Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №124 — Перепись 2010: лицо России нового тысячелетия
31.12.2011


 

Куда мы уходим?

В декабре 2011 года Госкомстат России обнародовал итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Посмотрим на обобщенное лицо россиян к концу первого десятилетия нового тысячелетия. Основным плюсом является то, что не произошло обвального падения числа сограждан. Так, по сравнению с переписью 2002 года численность населения уменьшилась на 2,3 млн. человек, в том числе в городских населенных пунктах — на 1,1 млн. человек, в сельской местности — на 1,2 млн. человек. Если за 1989–2002 гг. среднегодовые темпы сокращения были 0,09%, то за 2002–2010 гг. — 0,2%. Среди сельского населения за 1989–2002 гг. среднегодовые темпы сокращения были 0,06, а за 2002–2010 гг. — 0,39%. За межпереписной период число сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тыс., было зафиксировано 19,4 тыс. сельских населенных пунктов, в которых население фактически не проживало, — рост на 48%.

Среднее число рожденных детей уменьшилось в расчете на 1000 женщин с 1513 в 2002 году до 1469 в 2010-м. В городских населенных пунктах этот показатель составил 1328 детей (в 2002 г. — 1350), а в селе — 1876 (в 2002 г. — 1993). Падает и число семей с детьми. Среди домохозяйств, состоящих из двух и более человек, 17,9 млн. домохозяйств (44%) имеют детей моложе 18 лет (в 2002 г. домохозяйства, имеющие детей моложе 18 лет, составляли 52%). За 2002–2010 гг. увеличилось на 15% число домохозяйств, не имеющих детей до 18 лет.

Напомним, что для простого воспроизводства необходимо хотя бы 2,3 на женщину. Русское село, как это говорили еще в 1970-е гг. писатели­деревенщики (особенно Федор Абрамов), перестало быть достаточным резервом рабочей силы для городов. В этих условиях Москва превращается в огромный пылесос по сбору рабочей силы по всей европейской России. Доктор географических наук, ведущий научный сотрудник Института географии РАН Татьяна Нефедова в декабре 2011 года указывает: «Москва — это огромный бездонный резервуар… в Костромской области… каждый четвертый трудоспособный житель работает в Москве или в Московской области. В окружающих Москву регионах — каждый третий или даже каждый второй трудоспособный житель работает в Москве или Московской области… В Ставропольском крае… каждый третий в этих огромных селах не может найти себе работу. Где он работает? Помимо южных городов — в Москве и Московской области». В российских регионах, по словам Т. Нефедовой зреют и радикальные предложения: «Две недели назад мы были в Чувашии. Я спрашивала в малых городах: “Какие у вас главные проблемы?” Они отвечают: “Закройте Москву, все лучшие кадры уезжают туда”». Но проблемой, скорее, является низкая зарплата, которая не дает возможности удовлетворить потребности квалифицированных специалистов. Ведь в Москве у них практически нет шансов заиметь свое жилье. В итоге челночная миграция превращает чуть ли не половину трудоспособного населения европейской России в вахтовиков. Мягко говоря, это не способствует росту рождаемости. Повторяюсь, еще полстолетия назад, этот недостаток рождаемости в городах возмещался за счет сельской местности. Но соотношение горожан и сельских жителей составило в 2010 году 74% и 26% соответственно. При этом село не дает даже простого воспроизводства населения.

Нерусское лицо России

В графе «Национальный состав населения» второе место (после русских) заняли граждане, не указавшие сведения о национальной принадлежности. В 2010 году они составили 5,6 млн. человек (4,0%), в 2002 году их было 1,5 млн. человек (1%). У 4,1 млн. человек в переписном листе не указано также и гражданство.

Здесь возникает большой вопрос об их национальной самоидентификации. Эта проблема требует изучения. Однако, скорее всего, здесь частично скрываются получившие российское гражданство мигранты, стремящиеся не афишировать свои этнические корни и стремящиеся к тому или иному варианту ассимиляции. Иначе нам придется поверить, что количество азербайджанцев в России в 2002–2010 гг. выросло с 600 тыс. до 620 тыс. При этом численность ни одного из народов Средней Азии в России не превышает 400 тыс. человек. Во все это верится с большим трудом. Ведь по данным второй половины 2000-х гг. именно мигранты на две трети возмещали убыль коренных россиян.

Как и предсказывалось, экспертами, в том числе и нами, в России превалируют традиции ассимиляции и коренных этнических групп. Наиболее явный пример здесь показали украинцы, численность которых за 8 лет сократилась на треть — с 2,94 до 1,93 млн. человек. Численность пятого по численности этноса России — чувашей — уменьшилась с 1,64 до 1,44 млн. человек.

Тенденции падения численности захватили два крупнейших мусульманских этноса России: татар и башкир. Численность первых упала с 5,55 до 5,31 млн. человек. Следует отметить, что эта первое уменьшение численности татар на российской территории, зафиксированное за три столетия проведения ревизий и переписей. Опасность этой тенденции, кажется, не замечают в Казани. Более того, фактически численность татар перестала расти в самой республике. В 1989 году татары составляли 1,765 млн. (48,5%) при населении республики в 3,641 млн., в 2002 году — 2 млн. (52,9%) из 3,779 млн., в 2010 году — 2,012 млн. (53,2%) из 3,786 млн. Таким образом, в 1989–2002 гг. титульный этнос республики прибавил 235 тыс. при общем росте населения в 138 тыс., в 2002–2010 гг. — 12 тыс. при общем росте в 7 тыс. Это отражает как минимум прекращение миграции (возвращения) татар (особенно из стран СНГ), сокращение прироста населения и продолжение ассимиляции молодежи в семьях, состоящих в смешанных браках. Особенно четко тенденции ассимиляции татар связаны с индустриальными регионами. Так, в Челябинской области идет стабильное падение: 224 605 в 1989 году, 205 807 (2002), 180 913 (2010). Эта тенденция будет только нарастать, так как 3 596 405 из 5 310 649 татар, то есть практически две трети, проживают в городах. Поэтому не стоит увлекаться сельскими утопиями в депрессивных регионах типа Чувашии, где татары составляют менее 1% общей численности нации.

Результаты переписи в Башкортостане фактически закрепили победу титульного этноса, достигнутую в 2002 году. Татарам удалось повысить на 19 тыс. свою численность (с 990 тыс. до 1009 тыс.) и, как и в 1989 году, перевалить символически миллионный рубеж. Однако башкиры, несмотря на сокращение численности с 1221 тыс. до 1172 тыс., твердо сохранили позиции второго по численности этноса республики. После прошлогодних заявлений президента Башкортостана Рустэма Хамитова о том, что язык северо­запада республики является диалектом башкирского языка, вряд ли стоит надеяться на приобретение татарским языком государственного статуса. Важнейшей тенденцией в мусульманских республиках Волго­Уральского региона является сохранение позиций государство образующего русского этноса. Сокращение сельского населения, рост смешанных браков уже не первом поколении (особенно в городах), вся политика централизации работают на его языковое и культурное превалирование. Фактический отказ властей Казани и Уфы от джадидских традиций мусульманской городской цивилизации сохраняет доминирование русского культурного начала в городах. Конфликты лидеров национальной культуры и образования у татар и башкир также не способствуют развитию этих народов.

Сохраняется тенденция роста численности народов Северного Кавказа. Так, численность чеченцев возросла с 1,36 до 1,43 млн. и вплотную приблизилась к чувашам. Среди народов Дагестана 100 тыс. прибавили аварцы (с 0, до 0,91 млн.), 80 тыс. — даргинцы (с 0,51 до 0,59 млн.). Однако все эти цифры несопоставимы пока с численностью русского большинства с его превалированием в 111 млн. человек. Но Северо­Кавказский федеральный округ становится все более нерусским.

В целом перепись показала, что численность населения России стабильно сокращается и оно стареет. Так, в 2010 году средний возраст жителей страны составил мои сегодняшние 39 лет (в 2002 году — 37,7 года). А значит, нам придется все активнее привлекать мигрантов, многие из которых готовы получить гражданство и влиться в российскую жизнь. А просторов нам хватит на всех…

Айдар Хабутдинов,
доктор исторических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.