Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №117-118 – Этноконфессиональная ситуация в Башкортостане
11.06.2011

Тенденция роста числа мусульман в Башкортостане в будущем может привести к полному исчезновению башкиро-татарских противоречий в республике. А большая часть мусульманской молодежи Башкортостана ушла в неофициальные джамааты из-за трений между ДУМ РБ и ЦДУМ, считает старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований Академии наук Республики Башкортостан Азат Бердин, с которым встретился корреспондент нашего портала.

— Расскажите, пожалуйста, о современной этнической и конфессиональной ситуации в РБ.

— Этнополитическая ситуация в республике на современном этапе характеризуется возрождением ислама, возрастанием его роли в общественной жизни жителей Башкортостана. Однако это возрождение имеет ряд определенных черт, в числе которых в первую очередь следует отметить наложение этнических противоречий между татарами и башкирами, которые возникли еще в к. XIX — н. XX вв. В силу этих национальных стереотипов в 1990‑е годы возрождение ислама среди башкир наталкивалось на опасение засилья татарского духовенства в республике. Начиная с 2000‑х гг. этот момент полностью преодолен: в настоящее время в умме Башкортостана этническая принадлежность человека практически не играет большой роли. В большей степени мусульмане республики перестали думать о национальности, как это было до н. XXI в., людей больше стали волновать вопросы вероучения ислама. Можно сказать, что ислам стал причиной упадка межнациональных трений в республике. Это стало результатом достаточно быстрого увеличения числа мусульман среди башкир: ислам стал играть важную роль в башкирской жизни. Тенденция роста числа мусульман в Башкортостане в будущем может привести к полному исчезновению башкиро-татарских противоречий в республике. Однако вместо них придут конфликты иного плана (внутриконфессиональные, экономические, мировоззренческие и др.), Конечно, этническая принадлежность татар, башкир и русских при этом сохранится.

На распространение ислама в республике повлияла и Русская православная церковь, которая заняла, считаю, ошибочную для нее позицию, претендующую на главную роль в государстве. А рейтинг доверия государству среди населения как республики, так и страны не велик. Таким образом, РПЦ, вставая на одну дорогу с политикой государства, невольно заставляет встать ислам на сторону «угнетенного народа».

— Есть мнение, что в республике проводилась политика поддержки и развития преимущественно башкирской нации, что Вы можете сказать по этому поводу?

— Я так не считаю. Например, если взять русских Башкортостана, то мнение о какой-то приниженности русской нации в республике, об ущемлении ее прав и т. п., которое стало расхожим штампом для многих общественников, весьма ошибочно. Если посмотреть на правящие кланы республики, то мы увидим, что они интернациональны. Приближенным М. Г. Рахимова, а потом его главным конкурентом на выборах был С. Веремеенко, остались его ближайшим окружением — тогдашний министр МВД Рафаил Диваев (татарин известной мишарской фамилии); Курапов, Копсов, главный советник Сергей Лаврентьев — русские, и многие др. Татары и вовсе хорошо представлены и в элите, и во власти, и, тем более, в бизнесе. Жена у М. Г. Рахимова — татарка, сам он человек очень советского менталитета. Кому из первых пришлось уйти после политического поражения премьера Раиля Сарбаева? Вполне русскому Клинских и т. д. Про нынешнего главу РБ, Р. З. Хамитова, и говорить нечего — о каком национализме при нем может идти речь? Поддержка башкирской нации — такая цель справедливо прописана в Конституции РБ, но это лишь одна из многих целей, и на практике я не вижу никакой этнократии, даже в 1990‑е гг., во времена «суверенитета», не говоря уже про нынешний период. Конфликтность в действительности совсем в иных сферах и с иными причинами.

— Что вы можете сказать о роли и месте двух муфтиятов: ДУМ РБ И ЦДУМ в этноконфессиональном пространстве республики?

— Говоря об этноконфессиональной ситуации в Башкортостане, необходимо учесть роль ДУМ РБ, хотя и не осознанную вполне самими сотрудниками Духовного управления, в сохранении стабильной конфессиональной ситуации в республике. После развала СССР многие башкиры присутствие ЦДУМ России на территории республики, где председателем является татарин Талгат Таджуддин, могли воспринять как претензию на преемственность ислама только татарской нацией. Причем, надо прямо сказать, нелепые высказывания некоторых националистически настроенных татарских мулл этому способствовали. Появление же и функционирование ДУМ РБ, где председателем стал башкир Нурмухаммад Нигматуллин, не позволило распространиться этому мнению. Это облегчило как татарам, так и башкирам возможность активно принимать ислам, что в свою очередь сгладило стереотипные противоречия между представителями этих общин.

Рассматривая роль Духовных управлений республики в жизни башкирского общества, можно отметить противоречия между официальными организациями мусульманской уммы Башкортостана — ЦДУМ России и ДУМ РБ. Здесь необходимо опровергнуть ошибочное мнение многих людей, которые считают, что разделение по национальной оси в республике проходило, или проходит между этими двумя структурами — это не совсем так, поскольку и в ДУМ РБ работают много татар, и в составе ЦДУМ имеются башкиры. В действительности конфликт носил характер борьбы за сферы влияния в практически одной и той же среде. И, как результат этих противоречий, большая часть мусульманской молодежи Башкортостана стали участниками неофициальных джамаатов, которые ориентируются не на ЦДУМ России, и не на ДУМ РБ. Как правило, эти неофициальные джамааты не являются суфийскими движениями, как часто их любят называть невежественные наблюдатели, а чаще всего к ним относят тех, кого называют «салафиты» и другие самостоятельные молодежные исламские группы, недовольные политикой официальных централизованных Духовных управлений. Главными участниками так называемых неофициальных джамаатов является молодое поколение башкир.

Этноконфессиональный процесс среди современной молодежи Башкортостана накладывается на слабую экспертную компетентность правоохранительных органов и государственных органов республики, призванных заниматься этими вопросами. Иногда эти рупоры власти озвучивают совершенно недопустимые заявления, когда немусульмане, причем люди, совершенно невежественные в исламе, пресерьезно делят мусульман на «истинных» и «неистинных», мусульман обвиняют в терроризме, экстремизме, радикализме и т. д. Такими действиями они только героизируют тех, с кем они взялись бороться.

Между тем необходимо отметить, что мусульманская умма Башкортостана направлена на сотрудничество. Конфронтация же «молодых» с ЦДУМ России и ДУМ РБ — явление преходящее, если подойти к делу конструктивно: в мировоззренческом противостоянии люди друг друга сразу не переубедят, а сотрудничество во благо уммы необходимо. А силовые и иные государственные структуры, вместо того, чтобы поддержать это сотрудничество, внести свой вклад в укрепление отношений мусульманской уммы, добиваются обратного эффекта — необоснованные задержания, постоянный прессинг мусульман. Молодые мусульмане Башкортостана постоянно ощущают все это на себе, однако они не «ноют» на сайтах, как это делают некоторые другие общественники.

— Вы отметили, что представители государственной власти не справляются со своей задачей по урегулированию этноконфессиональной проблемы в республике. Как вы считаете, что является причиной такого положения?

— Причиной некомпетентности государственных структур, которые должны заниматься этноконфессиональными вопросами, является, во‑первых, слабая экспертная база. Очень многие вещи, в том числе радикализация определенной части мусульман, для власти Башкортостана оказались неожиданными, и власть на такие случаи реагирует «истерически». Как это произошло, например, в г. Октябрьский, когда «банду» из четырех человек с монтировками и обрезами превратили в ужасных «местных исламских террористов» во главе с каким-то башкирским эмиром, который на самом деле оказался ингушом — про него в республике вообще никто не знал, а СМИ назвали его «башкирским эмиром». И сейчас, когда это дело правоохранительные органы разобрали, действие этих «террористов» квалифицировали как «разбой» — и никакого упоминания об экстремизме.

Помимо слабой экспертной базы государственных структур Башкортостана, есть проблема отсутствия концепции в целом. Власть не знает как надо вести себя с исламом, у государства нет концепции, которая бы регулировала государственно-конфессиональные отношения. Однако выход из этой ситуации имеется, для этого и государству, и представителям ислама необходимо работать вне стереотипов вражды, формируя атмосферу конструктивного диалога и соревнования в добрых делах.

Ринат Сагитов,
представитель ИД «Медина» в Башкортостане



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.