Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №121 — В СНГ
12.10.2011

Узбекистан

В 2011–2015 годах правительство Узбекистана направит около 6,14 млрд. сумов (3,5 млн. долларов) на изучение и реставрацию культурно-исторического наследия Самарканда. Соответствующее постановление принято кабинетом министров республики.

Документом утверждается программа по исследованию, консервации, реставрации и целевому использованию объектов культурного наследия Самарканда до 2015 года. Финансирование работ будет осуществляться в равных долях за счет средств республиканского бюджета и дополнительных доходов местного бюджета Самаркандской области, включая средства благотворителей.

В марте 2010 года в Узбекистане была принята аналогичная программа по объектам культурного наследия Бухары. Согласно документу, до 2020 года в Бухаре будут отреставрированы 25 медресе, 41 мечеть, 12 караван-сараев, 10 мавзолеев и 5 архитектурных комплексов.

Четыре исторических города Узбекистана — Самарканд, Бухара, Хива и Шахрисабз занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Беларусь

В Минске на внеочередном съезде Духовного управления мусульман Республики Беларусь был избран новый муфтий. Им стал Али Воронович — сын первого белорусского муфтия и основателя ДУМ Беларуси Исмаила Вороновича, скончавшегося 1 августа текущего года. Али Воронович был единственным кандидатом на пост муфтия, его кандидатура была принята единогласно.

Али Воронович родился в Минске в 1968 году в татарской семье. Имеет оконченное высшее светское образование. В 1998 году был избран в состав муфтията Мусульманского религиозного объединения РБ. С 2004 года постоянно работает в Духовном управлении, сначала на должности секретаря, а затем имама-хатыба. В 2009 году окончил заочное отделение казанского высшего мусульманского медресе «Мухаммадия», в настоящее время является студентом третьего курса Российского исламского университета.

Абхазия

26 сентября в столице Абхазии состоялась инаугурация нового президента республики Александра Анкваба, сообщает «Апсныпресс».

На церемонии Анкваб принес присягу и получил атрибуты президентской власти: печать и президентский штандарт.

Приглашать на инаугурацию большое количество гостей абхазская сторона не стала (как отмечает агентство, это было связано с тем, что новый президент Абхазии был избран после смерти прежнего главы республики — Сергея Багапша, скончавшегося в мае 2011 года). От России на церемонии присутствовала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Анкваб стал третьим президентом Абхазии с начала 1990‑х годов. До него эту должность занимали Владислав Ардзинба (1994–2004) и Сергей Багапш (2004–2011).

Казахстан

Мажилис одобрил законопроект о религиозной деятельности

Мажилис Казахстана 21 сентября принял законопроект, который регламентирует деятельность религиозных объединений в республике, сообщает ИА «Новости-Казахстан».

Документ, в частности, уточняет правила создания и регистрации религиозных организаций. Так, чтобы сформировать организацию регионального уровня, потребуется, чтобы данному вероучению следовали не менее 500 граждан, республиканского уровня — не менее пяти тысяч. В названии и символике объединения, согласно законопроекту, не должны фигурировать государственные символы Казахстана.

Законопроект также запрещает совершение богослужений и проведение религиозных обрядов на территории и в зданиях государственных учреждений, организаций образования и на военных объектах. Данный пункт также подразумевает приостановление действия молельных комнат в госучреждениях, однако не запрещает проведение церемоний и религиозных обрядов вне рабочего места.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что он направлен на совершенствование казахстанского законодательства, касающегося религиозных организаций.

Ряд общественных объединений Казахстана выступали с критикой законопроекта, а также требовали отставки главы Госагентства по делам религий Кайрата Ламы Шарифа. Об этом сообщает агентство «Интерфакс». «Мы предлагаем, чтобы данный законопроект парламентом не принимался, чтобы его отправили на доработку, чтобы в его обсуждении принимали участие широкие слои населения»,— сказал председатель общественного объединения «Институт демократии и прав человека» Болатбек Билялов на брифинге накануне принятия законопроекта. Во‑вторых, добавил он, НПО требуют отставки руководства агентства по делам религий в связи с тем, что «данный разработчик, опять же без широкого обсуждения, вносит такие предложения в парламент».

Не принимать законопроект о религиозной деятельности также призвали руководители таких общественных объединений, как «Единство страны», Конгресс казахстанской мусульманской молодежи, «Молодежь Казахстана» и «Единство молодежи».

При общественном обсуждении законопроекта с критикой в отношении него выступил лидер партии «Адилет», заместитель главы общественной палаты при мажилисе Максут Нарикбаев. Он высказал мнение, что содержащиеся в документе запреты (в частности, запрет на религиозные обряды в госучреждениях) провоцируют конфликт с верующими, передает Lenta.ru со ссылкой на агентство Tengrinews.

В свою очередь, НПО «Институт демократии и прав человека», обратив внимание, что в пояснительной записке говорится об опасности исламского фундаментализма, заявило, что документ «носит сиюминутный характер». По мнению правозащитников, власти хотят усилить контроль за религиозными организациями в связи с недавними преступлениями в Актюбинской области, в которых были замешаны религиозные экстремисты.

Комментируя законопроект, руководитель аппарата Духовного управления мусульман Республики Казахстан Кайрат Жолдыбайулы отмечает несовершенство многих статей. «В данном законопроекте есть положение, которое вызвало недовольство всех мусульман нашей страны. Речь идет о седьмой статье данного законопроекта, где поднимается вопрос о “недопущении проведения (совершения) религиозных обрядов и церемоний в зданиях государственных органов, организаций и учреждений, вооруженных сил, других войск и воинских формирований, правоохранительных органов, других служб, связанных с обеспечением общественной безопасности, защитой жизни и здоровья граждан”. Есть люди, которые услышав об этой статье, задались вопросом: к этому ли мы стремились, избавляясь от оков советского режима? Также содержание данной статьи противоречит принципу Конституции, закрепляющей за каждым гражданином право свободы вероисповедания,— пишет К. Жолдыбайулы на сайте meshet.kz.— На сегодняшний день тысячи людей читают намаз в госорганах, больницах, воинских учреждениях и высших учебных заведениях. Если намаз станет причиной того, что кого-либо уволят с места работы, это может стать причиной того, что он пополнит ряды “недовольных властью”. И кто даст гарантии, что они не станут последователями радикальных течений, таких как салафизм, такфиризм и др?»

Кыргызстан

Кыргызстан пересмотрит свою религиозную политику

Напряженная ситуация в Казахстане и Киргизии, связанная с широким распространением неформальных течений Ислама, стала главной темой на состоявшемся 12 сентября в Бишкеке заседании Совета по обеспечению безопасности и правопорядка при правительстве Киргизии, в котором приняли участие представители Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК), Министерства образования КР и исламоведы. Об этом сообщает CA-News.

Премьер-министр страны Алмазбек Атамбаев высказался о необходимости усиления политики в религиозной сфере. «Со стороны государства муфтияту и мусульманам не оказывается должная помощь,— заявил он.— Однако такая “помощь” приходит из-за рубежа в виде финансовых средств и сбивает правоверных мусульман с толку. Поэтому государство должно вмешаться в эти процессы. Хотим мы этого или нет, нужно изыскать из бюджета деньги, чтобы направлять мусульман на истинный путь».

Атамбаев поручил Министерству образования КР, Комиссии по делам религии при правительстве КР и ДУМК совместно разработать программу по религиозной грамотности для общеобразовательных школ.

В свою очередь, муфтий Кыргызстана Чубак ажы Жалилов отметил, что государство должно было еще давно все взять в свои руки, имея в виду подготовку кадров. «Может быть, сегодня и незаметно, но не исключено, что через 15–20 лет сами же кыргызы начнут отстаивать деятельность различных экстремистских течений. Человеку, кроме обычной еды, нужна ведь и духовная пища»,— подчеркнул киргизский муфтий.

По словам экспертов, помимо Пакистана религиозное влияние на Кыргызстан оказывают страны арабского мира и Турция. Каждая из этих стран каноны Ислама трактует по-своему, эти противоречия становятся источниками появления новых религиозных течений. Было озвучено мнение, что для Кыргызстана подходит турецкая модель. Такой точки зрения, в частности, придерживается эксперт в области религии Бакыт Мурзубраимов. «Взгляды религиозных деятелей Турции и Кыргызстана совпадают,— считает он.— Одному и тому же событию как турки, так и кыргызы дают единую оценку. В то же время мнения арабов и кыргызов могут разделиться».



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.