Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №134 — Почему власти Казахстана наращивают исламский банкинг?
23.11.2012


 

Месяц назад МВФ заявило о том, что выделит для страны гранты на развитие исламского финансирования. В целом же власти Казахстана стремятся привлечь из исламских банков в ближайшие десятилетия не менее 8 млрд. долларов инвестиций, а это около 14% от стоимости всей нефти, добытой за год в стране. Серьезная заявка. Но вот что такое исламское финансирование? Чем же оно так понравилось казахстанским государственным менеджерам? – Это далеко не всем понятно.

Конференция по исламским финансам. Астана, Казахстан, 14-15 марта 2011 г. Фото: kursiv.kz

Как заявляют эксперты, исламское финансирование — это не альтернативное финансирование из Ближнего Востока, как многие, к сожалению, думают. Это, прежде всего, новое восприятие, новая парадигма. Исламское финансирование имеет прямое отношение к реальной экономике, чего мы абсолютно не наблюдаем у традиционного финансового сектора, который основан на рибе (ростовщичестве). Ростовщичество, как говорят исламские эксперты, разделяет людей, отдаляет сердца, потому что оно основано на том, что одни наживаются на горе и проблемах других.

Финансирование не только для мусульман

Исламские финансы не являются религиозной доктриной — это совершенное иное. Например, как сообщается на сайте первого в Казахстане исламского банка — АО «Исламский банк Al Hilal», то для исламских банков нет никакой разницы — является клиент мусульманином или нет. Так, в этом исламском банке клиентам­немусульманам, как и клиентам­мусульманам, доступны услуги по открытию и ведению текущих счетов и депозитов для физических лиц с самого начала открытия банка. Другое дело, что данный банк в настоящее время пока не выдает, скажем так, «кредиты» физическим лицам, а предоставляет финансовые средства в качестве финпомощи (мубарака) большим компаниям и предприятиям, годовой оборот которых составляет не менее 6 млн долларов США.

Дело в том, что при создании банка было решено, что первоначально основное внимание будет направлено на финансовую поддержку крупных государственных и окологосударственных проектов. По мере разработки банковских продуктов и решения ряда других дополнительных вопросов, связанных с текущим законодательством по исламскому банкингу в Казахстане, банк планирует постепенно финансировать корпоративный и средний и малый бизнес. В планах также предоставление розничного финансирования, но это будет доступно через год­два.

Время исламских банков

Идея создания на территории Казахстана первого исламского банка в СНГ была озвучена в 2007 году в ОАЭ. И уже специальным законом РК от 7 июля 2009 года по исламским финансам Казахстаном был создан банк «Al Hilal», который стал первым исламским банком на территории Казахстана. Единственным акционером банка является Al Hilal Bank PJSC, принадлежащий правительству Абу­Даби. Банк работает в соответствии с межгосударственным соглашением, заключенным между Правительством Республики Казахстан и Правительством Абу­Даби. Единственный акционер банка оказывает безоговорочную поддержку ему в части капитализации и выполнения прочих законодательных и регуляторных требований Республики Казахстан.

Банк уже имеет два филиала (в Астане и в Шымкенте) с головным офисом в Алматы и предлагает широкий спектр банковских продуктов, соответствующих правилам и принципам шариата для розничных и корпоративных клиентов. По аудированным данным, за 2011 год совокупные активы банка «Al Hilal» составляли 10,87 млрд тенге (около 72,4 млн долларов). Клиентами банка являются одни из лучших корпораций и компаний Казахстана (за 2010–2011 годы профинансировал свыше дюжины проектов в нефтяной, железнодорожной, пищевой и строительной отрасли на общую сумму примерно в 50 млн долларов). Банк также принимает вклады от населения, предоставляет финансовые операции на основании принципов норм шариата, осуществляет переводы денежных средств в Казахстане и за рубежом, проводит операции по обмену валют и оказывает другие банковские услуги своим коммерческим клиентам.

Добавим к этому, что в октябре 2012 года Исламская корпорация по развитию частного сектора (ICD) заявила о том, что рассматривает возможность открытия в Казахстане второго исламского банка. Так что исламских банков в стране станет больше. Возможно, заявленные еще в 2010 году планы о соглашении между Казахстаном и Малайзией о создании еще одного исламского банка для финансирования преимущественно малого и среднего бизнеса также обретут реальные черты.

Главные отличия от коммерческих банков

В чем же основные различия между коммерческими и исламскими банками? Исламский банк не может занимать деньги у клиента, но может получать денежные средства от клиентов на основании договора «мудараба». Мудараба или кирад — банковский продукт исламского банкинга — является аналогом традиционного доверительного управления. Банк отдает свои средства в управление мударибу — предприятию с достаточным опытом и репутацией. Последнее занимается инвестированием средств. В случае успешного исхода доходы будут разделены согласно заключенному договору. Но если убытки несет только банк, то мудариб не получит своих комиссионных.

Иначе говоря, мудараба есть договор о долевом участии в бизнесе с разделом прибылей и убытков, один участник которого, как правило, банк, предоставляет капитал, а другой, называемый мудариб, — труд, при это прибыль делится в заранее оговоренном соотношении, а возможные денежные убытки несет только предоставивший капитал, т. е. исламский банк. Говоря другими словами, исламские банки не выдают кредиты (деньги в долг). Соответственно, они не заключают договоры займа. Просто есть разные виды исламского финансирования, которые основываются на договорах купли­продажи и аренды. Согласно этим договорам, банк получает прибыль, которая в процентном выражении равна примерно 9–11 % годовых, если сравнивать с обычными кредитными технологиями.

Вкладывать в реальную экономику

Отметим также, что при каждом исламском банке есть так называемый Совет по принципам исламского финансирования, иначе говоря — Совет по шариату. Каждая сделка, предпринимаемая банками, должна соответствовать принципам и нормам шариата и проходить контроль со стороны Совета по шариату.

Так, согласно шариату, исламский банк не может вкладывать деньги в некоторые запрещенные шариатом виды деятельности: производство и продажа алкоголя, игорные дома, дома терпимости. Существуют и другие шариатские ограничения этического рода.

Также надо отметить, что, в отличие от кредита ростовщика, исламский заимодавец принимает на себя часть риска предприятия. Кроме того, в этих сделках не работает банковский мультипликатор, основа ссудной экономики обычных коммерческих банков‑ростовщиков.

Схема подобных справедливых отношений, имеющих дело с реальными деньгами, а не с искусственно созданными процентными деньгами, широко распространена в США между стартапами, вкладывающими труд и компетентность, и венчурными фондами, вносящими капитал. То есть венчурные фонды фактически работают как исламские финансовые учреждения. Поэтому, можно сказать, что мудараба особенно подходит для финансирования малого и среднего бизнеса, где у одного человека есть идеи, но нет денег, а у другого есть капитал. Они могут объединиться, используя исламский принцип.

Последние 30 лет около 20 % операций исламских финансов — долгосрочные соглашения о сотрудничестве мудараба или мушарака. Стоит пояснить, что мушарака в исламском банкинге — совместное долевое предприятие, в котором инвесторы осуществляют вложения в складчину и делят между собой полученные прибыли или убытки в соответствии с размером пая каждого участника. Основное отличие его от мударабы — это то, что при мушараке не обязательно, чтобы один из инвесторов был исламским банком. Также при мушараке все инвесторы вкладывают финансовые средства, т. е. нет участника, вкладывающего «труд» (как в мударабе).

Сущность исламской экономики, как пишет известный эксперт Гейдар Джемал, — прежде всего, это отказ от процента, отказ от фьючерсных сделок. Ближе всего как методика работы к понятию исламского банкинга подходит понятие проектного инвестирования. Исламский банкинг — это своего рода проектное инвестирование, которое связано с разделом рисков, долевым участием. Банк тут не получает процента, банк просто тщательно изучает предложенный ему бизнес­план, анализирует риски. Главным является принципиальный запрет на игры со временем. Главная забота исламских банкиров — не допустить игр со временем и не допустить закладывания времени — особенно будущего, еще не прожитого времени в пользу каких­то спекулянтов сегодня. Например, в исламском банкинге существует запрет на продажу урожая пшеницы, который еще не выращен, так называемые фьючерсные сделки, являющиеся сейчас обычным делом. Исламский банкинг фундаментально ориентирован на реальную экономику, на реальное производство и на то, чтобы не давать спекулировать твоим собственным временем.

На пути к миллиардным инвестициям

В Астане в октябре 2012 года состоялся запуск уже страновой стратегии партнерства в целях установления для средне­ и долгосрочного партнерства между Казахстаном и группой Исламского банка развития. Такая стратегия партнерства, как отметил в интервью BNews.kz министр индустрии и новых технологий РК Асет Исекешев, впервые разработана в Казахстане и в целом в регионе. Казахстанская страновая стратегия поднимает сотрудничество с миром исламского финансирования на новый уровень и разработана с учетом всех юридических документов, в том числе с учетом Стратегии «Казахстан‑2030» и государственной программы индустриально­инновационного развития (ГП ФИИР).

«Данная страновая стратегия позволила перестроить сотрудничество и направить масштабные инвестиции в целевые сектора экономики: в транспорт, энергетическую инфраструктуру, сельское хозяйство, науку, финансовый сектор, межрегиональное сотрудничество», — сказал А. Исекешев. По его словам, согласно страновой стратегии, предполагается привлечение инвестиций в размере 1 млрд долларов США.

Что тут сказать? Это, конечно, еще не 8 млрд долларов (о них смотрите в первом абзаце статьи), но вполне солидный финансовый объем, который в условиях нарастающего нового мирового экономического кризиса гарантированно будет направлен на процветание реальной экономики Казахстана.

Бейбит САХАНОВ, ИА BNews.kz



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.