Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №89
29.12.2008

ИСЛАМ ОН-ЛАЙН

Нехаляльный праздник
Обзор блогов и форумов за ДЕКАБРЬ 2008 года

Традиционно в конце месяца мы предлагаем нашим читателям обзор тем, вызвавших самые горячие дискуссии в блогах и форумах. Оговоримся, что в центре нашего внимания — не только мусульманские интернет-ресурсы, но также другие онлайн-сообщества, в которых обсуждаются темы, так или иначе имеющие отношение к исламу и российской умме.

Новый год — харам?

Как это ни странно, поводом для самых оживленных бесед на мусульманских блогах и форумах в эти декабрьские дни и ночи стал не центральный праздник ислама — Курбан-байрам и даже не хадж. Самые горячие обсуждения развернулись вокруг вопроса о том, можно ли мусульманам праздновать Новый год, дарить или принимать подарки по этому случаю и т. п. Кто-то апеллирует к мнениям современных саудийских ученых о праздниках неверных и хадису, переданному от ибн Умара: «Кто уподобился народу, то он из них», кто-то склонен искать компромисс в немусульманском окружении.

В своем блоге saida azimova (blogs.mail.ru/mail/saida_azimova) пишет: «Напомню всем мусульманам, что у нашей великой общины есть два больших праздника — это Ид аль-Адха — праздник жертвоприношения и Ид аль-Фитр — праздник разговения. Других праздников нет. Поэтому, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со своими сподвижниками переселился в Медину и увидел, что ее жители отмечали языческие праздники, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, категорично запретил им участвовать в них и сказал, что мы, община мусульман, празднуем только два праздника, упомянув те, о которых я сказал.

Исходя из этих и других принципов шариата, ученые ислама считают, что празднование христианских, иудейских, языческих, любых праздников, не утвержденных шариатом, — харам. Также является харамом участие в них, дарение подарков, организация мероприятий, связанных или способствующих распространению этих праздников. Один из известных ученых Ибн-Кайим аль-Джаузийа, да помилует его Аллах, сказал: “Недозволительно для мусульман посещение праздников неверных единогласным мнением всех признанных ученых и последователей четырех основных исламских — правовых школ и мазхабов”. Он говорит, что Имам Байхакъы с достоверной цепочкой передатчиков передает от Умара бин аль-Хаттаба, что он сказал: “Не заходите и не посещайте язычников и неверных в их местах поклонения, в дни, когда они отмечают свои праздники, так как гнев Всевышнего ниспосылается на них”.

Обратите свое внимание на сегодняшнее состояние общины мусульман, насколько они подвержены следованию всякого рода заблуждениям и очень легко уподобляются иудеям и христианам в таких их праздниках, как Новый год, День святого Валентина, день рождения, 8 Марта и другие, которые придумали неверующие и которые не являются мусульманскими. Мусульмане сегодня настолько слабы и подвержены влиянию со стороны неверующих, что осуществили то, о чем предсказывал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Вы непременно последуете обычаям тех, кто был до вас пядь за пядью...”, что мы сегодня и видим — мусульмане следуют за иудеями и христианами, уподобляясь им во всех деяниях, а также и в праздниках.

Отдаление от этого, а также неучастие в этом не является проявлением жестокости, озлобленности или ненависти. Просто для нас, мусульман, это не праздники и не основание для радости. Во всем вышесказанном, в этих суждениях и словах я смело ссылаюсь на высказывание имама Ибн Кайима аль-Джаузийа, из современных ученых — на Мухаммада ибн Салих аль-Мунаджида и на высший совет ученых Саудовской Аравии. Это мнение шейхуль-Ислама ибн Таймии и других ученых».

Продолжение темы находим сообществе «Ислам в России» (community.livejournal.com/ru_islam), где пользователь muslim_ru (muslim-ru.livejournal.com) рассуждает о праздновании Рождества, опираясь на труд ас-Суюти «Веление следовать сунне и запрет на совершение нововведений»: «То, что некоторые мусульмане отмечают праздники зимой, считая, что празднуют день рождение Исы, мир ему, а также все то, что совершается в эти ночи, является порицаемым. Это относится, например, к разжиганию огней, приготовлению пищи, покупке свечей и тому подобным приготовлениям. Празднование этих дней является частью религии христиан, а в исламе этому нет никаких оснований. Этот день не упоминался у прежних поколений мусульман, и взят он у христиан. Уподобление неверным запрещено, даже если не преследовать тех же целей, что и они. Доказательством этого является приведенное от ибн Умара: “Кто уподобился народу, то он из них” (привели Абу Дауд и другие). Самое меньшее, на что может указывать этот хадис, это запретность уподобления неверующим».

Ему возражает пользователь s0tnik (s0tnik.livejournal.com): «Ошибка, почти повсеместно встречающая у мусульман, к сожалению: приведение всяких там светских праздников к христианской традиции. Празднование новолетия
1 января не является христианской традицией, тем более русской. По христианскому календарю новолетие наступает 1 сентября, по новому стилю — 14 сентября. Вопрос важный, т. к. получается, что разврат и пьянство в России и Европе связаны с христианством. Это то же самое, что сказать, что употребление гашиша — мусульманская традиция».

К дискуссии присоединился runawaywhy (runawaywhy.livejournal.com), который предлагает свое видение проблемы праздника — эмоционально-прикладное, не подкрепленное богословскими изысканиями: «Не знаю, какой мощью и силой обладает образ Деда Мороза и Снегурочки, а также новогодней елки, но все свое детство, не зная ничего о существовании религий (за исключением посещения православного храма вместе с бабушкой), с нетерпением ждал этот праздник, и отнюдь не из за водки или событий в Божественной истории, а просто потому, что ждал чуда. И мои предки за 300 лет привыкли ждать чуда в этот день. Но годы шли, появилась и водка, и телевизионные вечера, и фильм “С легким паром!..”, потом я, бывший пионер, узнал, что есть религии и что они разные. Потом до меня дошло, что самая пьяная неделя в России приходится на Рождественский пост. Cейчас пластиковая елка, как мне кажется, уже не так внушительна, а Деда Мороза и, что особенно ужасно, Снегурочку (эту добрую девочку) пытаются выставить как мелких божков торговли. В общем, эта дата себя изжила. Так что если все мусульмане и просто все люди встретят 1 января как-то иначе, чем с водкой и телеком, я буду только рад».

Прощаясь с этой темой, хочется процитировать фетву о поздравлении немусульман с их праздниками Европейского совета по фетвам и исследованиям — не в качестве истины в последней инстанции, но в качестве еще одного мнения: «С одной стороны, мусульманин не должен истово отмечать праздники других религий, игнорируя мусульманские праздники. С другой стороны, нас окружают соседи, коллеги, друзья, учителя других вероисповеданий, и нет ничего дурного в том, чтобы поздравить их с этими праздниками, ибо это суть проявление доброго отношения и толерантности. Более того, это становится обязанностью в том случае, если немусульмане поздравляют мусульман с праздниками, принятыми в исламе, ибо сказано: “когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или же верните его” (Коран, 4:86).

В исламе есть принцип: жить в мире с теми, кто живет в мире с тобой, вне зависимости от их веры. Если люди, с которыми вы живете, не изгоняют вас из ваших жилищ, не мешают строить мечети, медресе, заниматься богоугодными делами, то для вас не запретно проявлять благость по отношению к ним. Что же касается людей Писания, то Всевышний Аллах ставит их на особенно высокую ступень, разрешая браки с ними.

Мусульмане не должны участвовать в религиозных праздниках немусульман, однако они могут принимать участие в национальных праздниках своих соседей, при этом не нарушая предписаний ислама. Мусульманин ни в коем случае не должен быть менее благожелательным и приятным в общении, чем другие люди, не должен обладать худшими манерами, чем они. “Самые лучшие в своей вере — те, которые обладают самыми лучшими манерами”, — говорил Пророк».

Мечети России

В середине декабря открылся англоязычный ресурс «Мечети России » (russian-mosques.com), в котором планируется собрать информацию по всем мечетям страны с фотографиями. Пока подготовлены разделы для мечетей Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Казани и Махачкалы. На данный момент сайт функционирует, но собственно информация о мечетях и фотографии пока практически отсутствует. Участие в проекте могут принять все желающие. Поделиться информацией о мечетях в российских городах, оставить сообщение можно на страничке Inform about mosque/Сообщить о мечети. Проект некоммерческий и ставит целью лишь предоставить мусульманам всего мира информацию о наших мечетях.

Хадж и печка

В заключение сегодняшнего обзора — все-таки о хадже, и непременно позитивно.

В своем «живом журнале» dcciv (dcciv.livejournal.com) рассказывает о случайной встрече с хаджием: «Сегодня чинил машину, на станции разговорился с товарищем по несчастью. Он в возрасте, за 60. Сам из Чечни, возвращается из хаджа. Туда-сюда 9 тысяч верст, не считая водного пути на пароме. Турция–Сирия–Иордания–Аравия. Остановился в Сочи чинить печку — за горами мороз.

Выглядит не фешенебельно. Взял для поездки у соседа старую “ГАЗель”. Тот для святого дела дал. Вот не надо говорить, что жить масштабно и интересно нам мешают стесненные жизненные обстоятельства. Мы просто не хотим. Недостаточно хотим.

Ма ассаляма, почтенный хаджи! Счастливо тебе доехать!»

Обзор подготовила
Алия МУХАРИРОВА




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.