чем Москва не была заинтересована в особых контактах азербайджанцев и турок. С другой стороны, с XIX века Азербайджан оказался поделенным между Россией и Ираном, поэтому многих ближайших родственников разделила государственная граница, находившаяся под массивнейшим замком. А вдруг советские азербайджанцы могли во время хаджа встретиться со своими родственниками, иранскими азербайджанцами? Мало ли, какие разговоры стали бы вестись между ними.

По этим и другим причинам выезд из республики Азербайджан на хадж был ограничен.

Начало 1990‑х годов

В постсоветский период с обретением республиками независимости ситуация с религией, и в частности — с паломничеством, стала меняться. Начался этап формирования групп азербайджанских паломников самостоятельно, без оглядки на Москву. В начале 1990‑х годов, вспоминает Ф. Нуруллах, Управление мусульман Кавказа (УМК), до 1992 года именовавшееся Духовным управлением мусульман Закавказья (ДУМЗак), впервые приступило к отправке верующих в хадж собственными силами. Поэтому первоначально число отправляемых было небольшим, их количественный состав варьировался от 50 до 60 человек, но с каждым годом число паломников увеличивалось.

В тот период направлявшиеся из Азербайджана в Мекку ездили, будучи включенными в состав иранских или турецких паломников. Таким образом, как говорит Фуад­хаджи, возглавлявшие азербайджанские группы представители ДУМК набирались опыта. Все мечтали в скором времени перейти к самостоятельной организации хаджа. Но кроме решения оргвопросов, подразумевавших и финансирование хаджа, Азербайджан должен был получить дипломатическое признание своей независимости. Этот нюанс вскоре оказался реализованным, к тому же государство стало членом весомых международных структур.

Так что спустя всего несколько лет Азербайджан приступил к самостоятельному осуществлению паломничества. Правда, еще не функционировали «собственные» авиалинии, не было в нужном количестве комфортабельных автобусов. Но дело продвигалось, и через небольшой временной отрезок граждане Азербайджана уже могли выбирать транспорт, на котором им было возможно попасть в Саудовскую Аравию.

Непосредственно автобусный маршрут нес­­‑
­коль­ко раз претерпевал изменения, что было связано с геополитическими изменениями в мире. Если изначально путь пролегал (в том числе) через Ирак, то обострение ситуации вокруг Багдада привело к проведению маршрута по линии Иран–Сирия–Иордания–Саудовская Аравия. В некоторых случаях вместо двух первых стран фигурировали Грузия и Турция.

Параллельно перенимался положительный опыт по организации пребывания азербайджанских паломников в стране: по доставке членов группы в Мину, Муздалифу, решению вопросов с питанием, врачебной помощью и т. д. Осуществление хаджа, фиксирует Фуад муаллим, совсем непростое действо. Это довольно значимая физическая нагрузка. В общем­то, раскрывает он, выдержать его, быть может, и не так сложно, но ведь паломник испытывает в период хаджа огромнейшее духовное напряжение. А оно вполне очевидно накладывается на физическое состояние человека. Именно поэтому в УМК было принято решение включать в состав паломников врачей.

С каждым годом число желающих совершить хадж увеличивалось, росло и количество врачей. Хотя нередко среди людей, совершавших хадж, оказывались и врачи, тогда дополнительные медики не привлекались.

Сегодня

На сегодня ситуация с организацией УМК хаджа, констатирует Ф. Нуруллах, изменилась коренным образом. Во‑первых, пару лет назад число азербайджанских паломников достигало от 5 до 6 тысяч человек. Но при этом многие взяли за правило осуществлять паломничество ежегодно. Фуад­муаллим с сожалением признает, что некоторые из них уже выезжали в Саудовскую Аравию исключительно в целях наживы, для осуществления торговых операций. Да, бизнес во время хаджа не запрещен, но если основной целью паломника становится только фактор дохода, то смысл хаджа исчезает.

Прошлогодняя квота была определена в 2 тыс. человек в год. Но желающих оказалось больше, поэтому на 2012 год число мест расширено до 2400. Ф. Нуруллах уверен, что то, что на хадж существует очередь, может быть, и не плохо, так как это формирует у верующих чувство ответственности. Для некоторых хадж стал как бы модой, и у них пропал пиетет перед данным шагом. Уж слишком спокойно ряд лиц относятся к паломничеству. А очередь позволит напомнить о важности шага. Тогда человек будет жить мыслью о предстоящем через год или два хадже как об осуществлении одной из важнейших жизненных целей.

Вместе с тем, с нынешнего года УМК обеспечивает доставку паломников в Саудовскую Аравию исключительно посредством самолетов. Нестабильная ситуация в Сирии не позволяет рисковать жизнями людей, поэтому принято решение отправлять верующих на хадж воздушным путем.

Конечно, на сегодня условия нахождения азербайджанцев в Мекке и Медине несравнимы с первыми годами паломничества. Элементарно, в настоящее время в распоряжении паломников уже несколько гостиниц, где заселены только хаджи из Азербайджана. Они полностью обеспечиваются питанием (шведский стол), причем с функционированием привычной кухни; в течение всех дней пребывания могут без отдельной оплаты пить чай.

Правда, с нынешнего года в соответствие с нормами принимающей стороны (Саудовская Аравия) в состав азербайджанских паломников не могут включаться азербайджанцы — граждане других государств. В предшествующие годы многие россияне, родившиеся в Азербайджане, без проблем осуществляли хадж в составе азербайджанской группы. С 2012 года это уже невозможно. Однако данный запрет не распространяется на азербайджанцев — граждан Грузии.

Не только таваф и сай

В то же время, Ф. Нуруллах затронул другие актуальнейшие моменты, напрямую не связанные с организационными вопросами. По его словам, большинство паломников испытывают в Мекке и Медине неописуемые доселе ощущения. Хаджи будто остается один на один с Всевышним. И здесь уже нет места лицемерию или игре — ты видим Аллахом, слышим Им, просишь у Него прощения, излагаешь свои просьбы. Т. е. здесь превалирует духовный момент. Поэтому руководители групп стараются создать такие условия, чтобы паломник не ощущал физического напряжения.

С другой стороны, хадж — это познание мира. Люди, прибывшие практически со всех стран планеты, знакомятся друг с другом, заводят новые знакомства, нередко переходящие в настоящую дружбу. Ф. Нуруллах отмечает, что сегодня уже никого не удивляет интерес, проявляемый к хаджи из Азербайджана. Наименование государства на устах у многих. Поэтому немало людей, самостоятельно пытающихся получить больше сведений о республике.

Другой тонкий момент — постоянный намаз в джамаате. Черные и белые, светлые и темные, мужчины и женщины, люди с различными чертами, разрезом глаз и строением тела. Все поклоняются единому Аллаху в идентичной форме, произнося идентичные тексты. Тем самым паломник видит и ощущает силу Ислама. Духовную.

Сунниты и шииты рядом. Никаких противоречий. Ф. Нуруллах говорит, что мировые СМИ всегда трезвонят о шиито­суннитском противостоянии. Пусть они посетят палатки с азербайджанскими паломниками. Все молятся рядом друг с другом. Никаких обособлений. Совместные беседы и трапеза. Сомнения. Надежды. И совершенно одинаковый ихрам у всех. Отсюда понимание: единство — в нашем равенстве перед Аллахом. Вне зависимости от того, кто и как держит руки при молитве.

Аналогичное понимание формируется также во время единого осуществления намаза при тавафе. Здесь забывается принадлежность к мазхабам, не думается о том, кто и за кем молится. Потому что сердце верующего «занято» его искренней молитвой, дуа, помыслами о Божественном в земной жизни. И многим другим, что делает нашу жизнь светлее и чище.

Остается надеяться, заключает Фуад­муаллим, что хаджи постараются соблюдать такое же понимание жизненной ситуации по возвращении в родные места! ИншаАллах!

Теймур АТАЕВ ,
Азербайджан



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.