Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №133 — Выступление председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на конференции «Единство мусульман»
12.10.2012


 

Бишкек, Кыргызстан. 9 сентября 2012 г.

Ас­саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху! Позвольте приветствовать Вас на земле Кыргызстана! На протяжении столетий тюркские народы Евразии объединяет общность истории, языка, культуры и религии Ислама. Земли на Иссык­Куле были одной из колыбелей тюрок. Разные государства контролировали эти земли. Сегодня Кыргызстан, являясь одним из государств Содружества Независимых Государств, проводит политику интеграции на евразийском пространстве.

В этом году мы отмечаем 21 год независимости государств, образовавшихся в результате распада СССР.   Тогда возникали прогнозы об их нежизнеспособности, скором распаде. Ведь Советский Союз оставил много подводных камней, в том числе тлеющий конфликт в Ошской области. Сегодня мы можем сказать, что, несмотря на все трудности, государственность Кыргызстана состоялась. С чем мне хочется поздравить братский киргизский народ!

Тюркские государства СНГ являются классическим примером создания современных наций. Огромную роль здесь сыграло получение представления об общем великом предке. Таким отцом­основателем для киргизского народа стал Манас. Мы, татары, горды тем, что именно наш земляк Хусаин Фаизханов еще полтора столетия назад доказал, что эпос «Манас» принадлежит киргизам.

Планы создания государственности может выдвинуть элита, получившая образование, соответствующее потребностям времени. Такую роль сыграли джадидские школы.

Столетие назад джадиды дали рождение школе, вначале на тюрки и татарском, а затем на других языках братских тюркских народов. Когда я сам учился в Бухаре, мне приходилось видеть, как популярны были книги муфтия Ризаэтдина Фахретдина и Ахмад­Хади Максуди. И здесь, на земле Кыргызстана, дети начинали получать представление о вере Ислама из «Мугаллим сани» Ахмад­Хади Максуди и «Тэрбияле бала» Ризаэтдина Фахретдина. Здесь возникали школы, театры, городские кварталы с тюркским населением, оседлые поселки. Воспитанная в джадидских мектебах и медресе элита, родила идеи государственности вначале в составе Российской Федерации, затем СССР, в 1991 году пришло время независимости.

Конец СССР стал концом не только атеистической идеологии и режима, уничтожившего миллионы сограждан, в результате его миллионы людей потеряли работу, были вынуждены сменить свое местожительство. В каких­то регионах экономика восстановилась достаточно быстро, в каких­то — восстановления не произошло. Именно эти экономические проблемы стали толчком для роста радикальных настроений. Поскольку государство и национальное движение не смогли решить проблемы граждан, то они обратились к мусульманским структурам, причем первую скрипку начали играть радикалы и экстремисты. К сожалению, Кыргызстан здесь абсолютно не уникален. Радикализация охватила Северный Кавказ. Здесь были убиты муфтий Дагестана Сайидмухаммад­хаджи Абубакаров, ректор Института теологии и международных отношений в Махачкале Максуд­хаджи Садиков, шейх Сиражутдин Хурикский, муфтий Кабардино­Балкарии Анас Пшихачев, заместитель муфтия Карачаево‑Черкесии и Ставрополья Исмаил Бостанов. Всего несколько недель назад были убиты крупнейший суфийский шейх Дагестана Саид Афанди Чиркейский и заведующий учебным отделом Духовного управления мусульман Татарстана Валиулла Якупов. Причем в двух последних случаях у нас нет убедительного ответа на вопрос: кто стоит за покушением? В последние месяцы произошло обострение ситуации и в соседней с Кыргызстаном Горно­Бадахшанской области Таджикистана, произошли теракты в Казахстане. Радикализация, как в эффекте домино, уже затронула весьма благополучные Татарстан и Казахстан.

Таким образом, мы можем констатировать, что крайние элементы уже объединились. Они ставят своей целью дестабилизацию правящих режимов и дальнейший захват власти. Нужно понять, что сила радикалов заключается в разобщенности и непрофессиональности умеренных деятелей и официальных религиозных структур.

Мы, российские мусульмане, внимательно следим за процессами, происходящими в Кыргызстане. На протяжении столетий между Волго­Уральским регионом и долиной Иссык­Куля существовали многочисленные контакты. Вначале они касались торговли, затем мусульмане в городах строили Татарские Слободы с их мечетями и мектебами, создавали заводы. В советский период многие татары бежали в Среднюю Азию от голода, коллективизации, репрессий, прежде всего, на рудники, шахты, заводы. Мы благодарны земле Кыргызстана, которая принимала наших соотечественников в самые тяжелые времена.

Роль татаро­кыргызских семей в складывании государственности, экономики, культуры Кыргызстана навсегда останется нашим общим достоянием. Признаюсь, что больше всего меня потрясла история последних дней жизни Чингиза Айтматова, который стремился посетить историческую родину своей матери Нагимы. Поселок Кукмор расположен всего в 150 километрах к востоку от Казани на железнодорожной магистрали Казань–Екатеринбург. Он приехал в Казань, но путь до Кукмора ему не суждено было проделать. Чингиз Айтматов неоднократно объездил весь мир, но эти километры оказались не для него.

Совместный опыт народов России и Кыргызстана был разным. Были в нем страницы темные, такие как Туркестанское восстание 1916 г., гражданская война и басмаческое движение, коллективизация и массовые репрессии сталинской эпохи. Но было и строительство новых городов, заводов, шахт, рудников, железных дорог, шоссе, электростанций; создание вузов, школ, больниц, миллионы людей получили качественное образование и возможность подняться вверх по социальной лестнице. Как и многие мои ровесники, сидящие в этом зале, я благодарен за те знания и возможности, которые я получил в советскую эпоху. В границах СССР кыргызский народ сохранил свои земли, была создана вначале автономная, затем союзная республика.

Для сравнения можно посмотреть на Синьцзян­Уйгурский автономный район Китая, где в результате модернизации и китаизации титульный этнос превратился в меньшинство. Особой болью всего мусульманского мира является Афганистан, где уже четвертое десятилетие не прекращается кровопролитие. Нет мира и на Ближнем и Среднем Востоке — от Сирии до Пакистана и от Йемена до Ирака.

За 20 лет государства СНГ испробовали различные векторы внешней политики. Нам всем стало понятно, что слепое следование западным моделям не приносит ни мира, ни стабильности, ни процветания. Разрушать всегда легко, строить всегда сложно. За прошедшее двадцатилетие зажили старые раны, стали видны плюсы и минусы былого единства, поэтому сегодня мы можем безболезненно приступить к новому этапу сотрудничества, основанному на интеграции суверенных государств.

Мы прекрасно осознаем, что роль религии Ислама на пространстве СНГ и численность мусульман в государствах СНГ растут постоянно. Без интеграции мусульманских общин СНГ невозможна эффективная интеграция государств СНГ. Ни для кого не секрет, что все больше выходцев из стран СНГ, особенно из стран Центральной Азии, приезжает в Россию не только на временную работу, но и на постоянное местожительство, перевозит сюда семьи или создает новые, получает российское гражданство. С этими гражданами нужно постоянно работать.

Так что же делать нам?

Стабилизация ситуации среди мусульман СНГ невозможна без упорядочивания информационной и образовательной среды под контролем официальных Духовных управлений мусульман СНГ и создания системы контрпропаганды против радикальных и сектантских течений. Наиболее эффективным оружием для противостояния радикалам и сектантам является контролируемая Духовными управлениями мусульман и поддерживаемая государственными органами идеология наиболее толерантной и рационалистической правовой школы, исторически господствующей среди большинства мусульман СНГ — ханафитского мазхаба. Все духовные мусульманские лидеры стран СНГ, пытаясь выстроить систему противостояния сектантам, апеллируют к правовым положениям ханафитской школы.

В связи с этим на прошедшем в Москве 14–15 ноября 2011 г. VII ежегодном Мусульманском форуме мы выдвинули идею о создании Совета муфтиев СНГ (СМ СНГ) и Совета улемов СНГ (СУ СНГ) для решения вышеописанных проблем. Она нашла живой отклик у всех присутствующих муфтиев и представителей Духовных управлений мусульман стран СНГ.

СМ СНГ создается в целях консолидации мусульманского богословского пространства стран СНГ, для продолжения усилий по развитию толерантной и традиционной в странах СНГ ханафитской правовой школы, для борьбы с экстремизмом и радикализацией в молодежной среде и контрмер в отношении вопроса политизации ислама.

Но одно дело признавать важность ханафитского мазхаба на уровне муфтиев и имамов, а совсем другое — сделать так, чтобы наши народы массово обращались к своим религиозным истокам. Мы в Совете муфтиев России поставили себе цель как можно шире распространять ханафитское наследие, и для этого основана одноименная книжная серия.

В августе 2012 года состоялась презентация моей книги «Ханафитская акида. Основы исламской теологии», а до этого было издано множество книг по ханафисткому фикху. Мы также издаем журналы и газеты, которые призваны объединять мусульман СНГ на основе ханафитского мазхаба. Это газета мусульман Евразии «Медина аль­Ислам», альманахи «Минарет Ислама» и «Ислам в СНГ».

Мы, лидеры мусульман стран СНГ, слишком долго находились в режиме поддержания преимущественно официальных контактов. В это время наши оппоненты­радикалы создавали социальные сети, центры и сайты, затем — подпольные группы­джамааты, вербовали своих сторонников как на финансовую и идеологическую поддержку, так и на теракты. За 21 год выросло новое поколение, которое не помнит идеалы дружбы народов и взаимопомощи, но готово бороться за халифат, так как видит в нем государство справедливости. И эти идеи все больше проникают в головы нашей молодежи. Мы, лидеры мусульман стран СНГ, должны объединиться и в сотрудничестве с государством и обществом удержать ситуацию под контролем, сохранить мир в наших государствах. В этом наша великая обязанность перед уммой и родиной! Аллах дай нам силы и знания, чтобы выполнить свой долг!



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.