Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №124 — Духовная составляющая евразийской интеграции
31.12.2011


 

Прежде чем перейти к обсуждению намеченной темы, хотелось бы более точно понять: что же такое ЕАС? На сегодня свое участие в его создании подтверждают три страны: РФ, Беларусь и Казахстан. Кроме них заявку на участие в проекте создания ЕАС подает новый президент Кыргызстана. После приглашения этой страны ожидаемо подключение еще одного участника — Таджикистана. При этом все остальные страны СНГ 18 октября подписали договор о создании зоны свободной торговли стран СНГ или обещали присоединиться к нему до конца года. Идея единства стран постсоветского пространства (кроме государств Прибалтики), даже по последним опросам, популярна среди широких слоев населения. Это вызвано тем, что европейская интеграция стран СНГ не слишком широко продвинулась за последние 20 лет, жизненные стандарты во многих странах даже не восстановили советские, а большинство граждан стран СНГ продолжают искать лучшей доли на российских пространствах. В этих условиях в равном доступе к рынку труда, образования, услуг заинтересованы десятки миллионов нероссиян.

По совокупному населению — 182 160 тысяч человек — ЕАС выходит на 7-е место в мире. Собственно, с этого показателя и стоит начать объективный анализ плюсов и минусов интеграции. По мнению критиков ЕАС, южные соседи России — неровня нашей стране, ментально и в религиозном плане сильно отличающиеся от россиян или белорусов. Эксперты и журналисты «забывают» о ключевой проблеме РФ — демографической яме.

Именно по этой причине российские власти на самом высоком уровне постоянно говорят о необходимости мигрантов. Откуда же их взять? Вариантов немного. Европейцы к нам не поедут, украинцы и белорусы сами находятся в такой же демографической ситуации, как и российские граждане. Китайцы? Это выход, но лишь с тем, чтобы создать в России очаги абсолютно никем не контролируемых самодостаточных общин, со своими законами и центрами власти; общины, ориентированные на Пекин, то есть на экономику № 2 и крупнейшую армию в мире и растущую сверхдержаву нового тысячелетия. По здравом размышлении, бывшие советские граждане, с которыми мы прожили в одном государстве 70 лет (а до того — с их предками в составе империи), намного привлекательнее ментально чуждых нам выходцев из Поднебесной. Разумеется, это не отменяет проблему взаимоотношений мигрантов и коренного населения, обусловленную разницей в языках, религии, образе жизни. Здесь есть над чем работать — но работать грамотно, без истерик и заламывания рук. Мы должны понимать, что подходим к проблеме демографического провала 2020-х гг. (а России окажется нужно 15 миллионов рабочих рук) в очень сложных условиях, когда даже мигрантского потенциала может оказаться недостаточным для нормального роста экономики. Поэтому ЕАС — единственный выход из ситуации.

Русская цивилизация изначально складывалась как наднациональная; генотип русской нации состоит из целого набора генетических маркеров, присущих народам севера и юга, запада и востока. Это значит, что русская семья исторически, на протяжении многих веков выступала в качестве «плавильного котла» относительно своих соседей. Незачем паниковать и сегодня. Через русский социум происходила и будет происходить в дальнейшем институционализация мигрантов и их окультуривание. Уже дети приехавших сюда выходцев из южных стран воспринимают образ жизни окружающего населения при адекватном их обучении, говорят и пишут по­русски не намного хуже, чем дети коренных москвичей и петербуржцев. Кстати, коренных москвичей в первопрестольной всего 3%. Так что же, все остальные — понаехавшие мигранты? Оснований для алармистских настроений не существует. Есть только один нерешенный вопрос: какую религию примут потомки межрелигиозных браков — Православие или Ислам? Церковь пытается апеллировать в этом вопросе к интересам государства, но в данном случае совершенно незачем драматизировать. Мусульман вполне устраивает многовековой статус Ислама в России как второй традиционной религии. Поэтому если не пытаться решать этот вопрос революционными методами, через обращение в «свою» религию в детских садах и школах, то сложившийся баланс между двумя великими религиями останется в РФ и ЕАС (с учетом Беларуси, потенциально — Украины и Молдовы) неизменным на многие столетия.

Надо ли бояться, что «Россия станет кормить южные страны СНГ» в ходе реализации проекта ЕАС? Ведь трудовые мигранты и без того вносят существенный вклад в бюджеты Таджикистана (31% ВВП страны), Кыргызстана (21% ВВП), Узбекистана. Поэтому в Душанбе даже заговорили о создании политической партии, отражающей их интересы. Эти люди, несмотря на свой низкий социальный статус в России, по приезде домой выглядят более престижно по сравнению со своими соседями в кишлаках и поселках. Подсчеты показывают, что по возвращении домой они открывают свой бизнес, получают образование, покупают жилье. Знание русского языка и русской культуры, законов России помогает занять им более высокую нишу. Во многом это напоминает приход селян из российской глубинки в город, особенно всю первую половину прошлого века. Теперь их и особенно их детей и внуков-христиан и мусульман не отличишь от коренных жителей мегаполисов. Пересмотрите еще раз бессмертные «Москва слезам не верит!»

Конечно, постсоветское пространство сегодня в экономическом плане не может составить конкуренцию Евросоюзу, США или Китаю. Так, совокупный ВВП стран ЕАС (2554,2 млрд. долларов) не намного усилит их позиции по сравнению с мировыми лидерами — ЕС, США, КНР, Японии и Индии. Впрочем, для реализации этой цели те же самые прозападные эксперты и политологи в свое время приложили немало усилий и денег, шли к полномасштабной интеграции долгие десятилетия. Греция «черных полковников», Испания Франко знали не только военные диктатуры, но тотальную нищету и голод. Посмотрите только на итальянскую послевоенную бедность в «Двух грошах надежды»! При этом средиземноморские страны, даже без наличия природных ископаемых и зачастую без развитой промышленности, сумели войти в Евросоюз. Вначале их преимущественным вкладом была также дешевая и не слишком квалифицированная рабочая сила.

Напротив, все южные страны СНГ богаты полезными ископаемыми. Прогнозные запасы нефти одного лишь Казахстана приближаются к 25 миллиардам тонн (12-е место в мире, что превышает показатели Катара, КНР, США и др., не говоря уже о Евросоюзе). Таким образом, совокупная мощь ЕАС по добыче полезных ископаемых (не только нефти и газа, но и руд, минералов, химического сырья и т. д.) выводит это объединение на передовые места в мире.

Вопрос создания ЕАС назрел уже давно, и сегодня пора переходить к реализации его практической части. Не последнюю роль в этом деле будут играть религиозные организации с их четко обговариваемой концепцией мирного сосуществования Христианства и Ислама. В частности, мусульманскому духовенству предстоит работать не покладая рук с целью образования, воспитания и социализации трудовых мигрантов-южан в России, с одной стороны, и с целью дать серьезный, богословски обоснованный ответ религиозным радикалам внутри самих стран СНГ — с другой. В противном случае российским мегаполисам угрожает изоляция, геттоизация, которые могут использовать экстремисты. В этой связи инициатива председателя Совета муфтиев России муфтия Равиля­хазрата Гайнутдина о создании таких интеграционных органов, как Совет муфтиев и Совет улемов СНГ, поддержанная религиозными и видными политическими деятелями стран Содружества, выглядит как никогда актуальной.

Важно понимать, что эти создаваемые структуры принципиально отличаются от бутафорских органов, не имеющих за своими вывесками вообще ничего. Муфтий Равиль­хазрат Гайнутдин не случайно воспринимается элитами и населением стран СНГ как глава не только российских мусульман, но всех приверженцев Ислама на постсоветском пространстве — а именно такие оценки нам доводилось слышать в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане. В этом плане показательны откровенные суждения нового президента Кыргызстана А. Ш. Атамбаева, сказавшего, что эта республика намерена развивать сотрудничество с Советом муфтиев России как с мусульманской структурой, наиболее авторитетной и имеющей за спиной множество реально осуществленных проектов. Только недальновидные люди могут полагать, что мусульмане стран СНГ, а тем более лица, принимающие решения, ничего не знают о происходящих на российском мусульманском пространстве событиях. А те, кто имеет полное представление о сути этих событий, вполне способны самостоятельно отличить настоящих игроков от виртуальных клонов. Как сказал президент России Д. А. Медведев на встрече с муфтиями в Уфе в ноябре 2011 года, «мы заинтересованы в том, чтобы авторитет мусульманского духовенства был высок не только в России, но и в мире». В этой связи наши прогнозы однозначны: никакой другой муфтий, кроме Р. Гайнутдина, не будет иметь возможности возглавить интеграционные процессы мусульман в ЕАС и СНГ, не говоря уже о представителе какого­то другого, несуннитского направления Ислама.

В этой связи на повестке дня все более четко встает вопрос о главном мусульманском духовном центре в самой России. Для осуществления рывка в отношениях с мусульманами из СНГ необходимо прежде всего упорядочить внутрироссийскую мусульманскую жизнь. Российскому государству для налаживания конструктивных связей с соседями по СНГ нужен единый мусульманский центр и единый исламский лидер, как нужна в интересах всего общества единая Русская православная церковь. Логика действия российского руководства по созданию лояльной государству, социализированной мусульманской общины (проекты, реализованные во времена президентства В. В. Путина: создание специализированного фонда, президентской программы подготовки кадров с углубленным знанием Ислама, программы сотрудничества Министерства образования с исламскими вузами и пр.), требует завершить все это движение объединением российских мусульман. Ведущие представители уммы желают этого уже давно, и дело застопорилось вовсе не из­за позиции муфтиятов. В том, как быстро все наши религиозные мусульманские структуры переформатируют свое участие в различных объединениях, мы убедились лично на живых примерах за последние три года. Нужна лишь политическая воля тех лиц, кто понимает, в каком направлении они двигают евразийскую интеграцию, потому что без учета духовной составляющей огромных масс людей любые экономические проекты обречены на неудачу.

Дамир Мухетдинов, политолог
Дамир Хайретдинов, историк



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.