Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №123 — В новый год — с Евразийским союзом
14.12.2011

1 декабря 2011 года президент России Дмитрий Медведев ратифицировал договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). ЕЭК — наднациональный орган управления интеграционным строительством России, Казахстана и Беларуси, который 1 июля 2012 года сменит комиссию трехстороннего Таможенного союза. ЕЭК уже назвали «новым правительством Евразии». Таким образом, если в Европейском союзе (ЕС) в дни кризиса четко проявились тенденции распада и противостояния, особенно между Францией и Германией, с одной стороны, и средиземноморскими членами ЕС — с другой, то страны СНГ стремятся к интеграции в тяжелые времена. Может быть, в этом проявляется многовековой опыт наших славянских и тюркских предков, которые совместными усилиями стремились встречать беду.

Серьезность мирового экономического кризиса, его многолетний характер, структурные изменения уже не оспаривает никто в мире. Начиная с 1990‑х гг. представители развитых стран утешили себя гегелевской концепцией «конца истории», которую в новых условиях развил Фрэнсис Фукуяма. Социалистический блок перестал существовать, постсоветская Россия и Китай казались вечными аутсайдерами, которые навсегда проиграли войну либерально-демократическому блоку Запада. В начале 2000‑х гг. казалось, что западная модель будет установлена и в странах мусульманского мира. «Как, вы не знаете, что такое демократия? Тогда мы летим к вам!» — так передавали шутку времен президента США Джорджа Буша-младшего. Последствия этого «демократического эксперимента» мы видим в Ираке и особенно в Афганистане, то есть прямо у границ стран СНГ. В этих экспериментах Запада было много схожего со строительством советского «нового мира» в национальных республиках СССР в 1920–1930‑е гг. и в Афганистане в 1980‑е гг. С той огромной разницей, что советский режим выстроил транспортную, промышленную и образовательную инфраструктуру и советские люди не огораживались жестко в дипломатических кварталах и на военных базах.

Новое тысячелетие доказало нам, что добрыми намерениями зачастую вымощена дорога в ад. Двадцать лет как распался СССР, но все идут бесконечные переговоры по поводу статуса непризнанных территорий. Поэтому практически невозможно развитие эффективных интеграционных проектов в Закавказье, где любой экономический проект сразу становится жертвой вопросов о границах. 28 октября председатель правительства Российской Федерации В. В. Путин на заседании правления Торгово‑промышленной палаты России указал, что в этом году наконец-то запущен Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Ведь «со времен развала Советского Союза все говорили, говорили, говорили об интеграции. СНГ худо-бедно функционировало и свою роль сыграло, но реальная интеграция началась сейчас. С 2012 года начинает работу единое экономическое пространство, затем мы будем идти к формированию Евразийского экономического союза… Речь идет… о полномасштабной промышленной кооперации, создании совместных производств, свободном движении рабочей силы и капиталов, унифицированной системе технического регулирования, выработке для каждой компании соответствующих общих правил на общем пространстве и предоставлении им свободы выбора: в какой из стран регистрироваться и вести свою хозяйственную деятельность».

 

Встреча президентов России, Белоруссии и Казахстана. 18 ноября 2011 г., Москва. Фото kremlin.ru

В условиях кризиса и возрастающей конкуренции устоят лишь те центры экономики, которые способны как развивать высокие технологии, так и контролировать значительные сырьевые ресурсы. При этом крайне важно обладать эффективной демографической структурой, то есть нужна многочисленная и достаточно квалифицированная рабочая сила. В свое время СССР по численности превышал население США и наше страна обладала развитым средним классом ученых, инженеров и рабочих, правда, преимущественно в оборонной промышленности. После развала ВПК и науки в 1990‑х гг. сегодня нам катастрофически не хватает воспроизводства квалифицированных кадров, поэтому возникают проекты типа Сколкова (не только под Москвой, но, например, и под Казанью), увеличиваются стипендии для студентов инженерных специальностей. Но всей этой молодежи нужно затем предоставить высокооплачиваемую работу по специальности, иначе она покинет страну. Поэтому и нужно создание крупного экономического центра на евразийском постсоветском пространстве.

 

Можно согласиться с мнением экспертов, что на евроазиатском пространстве, то есть всем материке Евразия, просматриваются три интеграционных центра. Приведем их основные характеристики по данным на 2010 год. Центр Европейского союза объединяет 27 государств Старого Света с населением более 500 миллионов и объемом валового внутреннего продукта (ВВП) почти в 15 триллионов долларов США (крупнейший в мире!). Слабость ЕС заключается в старении коренного населения и отсутствии достаточных запасов сырья на территории его стран. Европейцы решают эту проблему путем использования рабочей силы из восточно- и центральноевропейских государств ЕС, а также помощью арабским революциям, что дало странам ЕС, например, привилегированный доступ к ливийским нефти и газу. ЕС добился введения единой валюты и единого пространства экономики и передвижения людей. Трудные времена ЕС связаны с тем, что граждане ряда его государств, особенно средиземноморских, привыкли жить как при капитализме, а работать как при социализме времен застоя. Это вылилось в огромные бюджетные дефициты, рост безработицы, а также переориентацию средств, необходимых для экономического развития, на решение долговых проблем.

Второй центр возникает на постсоветском пространстве. Здесь действуют структуры СНГ (11 стран); Таможенного союза (ТС, Россия, Казахстан, Беларусь) и возникающей на его основе и с теми же членами Евразийской экономической комиссии (ЕЭК); Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС, члены ТС и Кыргызстан и Таджикистан); Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ, члены ЕврАзЭС и Армения и Узбекистан). Часть государств — членов этих союзов переходят в новое качество — Единое экономическое пространство и затем в Евразийский союз. 18 октября в Санкт-Петербурге главы правительств стран СНГ подписали договор о создании зоны свободной торговли. Свои автографы поставили премьер-министры России, Украины, Беларуси, Казахстана, Армении, Кыргызстана, Молдовы и Таджикистана. Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан обещали присоединиться к Договору до конца текущего года. В итоге ключевым ядром являются страны ТС и ЕЭК и, вероятно, ЕврАзЭС. Здесь ключевое место занимает Россия с населением более 142 миллионов и ВВП в 2,218 триллиона долларов США. Даже страны ТС и ЕЭК обладают значительным сырьевым и промышленным потенциалом, но он во многом отражает реалии советской эпохи и отстал от мировых стандартов.

Третьим мощным центром является Китай. Его население превышает 1,3 миллиарда. С ростом объема ВВП до 5,745 триллиона долларов США Поднебесная стала второй экономикой среди стран мира. Китай повышенное внимание уделяет сопредельным и соседним странам. Слабостью Китая является его зависимость от импорта нефти и газа. Если ранее бульшая часть углеводородов поставлялась морским путем с Ближнего Востока, что ставило их под угрозу возможного внешнего конфликта. Теперь газ и нефть Казахстана, а с ноября и газ Туркменистана через Узбекистан и Казахстан поставляются в Китай по магистральным трубопроводам.

Напомним, что первая международная экономическая организация, созданная при участии Китая в XXI веке, называется Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В 2001 году ее создали лидеры Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. В годы последнего мирового кризиса Китай вложил значительные средства в развитие сырьевого сектора стран — членов ШОС, включая Россию. Однако так и не решен вопрос о едином банке ШОС, что, по мнению ряда экспертов, может резко увеличить влияние Китая на институциональном уровне. Планируемые границы Евразийского союза и китайских проектов частично накладываются друг на друга. Вероятно, Москве и Пекину стоит разъяснить друг другу свои интеграционные проекты, особенно в сырьевой отрасли. Так, Пекин вложил в экономику Казахстана около 16 миллиардов долларов. Из них 8,9 млрд. — инвестиции, 1 млрд. — льготные кредиты, почти 6 млрд. — стоимость приобретенных активов. Интересуют его прежде всего объекты топливно-энергетического комплекса, а также месторождения черных и цветных металлов.

Для России сотрудничество со странами Центральной Азии имеет также важнейший демографический аспект. По данным Госкомстата России, только в 2009 году миграционный прирост полностью компенсировал естественную убыль населения и впервые за последние 15 лет увеличилась численность постоянного населения Российской Федерации. Однако за 9 месяцев этого года на 1 октября 2011 года она составила 142,9 млн. человек и с начала года уменьшилась на 47,1 тыс. В январе — сентябре 2011 года в России отмечалось снижение числа родившихся в 55 субъектах Российской Федерации. В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,1 раза (в январе — сентябре 2010 года — 1,2 раза), в 17 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5–1,9 раза. Естественная убыль населения в январе — сентябре 2011 года уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2010 года на 82,1 тыс. человек. Миграционный прирост в 2011 году только на 62,3% компенсировал численные потери населения. При этом за январь — сентябрь 2011 года миграционный прирост населения России снизился на 45,5 тыс. человек, или на 37,0%. Рост в 2011 году шел преимущественно за счет граждан Кыргызстана. Так что при всем богатстве выбора выбора нет… Мечетям нужно работать с этими новыми россиянами.

Для укрепления интеграции стран и народов СНГ 14 ноября 2011 года в Москве прошел ежегодный VII Мусульманский форум «Россия и исламский мир: векторы модернизации на пространстве СНГ» с участием муфтиев стран СНГ. В нем приняли участие председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, верховный муфтий Казахстана Абсаттар хаджи Дербисали, верховный муфтий Кыргызстана Чубак ажы Жалилов, представители мусульман Узбекистана, Таджикистана, Крыма. Основным моментом резолюции стала инициатива создания Совета глав Духовных управлений стран СНГ, Совета улемов (мусульманских ученых) СНГ. В резолюции подчеркивается, что целью создания последнего является консолидация централизованных Духовных управлений мусульман стран СНГ, в первую очередь на основе общего объединяющего начала — ханафитского мазхаба (правовой школы), объединяющей большинство мусульман России и стран СНГ (кроме частично Азербайджана и Северного Кавказа). Евразийский союз обретает свои контуры в сфере как политики и экономики, так и религии. И этот процесс не остановить.

Дамир Мухетдинов,
главный редактор



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.