Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №133 — Мусульмане и парламентские выборы в Украине
12.10.2012


 

28 октября в Украине состоятся очередные выборы в Верховный Совет страны. Предвыборная кампания, начавшаяся еще летом, уже близка к определенному «пику» своей активности. Обсуждаются программы кандидатов, политики идут «в народ», время от времени медиа сотрясаются от скандалов, связанных то с использованием админресурса, то с подкупом избирателей, то еще с какими­либо нарушениями закона. Впрочем, судя по общественной реакции, украинцы уже к этому привыкли. Избирательная кампания этого года имеет одно существенное отличие: учитывая явное «похолодание» в отношениях Украины со всеми основными игроками западной политики (ЕС, США), выборы действительно могут стать «экзаменом на демократию».

Представители оппозиционных Меджлису сил собрались перед зданием Крымскотатарского театра с призывом не вступать в Оппозицию. 21 июля 2012 г. Симферополь, АР Крым.

В этой статье мы постараемся взглянуть на парламентские выборы с несколько иной стороны. Очень важно знать, что нового принесет новый состав парламента и местных органов власти мусульманам Украины.

В первую очередь следует отметить, что далеко не все мусульмане Украины являются гражданами страны и, как следствие, могут принимать участие в выборах. Собственно «мусульмане­избиратели» — это либо родившиеся в Украине, либо натурализовавшиеся за последние годы мигранты (репатрианты).

Интересно, что в среде украинских мусульман обсуждаются и вопросы самого участия в выборах. Например, действующая в Крыму организация «Хизб ат­Тахрир» прямо призывает своих сторонников не принимать участия в выборах: «Участие в выборах с точки зрения законов Шариата — запретно (харам), так как правление в демократических странах основывается не на Исламе, а парламент выполняет законодательную деятельность вместо Всевышнего Аллаха». В то же время другие организации украинских мусульман, в частности Ассоциация «Альраид» и Духовное управление мусульман Украины «Умма», неоднократно заявляли о необходимости участия мусульман в выборах.

Интересно, что мусульмане Украины имеют опыт участия в выборах не только как избиратели, но и как кандидаты. В 1997 году появилась первая официально зарегистрированная исламская партия — «Партия мусульман Украины» (ПМУ), созданная в среде поволжских татар и возглавляемая Рашидом Брагиным. Пресса традиционно связывала партию с украинским бизнесменом и политиком Ринатом Ахметовым. Необходимость создания Партии обосновывалась ее лидерами так: «В идеологическом аспекте партия опирается на политические основы Ислама. Малочисленные конфессии Украины, в том числе и Ислам, связаны с политикой. Это выражается как в существовании религиозно­политических организаций, так и в участии духовенства в политике. Обращение Ислама в политику зиждется на изначальном единстве в Исламе духовного и светского начал». Парламентские выборы 1998 года не принесли ПМУ значительных успехов (52 613 голосов, что составляло 0,19 %), поэтому в 2011 году руководство приняло решение о самороспуске и последующем вхождении в Партию регионов.

Действительно, уже более 10 лет специфических «исламских проектов» в украинской политике нет. Конечно, в списках и Партии регионов, и других крупных политических сил есть несколько кандидатов, исповедующих Ислам, однако говорить об организованных исламских группах пока не приходится. Меджлис крымскотатарского народа, ориентирующийся скорее на этнический фактор, чем на религиозный, представлен двумя кандидатами в списках оппозиционного блока «Батьківщина — Фронт Змін» — бессменным лидером Мустафой Джемилевым (12‑е место) и его заместителем Рефатом Чубаровым (111‑е место). Правда, судя по событиям в некоторых регионах Крыма, в отдельных случаях члены местных «меджлисов» поддерживают Партию регионов — например, в двух округах Меджлис выдвинул кандидатов, которые явно оттянут часть голосов от союзных ему членов блока «Батьківщина — Фронт Змін». Противостоящая Меджлису общественная организация «Милли Фирка» выдвинула своего кандидата по мажоритарному округу (6‑й округ, включающий Феодосию и ряд соседних районов) Альмира Самадинова. В программе кандидата есть, например, следующие пункты: «Интеграция крымскотатарского народа в Крымское и Украинское сообщество с сохранением национальной идентичности на основе социо­культурного и духовного единства с тюркским миром; обеспечение гражданского мира и согласия в Крыму на основе взаимного уважения и толерантных отношений между всеми этническими общностями, национальными группами, конфессиями и диаспорами полуострова».

Согласно данным, которые можно подсчитать на сайте ЦИК Украины, по избирательным округам Крыма в парламент баллотируется еще десяток кандидатов, имеющих крымскотатарское происхождение и, в отдельных случаях, декларирующих в программах защиту национальных и религиозных меньшинств — трое самовыдвиженцев, двое — от «Батьківщина — Фронт Змін», по одному — от «Украина — Вперед!» и «УДАР», еще трое — от других политических сил. Учитывая тот факт, что всего по округам Крыма в парламент выдвигается 213 кандидатов, приведенные цифры свидетельствуют о том, что и «крымскотатарский», и «исламский» вопросы имеют определенное региональное значение.

Согласно одному из социологических опросов, проведенных в середине сентября группой «Рейтинг», преодолеть необходимый процентный барьер могут четыре политические силы — «Партия регионов» (21,5  %), «Батьківщина — Фронт Змін» (18,6 %), Украинский демократический альянс за реформы (9,9 %), Коммунистическая партия Украины (9,1 %). Еще две партии, имеющие рейтинг около 3 %, также, по утверждениям социологов, могут пройти в парламент — «Украина — Вперед!» и «Свобода». Имеются ли в программах этих политических сил тезисы, могущие прямо или косвенно влиять на положение мусульман в Украине?

Так, в программе «Партии регионов» присутствует пункт о «законодательно утвержденном праве гражданина на родной язык», что косвенно может иметь отношение к приданию статуса «регионального» крымскотатарскому. Впрочем, традиционно эта политическая сила делает главный акцент на социально­экономические вопросы, поэтому в отсутствии пунктов о «духовной жизни» общества нет ничего удивительного. Судя по всему, современное состояние отношений между религиозными и государственными институциями в Украине вполне отвечает позиции «Партии регионов». Таким образом, в случае победы этой силы на выборах, ждать чего­либо нового в отношении исламских общин не приходится.

В программе блока «Батьківщина — Фронт Змін» есть один пункт, прямо говорящий о роли религиозных организаций: «Восстановим конституционные принципы свободы совести и равенства религиозных организаций перед законом, искореним практику коррумпирования и запугивания властью церковной иерархии и политическое давление на общины верующих. Запретим приватизацию культовых зданий, а также сооружений и имущества, отчужденных в свое время у Церкви, выполним обязательства, которые взяла на себя Украина в сфере государственно­церковных отношений при вступлении в Совет Европы. Не позволим использовать религиозные организации для реализации политических целей других государств».

Очень четко сформулирована перспектива религиозного вопроса в программе Коммунистической партии Украины. «Строители социализма» однозначно декларируют «поддержку канонической Православной церкви и верующих других конфессий», имея в виду, очевидно, Украинскую Православную Церковь (Московский Патриархат). Последние заявления лидера украинских коммунистов Петра Симоненка в отношении депортации крымских татар как «спасения» вряд ли привлекут на сторону коммунистов даже небольшое число не только этого народа, но и мусульман­избирателей вообще.

Партия Виталия Кличка («Украинский демократический альянс за реформы» — УДАР) обошла вопрос религии стороной. Впрочем, на недавней встрече в Донецке лидер партии однозначно заявил, что партия придерживается конституционного принципа «разделения церкви и государства». Точно также Кличко отнесся и к языковому вопросу, отметив, что «он не имеет значения как для жителей востока, так и для жителей запада Украины». Столь молодая партия, возникшая в 2010 г., пока не проявила каких­либо определенных религиозных симпатий. Таким образом, как и в случае с «Партией регионов», УДАР опирается на уже достигнутый статус­кво. Точно так же религиозную проблематику обходит партия «Украина — Вперед!» и Всеукраинское объединение «Свобода». «Свобода», впрочем, декларирует явно праворадикальные симпатии, поэтому вряд ли сможет привлечь на свою сторону избирателей­мусульман.

Подведем итоги. Как показывает практика выборов на постсоветском пространстве в целом (да и в других странах), не стоит обольщаться предвыборными программами, которые так часто остаются невыполненными. Представляется, что в таких условиях мусульманские организации должны инициировать диалог с властью и громко заявлять о своих проблемах: о выделении земельных участков, возвращении зданий мечетей, содействии развитию национальных языков и культур. В сегодняшних условиях вряд ли такую функцию сможет выполнить проект вроде специальной «исламской партии»: в Украине даже партии, заявленные как «христианские», набирают мизерное число голосов. Да и в условиях противоречий между духовными управлениями такая партия станет лишь частным, изолированным проектом, неспособным консолидировать мусульманскую умму страны. Нужны реальные площадки для диалога между исламскими объединениями и государством: это может быть Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций или другая структура. Ключевую роль здесь должно сыграть присутствие Ислама не в политической, а в общественной сфере: развитие медиа, книгоиздательство, организация культурной активности. Можно утверждать, что некоторое отстранение от политических процессов пока идет на пользу исламским объединениям Украины; однако чем громче мусульмане будут заявлять о своих правах, тем больше шансов будет сохранить нынешние достижения и в дальнейшем.

Михаил Якубович,
кандидат исторических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.