Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №128 — К 110-летию второй Минской мечети: «Печальный юбилей»
21.05.2012


 

Представляемая читателям «Медины аль­Ислам» статья Ибрагима Канапацкого (1949–2005) была написана десять лет назад. Но ее актуальность сохранилась и сегодня, ведь мусульмане Беларуси до сих пор не могут закончить строительство единственной в Минске мечети, которая в годы советской власти была варварски разрушена.

Проект строительства Минской мечети

Первые контакты предков белорусов с арабским миром зафиксированы археологами еще в Х веке, когда древний Менск возник на пути из варягов в греки. Арабские купцы, приезжавшие в Менск, были мусульманами, однако, видимо, ничего не сделали для распространения Ислама среди белорусского народа.

Зимой 1397 года несколько тысяч татар­мусульман с семьями поселились в Беларуси. Тогда же и появились здесь первые мечети. Веротерпимость, царившая в Беларуси, позволяла татарам­мусульманам строить мечети на отведенных им землях, открывать мусульманские школы­медресе. В 1591 году на территории Речи Посполитой (польско­белорусского государства) проживало около 100 тысяч татар, которые имели почти 400 мечетей. Перед первой мировой войной (1914–1918) на территории Беларуси проживало около 14 тысяч мусульман. Ислам был единственной и главной силой, которая защищала татар, их культуру от ассимиляции.

Первые известия о появлении татар в самом Минске относятся к концу 16 века. В архивах Радзивилов находим, что в 1586 году в Минске проживало 13, в 1620 — 23, в 1682 — 21, а в 1775 году — 9 татарских семей, которые занимались главным образом огородничеством, выделкой кожи и извозом.

На рубеже 16–17 веков (вероятно, в 1599 году) в Менске была построена первая мечеть. Это видно из документа 1617 года. 26 января 1617 года минский кашталян Петр Тышкевич по поручению польского короля Сигизмунда III провел расследование жалобы на минских татар. В ответе П. Тышкевича польскому королю говорится, что «какие–то личности (к сожалению, их фамилий нет в документе) пожаловались королю, что татары, незаконно захватив участок минской Воскрессенской церкви, построили на нем свою мечеть». В ходе расследования татары предоставили документ о том, что землю вышеназванной Воскрессенской церкви они приобрели путем «доброй замены» от восрессенского священника Степана. Татары также предоставили необходимое письмо на эту замену, а к нему и письменные утверждения, которые имели минские татары от митрополитов Михаила Рогозы (1590–1599), Ипата Потея (1599–1613), а также от тогдашнего митрополита Иосифа Руцкого. Рассмотрев по поручению короля это дело, Петр Тышкевич подтвердил права мусульман и выдал им в Минске 26 января 1617 года свое письмо, в котором оправдывает татар.

В 17 веке в районе улиц Раковской и так называемого Пятницкого конца окончательно сформировалась Менская татарская слобода — место компактного проживания мусульманского населения. В это время самым крупным землевладельцем в этом районе города была Петропавловская (позднее Екатерининская) церковь. В 18 — начале 19 века вокруг этого храма складывается структура и планировка улиц, застроенных кирпичными и деревянными домами. Эти улицы стали называться Большой и Малой Татарскими, Заславской и Глухой. Рядом находились Раковская, Воскрессенская и Немига­Раковская улицы.

В 18 веке к минской мечети и мусульманской общине города Минска относились не только местные татары­мусульмане, но также и мусульмане, жившие в окрестностях Минска. Мечеть имела статус соборной, ее имамы с середины 19 века носили титул хатыбов.

В 1890 году строительное отделение Минского губернского правления дало разрешение построить в Минске на месте старой деревянной мечети новую каменную соборную мечеть. На протяжении десяти лет шел сбор денежных средств на строительство мечети, был разработан проект новой мечети, который был одобрен городскими властями 18 апреля 1900 года. За год мечеть была построена и в 1901 году начала функционировать.

25 октября 1902 года в 12 часов дня состоялось торжественное открытие «нововыстроенной на Татарской улице каменной магометанской мечети». Как сообщал корреспондент газеты «Минский листок» (27.10.1902 г.), «после торжественного молебствия за здравие Государя Императора один из прихожан А. С. Бицютко обратился к собравшимся со следующими словами: „Мусульмане! На долю мою выпадает редкое счастье поздравить вас с сегодняшним радостным событием. По воле Великого Аллаха, после стольких ожиданий и материальных жертв, вы видите перед собой храм Божий. Что может быть отраднее для каждого из нас сознания, что мы имеем теперь святыню, где будем прославлять имя Великого Творца Вселенной, благоговеть перед Его промыслом и черпать неиссякаемый источник Его милосердия„». Это красивое каменное здание, «выстроенное в византийском стиле по плану инженера­архитектора Соловьева, отличаясь изяществом и скромностью архитектуры, по своему внешнему виду является одним из лучших сооружений в г. Минске», отмечала газета «Минский листок».

Мечеть пережила страшные 30­е годы, когда много культовых строений Минска было уничтожено. С 1936 по 1941 год мечеть была передана под продовольственную базу Белорусской конторы «Гастроном». С 1942 по 1944 год в мечети проводилось богослужение. Однако в соответствии с решением горисполкома от 28 июля 1949 года «О роспуске мусульманской религиозной общины в г. Минске, закрытии мечети и передаче ее Добровольному обществу содействия флоту (ДОСФЛОТ)» мечеть была окончательно закрыта коммунистической властью. В государственном архиве научно­технической документации Республики Беларусь хранится интересный документ: «Обмерные чертежи минской мечети для переоборудования ее под клуб ДОСФЛОТ». Он датируется 1949 годом. В проектном задании и объяснительной записке к нему, подписанных директором Белгоспроекта А. Кондратовичем и согласованных с начальником военно­морской школы капитан­лейтенантом П. Малеванчуком, указываются требования к переоборудованию мечети. Они звучат лаконично:

1. Архитектурный вид существующего здания с элементами и деталями исламской культуры изменить.

2. Минарет переоборудовать в башню, на которой будет установлена мачта корабельного типа.

3. Окна на фасаде здания запроектировать прямоугольные (вместо стрельчатых).

4. Башню на фасаде ликвиди­ровать, оставив мостик, и установить мачту корабельного типа.

5. Купол на крыше ликвидировать.

Главная задача в архитектурной композиции всего здания заключается в ликвидации архитектуры мечети и создании образца здания морского типа.

Минская мечеть. Фото начала ХХ века

Вот такой приговор был вынесен минской мечети, построенной на пожертвования татар­мусульман. Это было начало конца. А хронология этого злодеяния по официальным данным следующая:

В ноябре же 1949 года татарское население г. Минска направило письмо И. Сталину, которое подписали 163 человека. В письме они просили вернуть им мечеть, которая была отнята у них незаконно и «без какого­либо согласования с населением татар и избранным советом при мечети».

Письмо это, известно, к «вождю всех народов» не дошло, а все проблемы были решены на месте и в кратчайший срок. Уже в декабре 1949 года минские татары получили отказ, подкрепленный соответствующей аргументацией. Аргументы были следующие: заявление муллы и председателя общины, а также то, что из списка мусульман общины (64 человека) в 1949 году в мечети собиралось от 5 до 20 верующих. На основании этих фактов Совет посчитал общину фактически не существующей, а потому сделал вывод: «мечеть возврату верующим не подлежит».

В 1960-е годы при строительстве гостиницы «Юбилейная» (на современном проспекте П. Машерова) здание бывшей мечети (или то, что от нее осталось), было окончательно разрушено, и на его фундаменте построен ресторан «Юбилейный».

Ушли в небытие бывшие названия этой части города — Большая и Малая Татарские улицы, Татарский конец и Татарские огороды. Исчезли микротопонимические признаки, которые когда­то свидетельствовали о существовании в традиционной демографии Минска такого неотъемлемого элемента, как татарское, мусульманское население.

Без преувеличения необходимо отметить, что тоталитарное правление в СССР и БССР привело к упадку татарского меньшинства в Беларуси, поставило его перед угрозой полного исчезновения. Участники дня памяти предков, собравшись в марте 1990 года на минском мизаре на митинг, осудили варварское уничтожение памятников национальной культуры белорусских татар — мизара и мечети.

В 1993 году для восстановления мечети городскими властями был выделен участок на перекрестке улиц Грибоедова и Тарханова, причем сюда вошли и территория разрушенного мизара (мусульманского кладбища). В 1995 году был одобрен рабочий проект строительства нулевого цикла мечети и план реконструкции территории мусульманского кладбища. 22 декабря 1998 года получено разрешение Минского горисполкома на начало строительства мечети. Размеры будущего здания мечети 24 ×24 м, высота минарета около 32 м. Основное здание мечети — 1–2­х этажное с дополнительным цокольным этажом. Архитектурное исполнение фасадов полностью соответствует проекту 1901 года.

Сейчас все усилия Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь и мусульманской общины г. Минска направлены на восстановление бывшей мечети в ее прежнем виде. Председатель Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь Абу­Бекир Шабанович полон уверенности в том, что в 2013 году строительство мечети в Минске будет завершено.

В этом году исполнилось бы 110 лет второй Минской мечети.

Подготовил Роберт Нагимзянов,
шеф­редактор портала «Ислам в СНГ»



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.