Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №127 — Али Вячеслав Полосин: «Сегодня приходится говорить об умеренности в Исламе специально»
13.04.2012


 

Интервью с директором российского научно­просветительского центра «Аль­Васатыйя» Али Вячеславом Полосиным о центре «Аль­Васатыйя», который создан и функционирует в Государстве Кувейт. Курирует работу данного центра первый заместитель министра по делам вакфов и религиозных дел Кувейта доктор Адель аль­Фалях.

— Различные издания ИД «Медина» уже неоднократно рассматривали тему «Аль­Васатыйя». Тем не менее интерес к ней не ослабевает. В этой связи не могли бы вы еще раз вкратце осветить, что представляет собой «Аль­Васатыйя» — это движение, школа, идеология или просто организация?

— Термин «аль­васатыйя» происходит от арабского слова «васат», который означает по смыслу «середину, центр, баланс, равновесие, меру, гармонию сущего» и лучше всего передается русским словом «умеренность» (следование мере, установленной Аллахом) и противостоит понятиям чрезмерности и крайности.

« Мы создали вас умеренной общиной [„умма васатыйя“]», — говорит Аллах Всевышний в Коране (2:143). Из этого следует, что отвергающий принцип аль­васатыйи в Исламе находится вне уммы, созданной Аллахом. Таким образом, «аль­васатыйя» — это не какое­либо течение или школа в Исламе, а неотъемлемое, сущностное качество самого Ислама, один из его неотъемлемых признаков. Как говорит д-р Адель аль­Фалях, «васатыйя» — это и есть Ислам.

Главной целью российского научно­просветительского центра «Аль­Васатыйя» является содействие возвращению мусульманского сознания к кораническому понятию «васатыйи», отказу от крайностей и радикализма во всех сферах жизни мусульманина, к поиску «золотой середины» в каждом вопросе личной и социальной жизни, к добрососедскому сосуществованию с представителями других религий и мировоззрений.

 

— Насколько актуальной является идеология «аль­васатыйя» для современных мусульман во всем мире и в России в частности?

— Возникает вопрос: почему нужно специально говорить о васатыйе? Молодой мусульманский ученый­публицист Руслан Курбанов в Общественной Палате РФ на слушаниях по аль­васатыйе спросил: а не стоит ли на Кавказе создать еще и центр «аль­гостеприимство» или «аль­уважение к старшим»? И я ответил ему: давно пора, ибо для молодежи эти понятия, к несчастью, перестали быть привычными и неотъемлемыми чертами поведения, которыми всегда славился Кавказ. Касаемо аль­васатыйи: пока мусульмане по жизни придерживались этого ключевого принципа Ислама — принципа умеренности, о нем не было нужды говорить отдельно. Но когда сегодня уклонения в крайности приняли массовый характер, особенно среди молодежи, приходится говорить об умеренности в Исламе специально, делать на ней акцент, призывать к ней во всех аспектах мусульманской жизни.

 

— Сочетается ли «аль­васатыйя» с ханафитской и шафиитской религиозно­правовыми школами?

— Со всеми четырьмя мазхабами сочетается, ибо не претендует на их место и не отрицает ни одного их положения. Четыре муджтахида (Абу Ханифа, Малик, аш­Шафии и Ахмад ибн Ханбал, основатели четырех мазхабов в суннитском Исламе) дали надежные указатели прямого пути к Аллаху, и все они следовали принципу аль­васатыйи в Исламе, что можно найти в их трудах. Поэтому призыв к аль­васатыйе, к умеренности — это средство более глубокого усвоения традиционных мазхабов, причем это метод их современного прочтения, их приложения к современным реалиям.

Аль­васатыйя заключается также в том, что каждое место и время, в которых мы живем, имеют свои особенности, и праведные муджтахиды давали разные ответы на одни и те же вопросы применительно к разным регионам с господствовавшими там традициями. Имам аш­Шафии в Ираке и Египте на одни и те же вопросы отвечал по­разному. На некоторые вопросы эти великие ученые не стеснялись ответить «не знаю», что является примером честности для многих современных «всезнаек» — ведь неверный ответ может принести большие несчастья людям. Поэтому одна из задач тех, кто посвятил себя распространению знаний об аль­васатыйе — это адаптация ответов в четырех мазхабах на вопросы прошлых веков в условиях современного мегаполиса и невиданных ранее достижений в области высоких технологий.

Важнейшим моментом является приспособленность мазхабов к конкретным регионам и бытующим там обычаям и традициям, ментальности и культуре. Если в Поволжье и на части Северного Кавказа исторически закрепился ханафитский мазхаб, то это — решение наших предков, через которое религия и не противоречащие ей местные традиции слились воедино. И искусственно ломать это недопустимо, ибо подавляющее большинство верующих не является богословами и живет по таклиду (следование религиозному авторитету), а местная традиция соединения мазхаба и народной жизни — это и есть веками закрепленный таклид для данного народа и данной местности.

Чтобы перейти на какой­то новый таклид, нужно проделать гигантскую работу по переформатированию всего массового и индивидуального сознания верующих. А кому нужны революции, да еще в условиях подавляющей безграмотности большинства мусульман?

 

— Можете ли вы назвать конкретные успехи в работе Международного центра «Аль­Васатыйя»?

— В Международном центре «Аль­Васатыйя» в Кувейте считают своим большим успехом, к примеру, что шейх Салман аль­Ауда, известный ранее своим радикализмом в Саудовской Аравии, осознал и осмыслил правильность умеренного пути и стал сторонником аль­васатыйи. В Саудовской Аравии действуют уже центры аль­васатыйи, и не так давно король Саудовской Аравии, Хранитель двух святынь Абдалла ибн Абдель­Азиз Аль Сауд в своей речи прямо сказал о необходимости следовать пути аль­васатыйи в Исламе.

В Международном центре «Аль­Васатыйя» в Кувейте работает ближайший сподвижник доктора Аделя аль­Фаляха, доктор шариатских наук Усман Абдурахим. В молодости он был довольно радикально настроенным, однако затем сам пришел к выводу, что не может быть Ислама без принципа умеренности, равновесия, «золотой середины» и твердо встал на этот путь, стал ученым. Сегодня он читает лекции по аль­васатыйе в разных странах.

 

— В СМИ было много информации о различных попытках издать на русском языке энциклопедию по фикху. На сегодня самой известной и заслужившей всеобщее признание стала 46-томная энциклопедия, изданная Министерством вакфов и религиозных отношений Кувейта. Нет ли у вас планов по переводу на русский язык отдельных ее частей?

— Я думаю, что нужно делать полный перевод. Уже имеется предварительная договоренность с доктором Аделем аль­Фаляхом о работе над этим престижным изданием, которым Кувейт гордится по праву. Это фикх, изложенный именно с учетом неотъемлемого от Ислама принципа аль­васатыйи. В качестве главного научного редактора перевода мы пригласили уважаемого нашего специалиста, профессора Саида Хайбулловича Кямилева. Издательский дом «Медина» также изъявил желание активно участвовать в этом проекте. Помогать готовы и наши соучредители: Российский исламский университет (г. Казань) и Институт теологии и международных отношений (г. Махачкала).

 

— Для той масштабной деятельности, которую вы запланировали, Российскому центру «Аль­Васатыйя» понадобятся собственные большие площадки, помещения. Никаких вариантов не рассматривали?

— Стратегически я сам всегда выступал с предложением, аналогичным мнению Дамира Мухетдинова — нужно создавать центры мусульманской культуры, где­то с национальным компонентом, где­то без него. Когда праведному халифу Умару сподвижники сообщили, что где­то в Африке построили мечеть, он спросил, а предусмотрели ли там же место для обучения? Получив отрицательный ответ, халиф сказал: «Вы принесли печальную новость».

Мечеть только как культовое здание — это органичный компонент села или поселения, где все дома рядом, где каждый, услышав азан, вышел за порог и через 2–3 минуты оказался в молитвенном зале. Но в мегаполисе, где рядом живут люди разных религий и мировоззрений, где до мечети надо долго добираться, иметь зал исключительно только для намаза, который после намаза фактически не действует — невыгодно и неразумно. Более того, во многих мусульманских странах залы мечетей после намаза вообще закрывают на ключ, потому что в перерывах между намазами там нередко начинают активную деятельность всякие сектанты или просто нездоровые люди.

Нужен зал­трансформер, где на складных стульях могут быть залы для лекций, семинаров, конференций, а по пятницам можно легко освободить от них зал и сделать его мечетью. Сегодня вся мировая мусульманская умма, прежде всего в странах Запада, развивается в этом направлении, и нам тоже стоит брать лучшее для своих потребностей.

 

— Спасибо, и позвольте пожелать вам успехов в работе. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение.

— И вам милости и благословения Аллаха, а в вашем лице — всем читателям!

 

Беседовал Марат Хайретдинов ,
руководитель отдела аналитики
Московского муфтията



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.