Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №133 — Проблемы и перспективы развития татарской диаспоры в Республике Беларусь
12.10.2012


 

Около половины белорусских мусульман составляют татары: местные — белорусские (или литовские — по названию Белорусско­Литовского государства — Великого Княжества Литовского), а также волго­уральские, сибирские и крымские. Предки современных татар — булгары — в 922 г. приняли от арабов мусульманскую веру. Массовое проникновение татар­мусульман в Беларусь началось в конце XIV в. из Золотой Орды, а после ее падения в конце XV в. — преимущественно из Крымского ханства. Переселение второй группы татар (с Волги, Урала и Сибири) началось после присоединения Беларуси к Российской империи в результате разделов Речи Посполитой и, особенно, после Второй мировой войны.

В российских, советских, а также в переписях 1999 и 2009 гг., проведенных в Республике Беларусь, белорусско­литовские татары не были выделены в отдельную группу, хотя, как известно, они отличаются от волго­уральских, сибирских, крымских татар по обычаям и языку. В 1989 г. из 12,5 тысяч татар Беларуси 3,2 тысячи назвали своим родным языком татарский. Это обстоятельство, бесспорно, свидетельствует о том, что все они не принадлежали к предкам белорусских татар. В то же время 8 тысяч татар Беларуси назвали родным языком белорусский. Сегодня белорусских татар отличает от остальных жителей страны, прежде всего, религия. Ислам, сохраненный местными татарами в христианской среде, способствовал сохранению общности, выделял и выделяет этот народ, и именно с религиозной сферой связаны многочисленные традиции и обряды белорусских татар.

Мечеть в Ивье, Гродненская область. Фото конец XIX века

За минувшие десятилетия тоталитарное правление значительно подорвало основы веры белорусских татар. Советская власть в БССР прилагала все силы для разрушения традиционного жизненного уклада татарского народа Беларуси, а также центров сохранения этноконфесиональной специфики этого населения. Самые активные, самые образованные татары­мусульмане были репрессированы. Из 19 мечетей, существовавших на территории Беларуси перед Второй мировой войной, осталась только одна (г. п. Ивье, Гродненской области). За послевоенные годы резко сократилось татарское население в местах их прежнего компактного проживания. Так, например, в г. п. Видзы, Браславского района Витебской области в 1938 г. проживало 760 татар, сегодня там их насчитывается менее 50 человек, в г. Слониме жило 413 татар, сегодня — только 96, в г. Новогрудке соответственно — 766 и 316, в г. п. Мядель — 250 и 90, в г. Докшицы — 460 и около 50. В деревне Довбучки Сморгоньского района Гродненской области жило 408 татар, теперь там остался только один татарин. Довбутишковская мечеть, построенная в 1557 г. и считавшаяся в межвоенной Польше памятником истории и культуры, разрушилась. В 1991 г. остатки мечети были перевезены под Минск, в музей­скансен деревянного зодчества, где и находятся по сей день.

За годы формирования постсоциалистического общества верующим мусульманам как бы было разрешено исповедовать свою веру, молится в мечетях, обучать дома детей исламу. Определенные надежды татары­мусульмане возлагали на принятые в начале 1990‑х гг. законы о национальных меньшинствах, о свободе вероисповедания и религиозных организациях, которые создавали правовую базу процессам национально­культурного возрождения всех народов Беларуси, в том числе и татар. Однако процесс этот протекает сложно и противоречиво.

Так выглядела минская мечеть в конце XIX века

Белорусские мусульмане, которые 600 лет исповедуют ислам среди христиан, вызывают большой интерес во всем мире. Об этом свидетельствуют проведенные в 1993–2005 гг. одиннадцать международных научно­практических конференций, в работе которых приняли участие более 150 ученых из различных стран мира. Принятие законов о национальных меньшинствах и религиозных конфессиях, образование в январе 1997 г. на базе Совета по делам религий при Кабинете министров Республики Беларусь Госкомитета по делам религий и национальностей (с 2002 — Комитет по делам религий и национальностей при Совете министров Республики Беларусь) создали необходимую базу для возрождения народов, которые традиционно исповедуют ислам.

Сегодня в Республике Беларусь проживает около 100 тысяч мусульман. Они объединены в 24 мусульманские общины. Действует 8 мечетей: в Слониме (1994), Смиловичах (1996), Новогрудке (1997), Видзах (1999), Клецке (2000), Ловчицах (2002), Молодечно (2002), создан культурный центр в Ивье (1995). Мирное сосуществование мусульманской и христианской конфессий делает честь толерантному белорусскому народу.

В 1989–2004 гг. всю работу по национально­культурному и религиозному возрождению самобытного татарского народа Беларуси вместе с Мусульманским религиозным объединением в Республике Беларусь (образовано в 1994 г.) координировало и проводило Белорусское объединение татар­мусульман «Аль­Китаб» (с 2000 г. — «Зикр уль­Китаб»).

В 1997 году общественность нашей страны широко отметила 600‑летие поселения татар­мусульман на землях Беларуси. Общеизвестно, что татары сохранили свою самобытность благодаря мусульманской религии.

Именно ислам являлся и является главным средством сохранения этнической идентичности белорусских татар, давно утративших свой язык и не сохранивших своих обычаев. Первые шаги на пути к возрождению были предприняты еще в 1991 г. силами татарской интеллигенции и при помощи студентов из мусульманских стран, обучавшихся в городах Беларуси. Ими созданы воскресные школы в Ивье, Новогрудке, Минске, Гродно, Слониме, Молодечно, Смиловичах. В то же время стал выходить четыре раза в год журнал «Байрам», который помещал информацию о жизни и деятельности мусульманских общин, об основах ислама и правах мусульман, истории белорусских татар и важнейших событиях в мусульманских странах. С 1994 до 1997 года выходил ежемесячный мусульманский журнал (вышло 24 номера под различными названиями — «Аль­Джихад», «Аль­Ислам», «Жизнь»). С 1997 по 2005 год ежемесячно издавались газеты «Жизнь» и «Жыццё татарскае». К сожалению, в настоящее время данные издания не печатаются.

Вид на Татарскую слободу. Татарская слобода — старое название северо-западной окраины Минска

Важным моментом на пути возрождения исламской культуры белорусских татар является собирание и исследование древних татарских рукописей — китабов. Известно, что еще в середине XVI века белорусские татары утратили свой родной язык, родным языком татар стал белорусский, но благодаря знанию арабской каллиграфии (необходимой для чтения Корана) татары сохранили в своих китабах разговорный старобелорусский язык XVI века.

Одной из главных задач в деятельности Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь и Белорусского объединения татар­мусульман «Зикр уль­Китаб» была и остается широкомасштабная работа по восстановлению и строительству мусульманских мечетей, культурных центров, школ, музеев, исламских библиотек и других учреждений, необходимых для жизнедеятельности мусульман Беларуси.

Уже около 20 лет ведутся работы по реконструкции соборной мечети в г. Минске. В 1993 г. для реконструкции мечети городскими властями выделен участок земли в районе улицы А. С. Грибоедова. В 1995 г. был утвержден рабочий проект строительства мечети и план реконструкции территории мизара (мусульманского кладбища), который находится рядом с мечетью. Архитектурное исполнение фасадов мечети полностью соответствует проекту 1901 г. Сегодня все усилия мусульман Минска направлены на возрождение былой мечети в ее прежнем виде. В 1999 г. исполнилось 400 лет первой, а в 2002 г. — 100 лет второй минской мечети. Этим юбилейным датам были посвящены V и VIII международные научно­практические конференции.

Динамично развиваются общественные, культурные, религиозные связи татар Беларуси, Литвы, Польши и Украины. 25 августа 2000 г. в Сокульской мэрии (Белостоцкое воеводство, Польша) было принято и документально оформлено решение о создании Международной Федерации татарских организаций Беларуси, Литвы, Польши и Украины. Федерация образована в целях возрождения традиций и своеобразной культуры татар Беларуси, Литвы, Польши и Украины, в целях защиты их прав на национальное и культурное развитие, участие в работе правовых и других организаций, приобщение к общественно­культурной жизни народов Европы. В 2001 г. вышел первый номер альманаха «Millet», печатного органа Федерации татарских союзов Беларуси, Литвы, Польши и Украины.

Татарские рукописи Беларуси XIX века

В планах работы организаций татар­мусульман Беларуси — восстановление и других святынь. Мусульманское религиозное объединение в Республике Беларусь и Белорусское объединение татар­мусульман «Зикр уль­Китаб» неоднократно обращалось к мусульманам Беларуси и мусульманам мира с просьбой оказать помощь в восстановлении самой старой деревянной мечети в Европе, которая находилась в деревне Довбучки Гродненской области. Имеется проект реставрации этой мечети. Но пока нет средств для возведения разрушенных людьми и временем мечетей.

Все это и многое другое из жизни татар­мусульман Беларуси имеет большое научное и практическое значение. Мусульманская религия для белорусских татар — это национальное наследие и источник этнического возрождения.

Белорусские татары успешно трудятся во всех сферах, достойно несут традиции предков, активно возрождая наше общее историческое и культурное наследие на благо Беларуси. Татары изучают историю своего народа и своей родины Беларуси, уважают национальные символы, под которыми вместе с белорусским и другими народами они сражались против иностранных захватчиков и угнетателей. В своих пятикратных молитвах мусульмане просят Всевышнего Аллаха быть милостивым и милосердным к земле, на которой они живут и которая стала им Родиной, и к людям, которых татары считают своими братьями.

Зорина КАНАПАЦКАЯ,
кандидат исторических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.