Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №130-131 /Июль/Август 2012/ — Анвар Деркач: Ислам для многих украинцев – конечный пункт поисков смысла жизни
16.07.2012

Интервью с мусульманским журналистом Анваром Деркачем, репортером BBC в Украине (2005–2006), заместителем главного редактора газеты «Экономические известия» (2010–2011), о проблемах «новых» мусульман в Украине и восприятии Ислама украинской общественностью.

— Сколько сегодня «новых» мусульман в Украине? Почему многие соотечественники, отказавшись от прежних взглядов, приходят в Ислам?

— Говорить о количестве новообращенных мусульман в нашей стране сложно. Впрочем, как и о численности мусульман вообще. Цифры из различных источников отличаются порою в разы. Принято считать, что сегодня в Украине проживает всего около 2 миллионов мусульман. Это и «этнические», и «новые» мусульмане. Поскольку о количестве говорить затруднительно, хотелось бы сказать несколько подробнее о «качестве» мусульман. Среди тех, кто принял Ислам сознательно, преобладают городские жители с высшим или незаконченным высшим образованием. Для них религия Аллаха (Свят Он и Велик), как правило, конечный пункт интеллигентских метаний в поисках смысла жизни. Многие из тех, кто устал от хитросплетений придуманных людьми концепций, рано или поздно произносят «ля иляха илля Лла» и покоряются воле Всевышнего. В Ислам приходит много представителей «свободных профессий», интеллектуалов, которых привлекло однозначное утверждение Всевышнего в Коране о цели сотворения людей и джиннов — для поклонения Ему. В эту обобщенную схему укладывается и мой путь к Исламу, и путь многих моих братьев из числа этнических украинцев, русских, немцев, представителей других народов, населяющих Украину.

Особенностью украинских мусульман является отсутствие традиции исповедания Ислама в нашей стране. Большинство из нас не готово принимать национальные элементы, которым окрашен порою Ислам на территориях, где традиционно исповедуют религию Аллаха (Свят Он и Велик). Могу утверждать, что многие новообращенные мусульмане Украины стремятся к Единобожию в понимании сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Ведь нет убедительного ответа на вопрос: «В чем преимущество „чеченского“, „татарского“ или „турецкого“ ислама?» Новые мусульмане, которые недавно произнесли шахаду, осознавшие, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) это милость для миров и печать пророков, обычно не тратят время на изучение национальных особенностей понимания религии. Мы счастливы тем, что Всевышний открыл нам сердца для ислама, и стремимся максимально использовать дарованный нам шанс для жизни будущей.

— С к акими проблемами, в первую очередь, сталкиваются «новые» мусульмане? Что исламским организациям необходимо сделать для того, чтобы решить эти проблемы?

— Мусульмане в нашей стране живут в рассеянии, и это еще одна особенность нашей ситуации. Джума-намаз, коллективная молитва, для многих — роскошь. Это проблема, но есть в этом и позитив — то, что для братьев в других странах является привычным, мы ценим как особый дар Всевышнего. Кроме того, мусульмане в нашей стране разобщены из-за противостояния между духовными управлениями. Я имел много возможностей убедиться в этом. Если возникает конфликтная ситуация у какого-либо джамаата или мусульманина с властями, представители муфтиятов первым делом интересуются, к какому духовному управлению принадлежат мусульмане, нуждающиеся в защите. Как правило, «чужим» не помогают. Особо пристальным вниманием властей пользуются общины, которые не входят в духовные управления, а их в Украине целых четыре. Последний печальный пример — атака украинских спецслужб на одесскую организацию «Прямой путь». Все было нормально до тех пор, пока в прошлом году не случилась кровопролитная перестрелка милиции между преступниками чеченского происхождения, в которой погибли милиционеры из Одессы. После этого власти решили «оторваться» на мусульманах.

Ухудшение экономической и политической ситуации в стране отражается на мусульманах, как и на всех гражданах Украины. Чтобы отвлечь украинцев от последствий своих просчетов и неудач, власти охотно используют исламофобские стереотипы, которые искусственно навязываются традиционно веротерпимым украинцам. Все чаще случаются «профилактические» обыски и задержания мусульман, а в двух городах — Белой Церкви и Хмельницком — при активном содействии властей были спровоцированы протесты против планов строительства мечетей. В итоге строительство было запрещено. Примечательно, что без дома молитвы остались общины Духовного управления мусульман Украины, которое претендует на то, чтобы представлять интересы всех мусульман страны. Хотя руководитель этой организации вхож в самые высокие кабинеты, он не смог или не захотел защитить предусмотренное украинским законодательством право на строительство мечети. Чем чаще мы будем напоминать друг другу о необходимости «держаться за вервь Аллаха коренными зубами», тем скорее ситуация изменится к лучшему.

— Нередко «новые» мусульмане встречаются с феноменом «традиционного Ислама», т. е. этнических интерпретаций исламской доктрины. Как можно преодолеть такие противоречия?

— «Традиционный ислам» исповедуют братья, которые по тем или иным причинам решили ограничиться опытом своих предков в поклонении Всевышнему. Мои предки имели туманное представление об Исламе или не имели его вовсе. Я первый мусульманин в своей семье. Поэтому на определенном этапе могут возникать противоречия с «этническими мусульманами». Мне интересна история распространения Ислама в Закавказье и на Северном Кавказе, в Поволжье, в Крыму и в Башкирии. Но это не значит, что я буду следовать суфиям в акыде или посещать могилы праведников в Крыму. Не стану и спорить с братьями чеченцами о святости Кунта-хаджи Кишиева. На это просто нет времени, оно необходимо на изучение Ислама. И чем активней мы будем на этом пути с желанием следовать религии Аллаха, а не собственным страстям, тем меньше противоречий будет между «новыми» и «этническими» мусульманами.

— Издавна популярны слова о том, что Украина является своеобразным «мостом» между Востоком и Западом. Например, между славянскими и тюркскими народами. Какую роль в этих культурных связях играет Ислам?

Мусульмане на территории Украины издавна жили по соседству с христианами и иудеями. Весь юг страны еще триста лет назад был населен крымскими татарами, ногаями, буджакскими татарами, исповедовавшими Ислам. На территории Подолья татары-мусульмане жили еще раньше 600 лет назад. История отношений исламской и христианской цивилизаций на территории нашей страны изобиловала кровавыми столкновениями и военно-политическими союзами, совместными действиями против общих врагов. Крымские ханы часто выступали вместе с казаками-христианами против агрессивных соседей. Когда случались военные конфликты, то это были войны за территорию и экономические интересы, а не религиозные войны. Мусульмане оставили следы пребывания на исконно украинских землях — на Подолье. В Каменце-Подольском до сих пор возвышается построенный турками минарет. Еще один минарет был разрушен в Хотине Черновицкой области около 60 лет назад нацистами. В Киеве район Татарка получил свое название в XIX веке благодаря компактному поселению тут мусульман, — выходцев из Татарии. Мусульмане и люди Писания жили рядом на территории нашей страны веками и хорошо знали друг друга. Поэтому вражды к иноверцам как таковой у нас в стране до недавних пор не было.

— Ваша основная профессия — журналистика. Насколько хорошо Ваши коллеги других вероисповеданий знакомы с Исламом? Достаточно ли этих знаний для того, чтобы адекватно освещать события в исламском мире, а также жизнь мусульманских общин в стране? Какие тенденции в отношении Ислама сегодня характерны для украинских СМИ?

— К сожалению, большинство журналистов из числа немусульман мало знают об Исламе. И что самое печальное — не стремятся знать больше. Именно поэтому украинские СМИ часто ретранслируют ксенофобские стереотипы, распространяемые западными и российскими коллегами. Ислам, к счастью, в нашей стране почти не связывают с терроризмом, но его носителей часто воспринимают как врагов прогресса, живущих устаревшими представления о мире и о человеке. Но это скорее проблема секулярного общества, в котором религиозное сознание загнано в гетто. А любое проявление религиозности за пределами мечети воспринимается неверующими как угроза привычному порядку вещей. Самое печальное и нелепое в том, что существующий порядок почти никого не устраивает. Люди чувствуют себя незащищенными. В то же время попытка предложить религиозную альтернативу отвергается как реакционная. Непонимание Ислама журналистами куда менее опасно, чем непонимание религии Аллаха аналитиками, формирующими позицию властей в отношении мусульман. Как следствие, украинские высшие должностные лица ездят в Саудовскую Аравию, сами принимают представителей этого государства, пытаются строить экономические взаимоотношения наших стран и в тоже время клеймят мифический «ваххабизм» и пытаются искать его последователей в Украине. Они не осознают, насколько непоследовательно и смешно такое поведение.

— Насколько плодотворно, по Вашему мнению, сотрудничают с прессой исламские организации Украины? Помогает ли это формировать позитивный образ Ислама?

Практически все духовные управления мусульман имеют свои пресс-службы, а значит — понимают необходимость контактов со СМИ и формирования позитивного имиджа. В то же время было бы большим преувеличением говорить об активном сотрудничестве этих пресс-служб со СМИ. Любая попытка журналистов расспросить, получить информации больше, чем содержится в официальном пресс-релизе, воспринимается с подозрением, а иногда влечет за собой обвинения в принадлежности к сектам и запрещенным течениям. Впрочем, случаются и позитивные исключения.

— Возможен ли сегодня реальный диалог между различными исламскими организациями в Украине? Какую роль в этом могут сыграть «новые» мусульмане?

— Очевидно, что такой диалог необходим. А вот возможен ли он? Думаю, возможен. Но при условии, что светские власти будут соблюдать собственные законы, зафиксированные в Конституции Украины. Одна из статей ее гласит об отделении религии от государства. Об этом чиновники охотно вспоминают, когда к ним с просьбами обращаются представители религиозных организаций. Но сами вмешиваются в отношения между объединениями верующих, когда им заблагорассудится.

— Спасибо за интервью.

Беседовал Михаил Якубович



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.