Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №129 — Усиление роли духовных лидеров — залог стабильности
17.06.2012


 

Введение

Лидерами обычно называют тех, кто готов вести за собой других, но не просто вести, а брать на себя ответственность за судьбы идущих вслед за ними. В западной традиции лидеры разделяются на политических и религиозных, поскольку там превалирует принцип отделения светского от религиозного. В мусульманской же традиции лидер изначально сочетал в себе все функции, отвечая и за мирскую политику, и за идеологическую составляющую.

Такой принцип закладывает межэлитную бесконфликтность, тогда как в Западной Европе часто можно было наблюдать обратную ситуацию — например, известные столкновения между «папством» и политическими лидерами конкретной эпохи. Экскурсы в историю полезны всегда, а для тех, на кого возложены функции лидера — в особенности, т. к. многие из духовных или политических лидеров были людьми опытными и (в положительном смысле) расчетливыми. Следовательно, исторический опыт прежних государственных и религиозных лидеров может оказаться крайне полезным и важным.

Необходимость усиления роли религиозных лидеров

В мусульманском мире масштабных конфликтов между духовной и государственной элитой практически не было, однако власти, выстроившие систему династического правления, не смогли стать религиозно­политическими лидерами в полной мере, часто оставляя духовную сферу на попечение ученых­богословов, которых они приглашали на государственную службу. Тем не менее в Исламе остается возможность выбора и политического, и духовного лидера в одном лице, и данный фактор является спасением для идеологической составляющей в жизни общества. И это в свою очередь предоставляет возможность избавления общества от повальной секуляризации, от его разрыва с религиозными морально­нравственными устоями, от разрыва с верой в Бога.

Конечно, в современных условиях возрождение такой концепции власти сложно осуществимо. В связи с этим крайне актуальным становится усиление роли религиозных лидеров таким образом, чтобы они имели возможность оказывать влияние как минимум на морально­нравственные устои общества, поскольку разрушение традиционного кодекса этики и чести на сегодняшний день уже превысило все доступные грани и рамки.

Следует подчеркнуть, что такое усиление роли духовных лидеров не только не противостоит собственно политической власти, но, напротив, при определенных обстоятельствах может привести уже к ее укреплению. А самое главное, что возрождение морально­нравственных устоев не может не отразиться на стабильности — факторе, столь необходимом в наше время. В отсутствие стабильности в общество приходит дестабилизация, а чем это грозит, хорошо знает любой, даже поверхностно знакомый с историей ученик средней школы. Уроки современной истории (Афганистан, Ирак, Ливия) — лишнее тому подтверждение. Едва ли кто­то из представителей власти или простого народа желает повторения подобного рода сценариев, а уж жители среднеазиатских государств, учитывая происходившие в свое время кровавые столкновения в Таджикистане, Узбекистане или Кыргызстане, прекрасно отдают себе отчет в недопустимости таких событий. И если в Афганистане, Ираке и Ливии главным дестабилизирующим фактором была внешняя агрессия, то в государствах Средней Азии таким фактором, по сути, оказалось разложение подлинных исламских морально­нравственных устоев общества. Не случайно одна из пословиц гласит: «Лучше жестокость правителя в течение ста лет, чем жестокость подданных в течение года».

Религиозные лидеры как государственные советники

Одним из важных атрибутов власти является наличие у правителей советников. Начиная с самых ранних периодов человеческой истории у лидеров были помощники. Так, к примеру, у пророка Мусы был его брат пророк Харун (да пребудет над ними мир). А у Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) были его сподвижники (да помилует их Аллах). Господь даже ниспослал Пророку в одном из аятов Корана специальное предписание о необходимости консультаций со своими сподвижниками: «Советуйся же с ними о делах» (3:159). И если пророки не обходились без помощников, то что же говорить о других людях! Один из мудрецов сказал: «Признак правителя, правление которого будет длительным, таков: вера и разум живут в его сердце, и любовь к нему хранят сердца подданных. Он должен быть умным, чтобы добиться сближения с умными, и он должен любить знания, чтобы учиться у людей науки. И он должен собирать у себя просвещенных, чтобы от него распространялось просвещение».

В современную эпоху грамотных советников в области религии можно назвать редким и ценным даром Всевышнего. Найдя таких специалистов, власти могли бы вздохнуть более­менее спокойно, поскольку появилась бы надежда, что решатся многие проблемы. Не следует недооценивать значение знатока именно в религиозных вопросах, т. к. религия — это идеология. И если обычная власть правит миром материи, то идеологическая, концептуальная власть правит духовным — умами и сердцами.

  Широкая специализация лидеров — залог успеха

Следует понимать, что религиозные лидеры классического века Ислама были не просто верующими людьми, но и высокограмотными специалистами, имевшими аналитические навыки и подкованными в различных сферах и областях жизнедеятельности. Многие из них знали несколько языков, были сведущими в самых разных науках — от истории и географии до красноречия и дипломатии. Очевидно, что если бы Пророк не располагал сведениями в области географии, то он не смог бы отправить послания правителям других государств, а если бы он не знал истории, то не мог бы разъяснять людям исторические аяты Корана. Наука — это не только знание фикха или акиды; это понятие включает в себя гораздо больше. Такой известный ученый, как Мухаммад аль­Газали, сказал: «Наука, которую принимает мусульманин, к изучению которой стремится всей душой, для изучения которой странствует с востока на запад, не ограничена определенным началом и концом. Все, что расширяет горизонты познания и сметает преграды перед познающим интеллектом; все, что укрепляет связь человека с существованием Аллаха и раскрывает новые перспективы познания; все, что позволяет человеку управлять своими силами, пользоваться своими способностями и возможностями, также является наукой, которую надлежит тщательно и глубоко изучать. И мусульманин должен внести в нее свой вклад».

Современные мусульманские религиозные лидеры должны следовать примеру тех, кто заслужил свой авторитет в исламском мире. Те, кто сводит существование уммы к спору о второстепенных вопросах, просто не могут быть на первых ролях в важнейших политических процессах. Если же роль лидеров займут полуграмотные, узкоспециализированные люди, то и они, и сами власти упрутся в глухую стену, поскольку такие лидеры окажутся не способными ни к диалогу, ни к продуктивной деятельности. Такие лидеры поведут общество по тупиковому пути, который, как правило, заканчивается катастрофой со всех точек зрения. И чтобы избежать этого, лидирующее положение в обществе, в том числе и в религиозной сфере, должны занимать те, кто способен к продуктивным шагам в условиях современных реалий. Очевидно, что и нерелигиозная, и еще неокрепшая в религии молодежь крайне нуждается в таких духовных лидерах, которые могли бы как минимум предоставить им повод задуматься о будущем, показать их ошибки, помочь найти тот самый путь, который привел бы их к взаимному благу — то есть приносить пользу Исламу, своей душе и окружающим людям.

Заключение

Пятый праведный халиф Умар II сказал: «Тот, кто совершает дела, не обладая знанием, приносит больше вреда, чем пользы». Таким образом, лидерство, согласно исламскому вероучению, не должно быть некой забавой, когда кому­то захочется «порулить», и он, не думая о последствиях, возьмет управление на себя. Лидерство, по сути, является одним из самых сложных видов труда — постоянного и требующего большой ответственности. И я обращаюсь к Всевышнему Аллаху, чтобы Он даровал всем, а в особенности духовным и политическим лидерам, мудрости и полезных знаний, а также стойкости и терпения.

Дамир МУХЕТДИНОВ,
первый заместитель председателя ДУМЕР



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.