Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №134 — Вновь открывая просторы Евразии…
23.11.2012


 

Газета «Медина аль­Ислам» продолжает начатый в прошлом номере миницикл статей, посвященных мусульманским государствам СНГ. Данная статья о Казахстане — самом крупном государстве региона, расположенном в самом центре Евразии. За годы независимости Казахстан достиг заметных успехов на политической арене, социально­экономическом развитии, духовном возрождении и стал одним из самых преуспевающих среди развивающихся стран. 

В жаркий летний день 30 июня 2004 г. в рамках года Казахстана в России в Казани прошла международная научно­практическая конференция, посвященная наследию Льва Гумилева. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев указал: «Сегодня мы вместе создаем культурно­историческую общность. Высокий уровень взаимопонимания и сотрудничества между народами России и Казахстана базируется на фундаменте нашего общего прошлого». Процессы, которые сегодня проходят на постсоветском пространстве, Н. Назарбаев назвал общей евразийской матрицей. Не было еще тогда развернутых проектов ни Таможенного, ни Евразийского Союза, но почему­то нам поверилось, что слова президента Казахстана станут делами еще во времена его лидерства. Казанская интеллигенция была восхищена тем, как Нурсултан Абишевич свободно экспромтом общался с аудиторией на литературном татарском языке. Я выразил свое восхищение Мураду Ауэзову, сыну великого автора «Абая». Мурад­ака напомнил мне о том, как татарская элита создавала городские мусульманские поселения по всему Казахстану. Конечно, я и сам об этом писал, но Татарские слободы Алма­Аты, Семипалатинска, Уральска, Кокчетава казались прошедшим временем. И хотя сейчас не существует ярко выраженных Татарских слобод — многие татары Казахстана вступили в смешанные браки, утратили родной язык, — но идеи единства мусульман Евразии живы, как это показали договоренности последних лет.

24 августа 2005 г. уже не узкий круг ученых, а многие миллионы телезрителей смогли оценить татарский язык президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева во время его выступлений на юбилейных мероприятиях, посвященных 1000‑летию Казани. Он указал: «В начале ХХ века город на Волге был своеобразным символом, объединяющим тюркские народы России. Неслучайно именно здесь, в Казани, было издано более 1000 книг казахских писателей и поэтов, вышли в печати научные труды ученых тюркского мира.

Жизнь и творчество великого сына татарского народа Габдунасыра Курсави, отца истории татар Шигабутдина Марджани, выдающегося реформатора Исмагила Гаспринского, политика Рашида Ибрагима, богослова Ризы Фахретдина, писателя­публициста Гаяза Исхаки, государственных деятелей Мирсаида Султан­Галиева и Кашшафа Мухтарова и ученых Юсуфа Акчуры и Садри Максуди и других выдающихся деятелей татарского ренессанса — оказали огромное влияние на развитие политической, духовной и научной мысли не только татарского народа, но и всех тюркских народов. Биографии всех вышеперечисленных личностей я написал для серии, начатой журналом «Идель»; они вышли в печати как книга «Лидеры нации» в 2003 г. В 2005 г., в дни 1000‑летия Казани, ее тираж был полностью раскуплен. Это, согласитесь, дает основание для чувства гордости и надежды, что мы достойны деяний своих предков.

Медаль «20 лет Независимости Республики Казахстан»

Казахстан: трудный путь к независимости

На протяжении 80 лет казахи были объединены с мусульманами Внутренней России в рамках единого Оренбургского магометанского духовного собрания, потом махалли в Степях подчинили администрации губернаторств, очень жестко ограничивая численность мечетей вне городов. Однако татарские имамы, суфии, учителя регулярно приезжали в казахские земли, неся свет веры и знаний. В 1917 г. казахи по собственной воле вошли в состав ОМДС, вскоре преобразованного в Центральное духовное управление мусульман, и находились в его составе до 1943 г. В эти судьбоносные годы казахи создали автономное государство Алаш­Орда (1917), по соглашению трансформированное в Казахскую автономную (1920), а с 1936 г. — в Казахскую союзную республику. Но это были и страшные годы гражданской войны, голода 1919–1922 гг., страшного голода 1932–1933 гг. и репрессий против национальной элиты и простых тружеников в 1930‑е гг. В страшные 1930‑е и до начала 1950‑х годов лагеря АЛЖИР и карагандинские лагеря превратились в один из центров «Архипелага ГУЛАГ».

В это время казахи превратились в меньшинство на родной земле. Между переписями 1926 и 1939 годов их численность сократилась с 3 627 612 до 2 327 625, притом, что общее население оставалось в пределах 6,1 млн человек. Великая Отечественная война и годы целины только усугубили эту тенденцию: доля казахов, по переписи населения 1959 г., снизилась до 30 % (низший процент коренного населения среди всех союзных республик) от общей численности населения Казахской ССР в 9,3 млн человек. Для сравнения: доля русских в тот же период в республике составила более 40 %. Огромные земли на северо­западе Казахстана — так называемый Целинный край, занимавший 21 % общей площади территории республики, прямо управлялись из Москвы в 1960–1965 гг. Не случайно, что в бывший центр края Целиноград Н. Назарбаев перенесет столицу независимого Казахстана. Страшной бедой для республики оставался Семипалатинский ядерный полигон, находящийся в самом центре ее территории и принесший смерть и болезни многим людям. В «Буранном полустанке» Чингиза Айтмтова прекрасно показано, как уже космическая техника повлияла на образ жизни и обычаи простых кочевников. Легенда о манкурте прозвучала страшным предупреждением для тех, кто готов был во имя земных благ забыть традиции своего народа.

Начавшаяся в конце 1930‑х годов мощная индустриализация республики позволила Казахстану превратиться в солидный промышленный регион, включенный в общесоюзный комплекс. При этом приоритетным стало развитие горнодобывающего сектора, в результате чего республика фактически превратилась в сырьевой придаток Москвы: в 1991 году на долю Казахстана приходилось 70 % союзного производства свинца, цинка, титана, магния, олова, 90 % фосфора и хрома, более 60 % серебра и молибдена. Также были разведаны крупнейшие месторождения нефти и начата их разработка, а также добыча золота, урана, меди и др. Заложенная в те годы индустриальная база и наличие высококвалифицированных специалистов сыграли положительную роль в развитии обрабатывающей промышленности, росте газа и нефтедобычи.

«Хазрет Султан» в Астане стала символом духовного возрождения республики

Новые победы немыслимы без новых проблем

Реформы 1990‑х гг. оказались болезненными для абсолютного большинства граждан постсоветского пространства. Однако Казахстан был одной из стран СНГ, которые не только избежали гражданской войны и этнических чисток, но где реально начался рост жизненных стандартов. Следует, однако, отметить, что удовлетворение материальных потребностей ведет к росту потребностей духовных, поиску новых моделей устройства государства и общества, жизненных ориентиров. В постсоветский период лидеры государств решали, прежде всего, проблемы материальные, стремились контролировать общества, утратившие за годы Советского режима опыт демократического самоуправления, наблюдая развитие конфликтов в соседних государствах, стремились не допустить смуты, были лучше приспособлены к решению конфликтов экономических, а не политических, религиозных или идеологических.

Сегодня можно критиковать власти стран СНГ, но, скорее, нам всем нужно сделать вывод из допущенных ими тогда ошибок и сплотиться ради проведения мирных демократических реформ, чтобы не допустить реализации ливийского или сирийского сценария. В этом году стало окончательно понятно, что идет раскачивание ситуации в треугольнике: Дагестан (вероятно, и Нижняя Волга); Казань–Уфа (вероятно Оренбург); Казахстан (особенно нефтедобывающий северо­запад). В стремлении дестабилизировать мир в регионе Каспий–Волга объединились не только радикальные исламисты, но и ряд их покровителей на Западе, которые мастерски используют малейшие просчеты властей наших государств. Поэтому нам нужно понять, что Евразийский союз и единство дают нам большой шанс на победу, а наш раскол дает шанс на победу нашим врагам. Но наши предки пережили и худшие времена, будем надеяться, что мы окажемся их достойными преемниками…

Айдар ХАБУТДИНОВ,
доктор исторических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.