ИСЛАМ ОН-ЛАЙН |
||||
Нехаляльный праздник
Традиционно в конце месяца мы предлагаем нашим читателям обзор тем, вызвавших самые горячие дискуссии в блогах и форумах. Оговоримся, что в центре нашего внимания — не только мусульманские интернет-ресурсы, но также другие онлайн-сообщества, в которых обсуждаются темы, так или иначе имеющие отношение к исламу и российской умме. Новый год — харам? Как это ни странно, поводом для самых оживленных бесед на мусульманских блогах и форумах в эти декабрьские дни и ночи стал не центральный праздник ислама — Курбан-байрам и даже не хадж. Самые горячие обсуждения развернулись вокруг вопроса о том, можно ли мусульманам праздновать Новый год, дарить или принимать подарки по этому случаю и т. п. Кто-то апеллирует к мнениям современных саудийских ученых о праздниках неверных и хадису, переданному от ибн Умара: «Кто уподобился народу, то он из них», кто-то склонен искать компромисс в немусульманском окружении. В своем блоге saida azimova (blogs.mail.ru/mail/saida_azimova) пишет: «Напомню всем мусульманам, что у нашей великой общины есть два больших праздника — это Ид аль-Адха — праздник жертвоприношения и Ид аль-Фитр — праздник разговения. Других праздников нет. Поэтому, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со своими сподвижниками переселился в Медину и увидел, что ее жители отмечали языческие праздники, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, категорично запретил им участвовать в них и сказал, что мы, община мусульман, празднуем только два праздника, упомянув те, о которых я сказал. Исходя из этих и других принципов шариата, ученые ислама считают, что празднование христианских, иудейских, языческих, любых праздников, не утвержденных шариатом, — харам. Также является харамом участие в них, дарение подарков, организация мероприятий, связанных или способствующих распространению этих праздников. Один из известных ученых Ибн-Кайим аль-Джаузийа, да помилует его Аллах, сказал: “Недозволительно для мусульман посещение праздников неверных единогласным мнением всех признанных ученых и последователей четырех основных исламских — правовых школ и мазхабов”. Он говорит, что Имам Байхакъы с достоверной цепочкой передатчиков передает от Умара бин аль-Хаттаба, что он сказал: “Не заходите и не посещайте язычников и неверных в их местах поклонения, в дни, когда они отмечают свои праздники, так как гнев Всевышнего ниспосылается на них”. Обратите свое внимание на сегодняшнее состояние общины мусульман, насколько они подвержены следованию всякого рода заблуждениям и очень легко уподобляются иудеям и христианам в таких их праздниках, как Новый год, День святого Валентина, день рождения, 8 Марта и другие, которые придумали неверующие и которые не являются мусульманскими. Мусульмане сегодня настолько слабы и подвержены влиянию со стороны неверующих, что осуществили то, о чем предсказывал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Вы непременно последуете обычаям тех, кто был до вас пядь за пядью...”, что мы сегодня и видим — мусульмане следуют за иудеями и христианами, уподобляясь им во всех деяниях, а также и в праздниках. Отдаление от этого, а также неучастие в этом не является проявлением жестокости, озлобленности или ненависти. Просто для нас, мусульман, это не праздники и не основание для радости. Во всем вышесказанном, в этих суждениях и словах я смело ссылаюсь на высказывание имама Ибн Кайима аль-Джаузийа, из современных ученых — на Мухаммада ибн Салих аль-Мунаджида и на высший совет ученых Саудовской Аравии. Это мнение шейхуль-Ислама ибн Таймии и других ученых». Продолжение темы находим сообществе «Ислам в России» (community.livejournal.com/ru_islam), где пользователь muslim_ru (muslim-ru.livejournal.com) рассуждает о праздновании Рождества, опираясь на труд ас-Суюти «Веление следовать сунне и запрет на совершение нововведений»: «То, что некоторые мусульмане отмечают праздники зимой, считая, что празднуют день рождение Исы, мир ему, а также все то, что совершается в эти ночи, является порицаемым. Это относится, например, к разжиганию огней, приготовлению пищи, покупке свечей и тому подобным приготовлениям. Празднование этих дней является частью религии христиан, а в исламе этому нет никаких оснований. Этот день не упоминался у прежних поколений мусульман, и взят он у христиан. Уподобление неверным запрещено, даже если не преследовать тех же целей, что и они. Доказательством этого является приведенное от ибн Умара: “Кто уподобился народу, то он из них” (привели Абу Дауд и другие). Самое меньшее, на что может указывать этот хадис, это запретность уподобления неверующим». Ему возражает пользователь s0tnik
(s0tnik.livejournal.com): «Ошибка, почти повсеместно встречающая у мусульман, к
сожалению: приведение всяких там светских праздников к христианской традиции.
Празднование новолетия К дискуссии присоединился runawaywhy (runawaywhy.livejournal.com), который предлагает свое видение проблемы праздника — эмоционально-прикладное, не подкрепленное богословскими изысканиями: «Не знаю, какой мощью и силой обладает образ Деда Мороза и Снегурочки, а также новогодней елки, но все свое детство, не зная ничего о существовании религий (за исключением посещения православного храма вместе с бабушкой), с нетерпением ждал этот праздник, и отнюдь не из за водки или событий в Божественной истории, а просто потому, что ждал чуда. И мои предки за 300 лет привыкли ждать чуда в этот день. Но годы шли, появилась и водка, и телевизионные вечера, и фильм “С легким паром!..”, потом я, бывший пионер, узнал, что есть религии и что они разные. Потом до меня дошло, что самая пьяная неделя в России приходится на Рождественский пост. Cейчас пластиковая елка, как мне кажется, уже не так внушительна, а Деда Мороза и, что особенно ужасно, Снегурочку (эту добрую девочку) пытаются выставить как мелких божков торговли. В общем, эта дата себя изжила. Так что если все мусульмане и просто все люди встретят 1 января как-то иначе, чем с водкой и телеком, я буду только рад». Прощаясь с этой темой, хочется процитировать фетву о поздравлении немусульман с их праздниками Европейского совета по фетвам и исследованиям — не в качестве истины в последней инстанции, но в качестве еще одного мнения: «С одной стороны, мусульманин не должен истово отмечать праздники других религий, игнорируя мусульманские праздники. С другой стороны, нас окружают соседи, коллеги, друзья, учителя других вероисповеданий, и нет ничего дурного в том, чтобы поздравить их с этими праздниками, ибо это суть проявление доброго отношения и толерантности. Более того, это становится обязанностью в том случае, если немусульмане поздравляют мусульман с праздниками, принятыми в исламе, ибо сказано: “когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или же верните его” (Коран, 4:86). В исламе есть принцип: жить в мире с теми, кто живет в мире с тобой, вне зависимости от их веры. Если люди, с которыми вы живете, не изгоняют вас из ваших жилищ, не мешают строить мечети, медресе, заниматься богоугодными делами, то для вас не запретно проявлять благость по отношению к ним. Что же касается людей Писания, то Всевышний Аллах ставит их на особенно высокую ступень, разрешая браки с ними. Мусульмане не должны участвовать в религиозных праздниках немусульман, однако они могут принимать участие в национальных праздниках своих соседей, при этом не нарушая предписаний ислама. Мусульманин ни в коем случае не должен быть менее благожелательным и приятным в общении, чем другие люди, не должен обладать худшими манерами, чем они. “Самые лучшие в своей вере — те, которые обладают самыми лучшими манерами”, — говорил Пророк». Мечети России В середине декабря открылся англоязычный ресурс «Мечети России » (russian-mosques.com), в котором планируется собрать информацию по всем мечетям страны с фотографиями. Пока подготовлены разделы для мечетей Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Казани и Махачкалы. На данный момент сайт функционирует, но собственно информация о мечетях и фотографии пока практически отсутствует. Участие в проекте могут принять все желающие. Поделиться информацией о мечетях в российских городах, оставить сообщение можно на страничке Inform about mosque/Сообщить о мечети. Проект некоммерческий и ставит целью лишь предоставить мусульманам всего мира информацию о наших мечетях. Хадж и печка В заключение сегодняшнего обзора — все-таки о хадже, и непременно позитивно. В своем «живом журнале» dcciv (dcciv.livejournal.com) рассказывает о случайной встрече с хаджием: «Сегодня чинил машину, на станции разговорился с товарищем по несчастью. Он в возрасте, за 60. Сам из Чечни, возвращается из хаджа. Туда-сюда 9 тысяч верст, не считая водного пути на пароме. Турция–Сирия–Иордания–Аравия. Остановился в Сочи чинить печку — за горами мороз. Выглядит не фешенебельно. Взял для поездки у соседа старую “ГАЗель”. Тот для святого дела дал. Вот не надо говорить, что жить масштабно и интересно нам мешают стесненные жизненные обстоятельства. Мы просто не хотим. Недостаточно хотим. Ма ассаляма, почтенный хаджи! Счастливо тебе доехать!» Обзор подготовила |