Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №129 — IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий
17.06.2012


 

30–31 мая 2012 года Астана во Дворце мира и согласия собрала многих религиозных лидеров различных конфессий. В пирамиде, созданной архитектором Норманом Фостером, архитектурном уникуме молодой и прекрасной казахстанской столицы, круглый стол объединил для диалога 85 делегаций из 40 стран мира, посланцев различных религий.

Астана — новый центр межрелигиозного диалога

Идея диалога представителей различных конфессий принадлежит президенту Республики Казахстан Нурсултану Назарбаеву.

Девять лет назад он, понимая, что политикам не удается решить многие проблемы современности, обратился к ресурсу, лежащему, собственно, на поверхности — к религии, имеющей колоссальный опыт воздействия на человеческую душу, на ход жизни, ход истории.

Нужная инициатива Нурсултана Назарбаева сразу нашла отклик и постоянно развивается. С каждым съездом количество участников неуклонно растет. В работе первого съезда, состоявшегося в 2003 году, принимали участие 17 делегаций, на нынешний же съезд съехались уже около 90 делегаций. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что Съезд лидеров традиционных и мировых религий в Астане обрел статус элемента международного диалога.

Прошедший Съезд лидеров мировых и традиционных религий в очередной раз продемонстрировал, что в современном мире у всех религий во многом общие проблемы, цели и задачи. В рамках духовного форума проведены конструктивные дискуссии, выработаны общие подходы к важнейшим вопросам глобального диалога культур и религий, дана оценка духовному и нравственному состоянию современного общества. Его можно оценить по выражению Нурсултана Назарбаева: «В обществах пропагандируется и насаждается лжесвобода, извращенные взгляды на природу человеческих взаимоотношений, которые пытаются представить в качестве нормы современного общества».

Нельзя не упомянуть и о всеобщем системном кризисе, на пороге которого оказался мир. Духовная и социальная сфера всегда была связана с финансовым благополучием. Поэтому многие общества оказались на пороге социального взрыва. В мире сейчас насчитывается около 1 млрд безработных, половина из которых — это молодые люди, в том числе и получившие хорошее образование.

В этом году в Астану для участия во встрече прибыли многие известные религиозные лидеры и деятели со всех концов мира: патриарх Московский и всея Руси Кирилл, генеральный секретарь Всемирной исламской лиги шейх Абдалла Бен Абдель Мухсин ат­Турки, глава делегации Святого Папского Престола кардинал Джованни Лайоло, генеральный секретарь Всемирной ассамблеи сближения исламских мазхабов аятолла Мухаммад Али Тасхири, президент Японской ассоциации синтоистских храмов «Джинджя Хонче» Цунекиё Танака, генеральный секретарь Всемирной лютеранской федерации Мартин Юнге, президент Всемирного совета культурного наследия Заратуштры Хоми Буржор Дхала, главный ашкеназийский раввин Израиля Ион Мецгер и его коллега главный сефардский раввин Израиля Шломо Амар — этот список, естественно, неполный. Российских мусульман на Съезде религиозных лидеров представлял председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин.

Все собравшиеся в унисон говорили об одном и том же: мир, дружба, необходимость налаживания диалога как между представителями различных религий, так и внутри каждой конфессии. В ходе дискуссий о роли религиозных лидеров в достижении устойчивого развития подчеркивалась значимость их миссии в укреплении безопасности человечества, развитии диалога и взаимопонимания в обществе.

Молодежь — самая нуждающаяся в духовном развитии часть общества

Участники секции «Роль религиозных лидеров в достижении устойчивого развития» обсуждали вопросы ответственности духовных наставников за нравственное совершенство общества, воспитание подрастающего поколения и молодежи. Рассматривались усилия религиозных лидеров в разрешении экономических и социальных проблем на национальном и международном уровне.

Первый оратор секции председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин первостепенной проблемой назвал «стремительное омоложение мусульманской уммы и крушение в глазах молодежи привычных авторитетов — как властных, так и духовных. Молодежи нужны ясные и четкие нравственные ориентиры, перспективы на будущее и социальные гарантии».

Молодежь всегда была максималистичной и амбициозной, однако сегодня, когда практически стираются границы государств, барьеры возводятся в умах, чему способствуют широко доступные интернет­технологии, предлагающие молодым людям низменные ценности и массовую культуру. Муфтий шейх Равиль Гайнутдин видит выход традиционных духовных и властных институтов из кризиса отношений с молодым поколением в возврате к фундаментальным принципам лидерства, заложенным в Исламе. «Если религиозные лидеры будут превратно толковать религию, закладывая в своих проповедях меркантильные интересы той или иной группы, мазхаба или течения, это неминуемо приведет к эскалации конфликта. Между тем в современном мире есть группировки, имеющие своей целью атаки на государство, и они поддерживаются деструктивными силами. И надо проявить единство, чтобы противостоять разрушительным политическим технологиям», — резюмировал муфтий.

Мы живем в эпоху надежд, перемен и потрясений, когда многие прежние модели развития общества перестают работать. По мысли патриарха Кирилла, сегодня продолжает продвигаться идея верховенства автономного разума, максимальной свободы и раскрепощенности, обособления личности от Бога и традиций. Для всего этого используются новейшие достижения политических и информационных технологий. Патриарх обратил внимание на то, что «миллионы наших современников, в том числе и молодые люди, стали участниками эксперимента по навязыванию потребительской утилитарной системы ценностей. Никогда в истории человечество не переживало такого системного навязывания глобального стандарта. Мечты о карьере, отношение к вещам, стиль поведения и даже образ мышления — все это подверглось тотальной унификации. Сегодня грех становится нормой, поскольку в обществе потребления нет почвы для понятия „нравственность“, а есть только понятие „комфорт“. Если в прошлом человек мыслил категориями добра и зла, ставил вопрос о моральной допустимости каких­то явлений, то сегодня всем гораздо проще мыслить категориями „комфортно — не комфортно“, „выгодно — не выгодно“, „прибыльно — не прибыльно“».

В ходе дискуссий, посвященных вопросам «Религия и молодежь», подчеркивалась роль религии как носительницы общечеловеческих ценностей в воспитании подрастающего поколения.

Как отметил модератор секции директор Нацио­нальной службы по связям с Исламом Конференции епископов Франции Кристоф Руку, «современная молодежь живет в реальности многокультурного и многорелигиозного общества. Повседневная ее жизнь полна многообразия. И хотя некоторые люди говорят о „конфликтных столкновениях цивилизаций“, целесообразней говорить, что больший риск для молодых людей — это не конфликтные столкновения цивилизаций, а скорее „столкновения невежества“».

По его мнению, «огромной проблемой является то, что многие молодые люди не знают собственных традиций, не говоря уже о других традициях. Поэтому зачастую причиной радикализма и фанатизма является безграмотность вкупе с неправильно использованной религией».

Как сказал президент Мусульманской организации «Джамаат­у‑Шабаб­е‑Ислам» Салман Аль­Хусейни ан­Надви, «Ислам придает особое значение миру, безопасности и вере. А мусульманин — это тот человек, который сам несет мир и поддерживает мир на земле, покорный, скромный, чистый от грехов, гордыни и безнравственности, который не занимается пустыми, ненужными делами».

Мир и согласие как выбор человечества

Сравнив религию с высоко парящей птицей, Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что «вера дает человеку возможность оторваться от земного бытия и с высоты увидеть мировые события, перспективы их развития». Но в следующем пассаже президент уже спустился на грешную землю: «Нельзя не признать, что современный мир испытывает дефицит позитивных концепций мироустройства. При всех сложностях глобального развития сильные импульсы к диалогу остаются востребованными тенденциями современных общемировых процессов», — сказал Назарбаев, приветствуя делегатов съезда. Он сообщил, что по его предложению создан и уже провел первое заседание Совет религиозных лидеров, куда вошли представители ведущих конфессий мира — ислама, христианства, иудаизма, буддизма, индуизма, синтоизма, зороастризма. Данный Совет — первый рабочий механизм многостороннего формата взаимодействия между религиями. Президент уверен, что создание Совета способно вывести на новый уровень весь межконфессиональный диалог, что со временем он может стать инструментом глобального миротворчества.

Человечество проходит этап системного кризиса — идет глобальная трансформация мирового порядка, напомнил президент. Глобальная рецессия, на пороге которой оказался мир, угрожает многим обществам масштабным социальным взрывом.

Однако параллельно нарастает и глобальный кризис морально­нравственных ценностей. Так подрываются нравственные скрепы любого общества — семья, традиции, преемственность поколений и др. Религия, по мысли Назарбаева, — один из самых прочных барьеров перед бездуховностью. Она во многие времена оставалась единственной хранительницей народной мудрости, культуры и традиций.

Хочется закончить словами уважаемого президента Нурсултана Назарбаева, которые врезались в память: «Враждуют между собой не религии, а люди и государства».

Нельзя не согласиться с тем, что прошедший в Астане IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий говорит: тезис о непримиримых различиях и разногласиях между религиями — это всего лишь фантом.

Роберт НАГИМЗЯНОВ,
шеф­редактор портала «Ислам в СНГ»



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.