Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №122 — Прогулки по вечному городу
03.11.2011
Кешк Большая Гыз-кала. Снимок С. Прокудина-Горского, 1911 г.

В начале девяностых, когда открылся «железный занавес», европейские археологи, не имевшие в советское время доступа к этой прежде закрытой части Центральной Азии, буквально хлынули на туркменскую землю. Именно в ту пору в Мерве я брала интервью для Центрального телевидения у хранителя Британского музея. Память все так хорошо сберегла, что могу вновь восстановить тот замечательный осенний день в Мерве.

Подобен Вавилону и Афинам это древнейший азиатский центр, но блистал гораздо дольше. На карте со спутника четко видны круги многочисленных крепостных валов. По давней местной привычке каждый правитель чертоги для себя возводил в новой крепости — земли всем государям хватало. Это же азиатские просторы, а не тесная Европа. Сердце Мерва началось биться уже в маргушскую эпоху, о которой рассказано в предыдущих главах. Сохранились руины самой древней цитадели Экр-кала. Другая крепость Гяур-кала была эллинской, там найдена прекрасная коринфская капитель. Был Мерв‑Александрия. Мервом владели парфяне, и сюда, как нам уже известно, пригнали 20 тысяч пленных после знаменитой битвы с Крассом на Евфрате. Мерв был зороастрийский. Отец Дария, авестиец князь Витшапса, несколько лет правил в Мерве. Известен Мерв буддийский — обнаружена в тайнике голова статуи Будды. Есть свидетельства о проживании в вечном городе иудеев — раскопали даже остатки синагоги. Был Мерв и христианским, там жил несторианский митрополит.

Мы говорили с английским ученым об эпохе, когда душами людей уже владел Ислам, когда в мервские пригороды переселились арабы, а вслед за ними иранцы, создав крупнейшую на Востоке мусульманскую общину. В Мерве поселились асхабы — сподвижники Мухаммада, которые знали его, помнили, любили и жили его делами и воплощали его мечты. Переехали из Медины авторитеты богословия и потомки великого мекканца. Остались не только их могилы. Арабы дали начало многим местным родам. Наместники халифа тогда то воевали, то заключали мирные договоры, расширяя мусульманские владения, но, как рассказывают арабские историки, подходы к делу укрепления позиций Ислама у них различались. Одни, устанавливая политику страха и ужаса, уверяли, что в Мерве не обойтись без кнута и меча. Другие наместники понимали, что важен не рост налогов, а число добровольно принявших мусульманство. Они имели большой авторитет и уважение среди подданных. Сохранились воспоминания о том, что, например, в годы правителя Салма его именем назвали 20 тысяч новорожденных.

Мавзолей султана Санджара. Снимок С. Прокудина-Горского, 1911 г.

Мы гуляли по новой крепости Султан-кала, где сохранились лишь редкие оплывшие памятники да заросшие русла каналов, хотя у сельджуков все было: и Дом правления, и дворец, соборная мечеть и базар, а также всегда так необходимая тюрьма. Не стоит удивляться тому, что все растаяло во времени, заброшенные каменные города и те за годы рассыпаются, а тут главным строительным материалом была популярная в Азии глина, сырцовый кирпич. Но у нас на двоих было столько воображения, что мы могли представить ожившую столицу славного Хорасана. Ее называли Шахиджан, что означает «душа царей». В то время это был политический центр сельджукской державы. Считалось, что лишь два города достойны были звания «матери городов» в мусульманском мире. Это Мекка, где родился Пророк, и Мерв, имевший большой авторитет благодаря образованию Сельджукской империи. Хотя оба эти города расположены в пустыне, они расцветали удивительными садами на берегах рукотворных каналов. До двенадцати тысяч людей заботились о плотине на Мургабе, чтобы наполнить многочисленные бассейны, полить обширные огороды в пригородах. Мервские овощи любили даже привередливые арабские владыки, да и за тончайшими шелковыми тканями они стали посылать уже не в Китай, а в Мерв. То был город прославленных полководцев, мудрых визирей, искусных строителей, ремесленников и поэтов.

Правление Мелик-шаха и его мудрейшего «устроителя государства» везиря Низам-аль-Мулька оказалось любимое нами обоими время в истории Мерва. Правители тогда щедро оплачивали труды поэтов и ученых, содержали медресе, библиотеки. В Мерв, как рассказывают легенды, приезжал герой арабских сказок Харун ар-Рашид, чтобы познакомиться с редкими книгами. Мы со спутником спустились уже по реальным ступеням в пространство, уходящее в подземную глубину, обнаруженное годами ранее туркменскими археологами. Они тогда очень радовались ходу раскопок: «Библиотека!», но потом сокрушались: «Нет, опять не то…» Мечтали обнаружить знаменитое книгохранилище или хотя бы обсерваторию, в которой работал астроном Омар Хайям. «Ах, нет, опять мечеть!» Так и не нашли до сих пор ни одной из десяти крупнейших библиотек Мерва. Арабы создавали халифат с помощью меча, но преображение сознания мира шло с помощью калама — тростникового пера. Если б монголы не напали на город, Мерв до сих пор хранил бы сокровища изящной словесности Ислама.

Мечеть Юсуфа Хамадани (XIII в.). Снимок С. Прокудина-Горского, 1911 г.

В Мерве тогда жил и творил Омар Хайям! Мелик-шах из своего стольного Исфагана переезжал в любимый Мерв всегда с большой свитой и, конечно же, брал с собой придворного врача Абул Фатх Омар ибн Ибрахим Хайама. Правда, биографы не всегда упоминают о мервском периоде жизни поэта. Что с них взять! Они были в основном арабо-персидского происхождения и потому многие достижения приписывали только культуре своих стран. Такова уж, видимо, участь многих поэтов, о судьбе которых мало фактического материала. Такова уж, видимо, участь городов, отстаивающих честь быть городом поэта — Гомера ли, Хайяма ли.

Тонкая и светлая пыль Мерва. Это прах, усыпанный черепками, и так хотелось верить, того самого кувшина, про который Хайям писал, что он «жил когда-то…». Мы ступали по праху прекрасных дворцов и великих страстей, пыль с лица вытирая осторожно, так как «Пыль, возможно, Зухрой яснолицей была!..». А мы шли все дальше мимо «гофрированных» стен Гыз-калы, миновали Дом загробной жизни султана Санджара, который, как и египетские фараоны, строил его долго и тщательно еще при жизни. Востоковед мировой известности Г. А. Пугаченкова была уверена, что «… Если бы даже весь Мерв исчез без следа, если бы не было исторических сведений, свидетельствующих о былой славе, а остался бы лишь один этот памятник, сам по себе он позволил бы представить былое величие города». Творение сельджукского мастера будет притягивать взоры еще многих поколений. Владимир Луговской, первый из советских поэтов, открывший это совершенство божественной идеи и архитектуры, оставил такие строки: «… Если б я в Бога веровал И верой горел, как свеча, На развалинах древнего Мерва Я сидел бы и молчал…» У стен величественного памятника приезжие издалека разжигали огонь под казанами, свежевали баранов, то есть совершали ведический обряд жертвоприношения, точно так, как делали их предки многие тысячи лет назад. А мы шли к цитадели Гяур-кала, где давно уже не живут зороастрийцы. Шли дальше и дальше по всхолмленной многочисленными раскопками земле, которую много раз опустошали захватчики, но которая помнит царей, ее восстанавливающих, поэтов, ее воспевающих, людей, воздававших хвалу Создателю и Его Посланнику Мухаммеду за счастье на ней жить.

Ольга Мехти,
специально для сайта IslamSNG.com



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.