Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №128 — К 110-летию второй Минской мечети: «Печальный юбилей»
21.05.2012


 

Представляемая читателям «Медины аль­Ислам» статья Ибрагима Канапацкого (1949–2005) была написана десять лет назад. Но ее актуальность сохранилась и сегодня, ведь мусульмане Беларуси до сих пор не могут закончить строительство единственной в Минске мечети, которая в годы советской власти была варварски разрушена.

Проект строительства Минской мечети

Первые контакты предков белорусов с арабским миром зафиксированы археологами еще в Х веке, когда древний Менск возник на пути из варягов в греки. Арабские купцы, приезжавшие в Менск, были мусульманами, однако, видимо, ничего не сделали для распространения Ислама среди белорусского народа.

Зимой 1397 года несколько тысяч татар­мусульман с семьями поселились в Беларуси. Тогда же и появились здесь первые мечети. Веротерпимость, царившая в Беларуси, позволяла татарам­мусульманам строить мечети на отведенных им землях, открывать мусульманские школы­медресе. В 1591 году на территории Речи Посполитой (польско­белорусского государства) проживало около 100 тысяч татар, которые имели почти 400 мечетей. Перед первой мировой войной (1914–1918) на территории Беларуси проживало около 14 тысяч мусульман. Ислам был единственной и главной силой, которая защищала татар, их культуру от ассимиляции.

Первые известия о появлении татар в самом Минске относятся к концу 16 века. В архивах Радзивилов находим, что в 1586 году в Минске проживало 13, в 1620 — 23, в 1682 — 21, а в 1775 году — 9 татарских семей, которые занимались главным образом огородничеством, выделкой кожи и извозом.

На рубеже 16–17 веков (вероятно, в 1599 году) в Менске была построена первая мечеть. Это видно из документа 1617 года. 26 января 1617 года минский кашталян Петр Тышкевич по поручению польского короля Сигизмунда III провел расследование жалобы на минских татар. В ответе П. Тышкевича польскому королю говорится, что «какие–то личности (к сожалению, их фамилий нет в документе) пожаловались королю, что татары, незаконно захватив участок минской Воскрессенской церкви, построили на нем свою мечеть». В ходе расследования татары предоставили документ о том, что землю вышеназванной Воскрессенской церкви они приобрели путем «доброй замены» от восрессенского священника Степана. Татары также предоставили необходимое письмо на эту замену, а к нему и письменные утверждения, которые имели минские татары от митрополитов Михаила Рогозы (1590–1599), Ипата Потея (1599–1613), а также от тогдашнего митрополита Иосифа Руцкого. Рассмотрев по поручению короля это дело, Петр Тышкевич подтвердил права мусульман и выдал им в Минске 26 января 1617 года свое письмо, в котором оправдывает татар.

В 17 веке в районе улиц Раковской и так называемого Пятницкого конца окончательно сформировалась Менская татарская слобода — место компактного проживания мусульманского населения. В это время самым крупным землевладельцем в этом районе города была Петропавловская (позднее Екатерининская) церковь. В 18 — начале 19 века вокруг этого храма складывается структура и планировка улиц, застроенных кирпичными и деревянными домами. Эти улицы стали называться Большой и Малой Татарскими, Заславской и Глухой. Рядом находились Раковская, Воскрессенская и Немига­Раковская улицы.

В 18 веке к минской мечети и мусульманской общине города Минска относились не только местные татары­мусульмане, но также и мусульмане, жившие в окрестностях Минска. Мечеть имела статус соборной, ее имамы с середины 19 века носили титул хатыбов.

В 1890 году строительное отделение Минского губернского правления дало разрешение построить в Минске на месте старой деревянной мечети новую каменную соборную мечеть. На протяжении десяти лет шел сбор денежных средств на строительство мечети, был разработан проект новой мечети, который был одобрен городскими властями 18 апреля 1900 года. За год мечеть была построена и в 1901 году начала функционировать.

25 октября 1902 года в 12 часов дня состоялось торжественное открытие «нововыстроенной на Татарской улице каме