Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №117-118 – От диалога к партнерству
11.06.2011

Начиная с 2001 года, который был объявлен ООН Годом диалога цивилизаций, этой теме были посвящены сотни конференций, семинаров и научных работ в самых разных странах мира. Однако раскол по цивилизационному разлому до сих пор не удалось преодолеть. Возможно, это говорит о том, что концепция диалога зашла в тупик. О том, что может стать альтернативой диалогу, мы сегодня беседуем с доктором Сухейлем Фарахом, профессором Ливанского университета, который занимается вопросом диалога цивилизаций уже не один десяток лет.

— Доктор Фарах, прежде всего разрешите поздравить вас с юбилеем и примите искренние пожелания здоровья и успехов в вашей деятельности! У вас есть российское гражданство, вас многое связывает с Россией по долгу вашей деятельности. Расскажите, какова цель вашего нынешнего визита?

 

Я выступил с докладом под названием «От диалога к партнерству цивилизаций: принципы, препятствия и перспективы». Этот доклад я представляю в ЮНЕСКО 14 сентября этого года на V Цивилизационном форуме «Стратегия диалога и партнерства цивилизаций в сферах науки, образования и культуры», на повестке дня которого помимо прочих вопросов — обсуждение проекта Всеобщей декларации ЮНЕСКО о стратегии диалога и партнерства цивилизаций в сферах науки, образования и культуры. Подготовкой этого проекта занимается международный коллектив ученых. Россию в нем представляют академик Юрий Владимирович Яковец, академик Юрий Сергеевич Осипов и Борис Николаевич Кузык. Самого себя я тоже отношу к российской команде.

В Санкт-Петербурге у меня также были научные и деловые встречи с деканом, профессорами и студентами социологического факультета СПбГУ..

 

— Вы занимаетесь продвижением идеи диалога цивилизаций на протяжении многих лет. Какие аспекты этой проблемы на сегодняшний день вы назвали бы самыми актуальными?

— Сегодня уже не приходится доказывать необходимость диалога между разными цивилизациями, религиями и культурами. Понимание того, что мир, в котором мы живем, разнообразен, есть. И нам пора переходить от сферы диалога к сфере сотрудничества, или, точнее, партнерства, на всех уровнях — экономическом, политическом, культурном и т. д. Поэтому насущной проблемой сейчас является отсутствие институтов диалога, что готовили бы постоянные кадры, которые в свою очередь могли бы развивать это течение. Иначе внимание к проблеме сводится к проведению тематических семинаров и конференций. Нам нужны кадры, которые будут воспитаны в духе диалога, о котором мы говорим.

 

Важность этого проекта сложно переоценить. Я и мои коллеги возлагаем на него большие надежды в плане достижения наших целей. Особенность этого проекта заключается в том, что он подходит для представителей самых разных специальностей, не только гуманитарных: как преподают философию, так можно преподавать и цивилизационные знания.

— Одним из факторов, определяющих формирование цивилизации, является религия. Какую роль, на ваш взгляд, религии могут играть в диалоге цивилизаций?

— Роль религии в этом процессе может быть очень велика, поэтому крайне важно, чтобы был реализован ее созидательный потенциал, ведь у религиозных институтов есть и разрушительная сила.

Конфессиональным составляющим диалога цивилизаций посвящена монография «Диалог и партнерство цивилизаций: межконфессиональное и кросскультурное измерения» из серии «Диалог цивилизаций», составителем и автором предисловия которой я являюсь. В этой книге люди разных вероисповеданий открыто говорят о том, как они относятся к себе, своей религии, культуре и к иноверцам, их культуре, их ценностям. Идея была такая: дать православному возможность узнать мнение мусульманина по этим вопросам от самого мусульманина и так далее.

Мы должны насаждать культуру открытости к диалогу, потому иногда мы становимся свидетелями религиозного эксклюзивизма. Некоторые люди ощущают себя искренне верующими, но при этом исповедуют неприятие другого, пребывают в убежденности до заблуждения, что истина открыта только им, что способ спасения ведом только им.

Для налаживания диалога важно, чтобы в том числе на уровне религии его участники были свободны от стереотипов о себе и о других. Посмотрите, исторические памятники часто становятся объектом притязаний и конфликтов. Когда человек становится рабом своего негативного исторического памятника, это мешает ему вести искренний диалог. Настоящий диалог возможен, только если участники приступают к нему с чистым сердцем, пониманием того, что у каждого есть свои сильные и слабые стороны, с убежденностью в том, что общечеловеческие ценности стоят превыше всего.

— При таком подходе получается, что двигателем идей религиозной толерантности должны быть религиозные институты. Каким образом они могут встроиться в международный процесс?

— Они уже участвуют в этом процессе. Например, в прошлом году в Астане при поддержке президента Назарбаева прошел очередной Всемирный форум духовной культуры, который собрал вместе представителей самых разных религиозных институтов и ведомств. Их объединяет вместе со всеми, кто искренне нашел или еще только ищет свой чистейший духовный путь, то, что понятие духовного они понимают как фундамент всех культур, религий, мировоззрений и мировых событий. Ведь дух религии — это дух мира, справедливости, добра — вот то, что отражает волю Бога, или Аллаха, или в понятии Буддизма — Космический разум на земле.

Здесь, скорее, надо говорить о том, что религиозный институт должен постоянно обновлять себя, очищать себя морально, этически, духовно обогащать себя. Но не только в рамках своего узкого пространства, но и за счет других.

Нападки на протестантов, православных, мусульман, евреев и так далее — недопустимы. Сегодня мы переживаем общепланетарный духовный кризис, для преодоления которого нам необходимо обновление общего наследия нравственных ценностей. Нам нужна новая моральная доктрина, новый цивилизационый дискурс, новый гуманистический подход к другим людям, иноверцам. А это становится возможным только когда люди лучше узнают, искренне уважают и доверяют и наслаждаются достижениями друг друга. И тут мы возвращаемся к теме диалога и партнерства цивилизаций.

— Над чем вы работаете в настоящее время?

— Если на то будет воля Всевышнего, я надеюсь, что совместно с ДУМНО, ИД «Медина», академиком Колобовым мы продолжим работу над серией «Диалог и партнерство цивилизацй». У нас в планах — осуществить перевод этой серии на арабский язык. Кроме того, из книг этой серии мы хотим подготовить учебники, которые вместе с другими источниками литературы могли бы составить базу для Международного интернет-университета диалога культур и цивилизаций.

Также я работаю над двумя книгами на арабском языке по проблемам российской цивилизации, национальной идентичности и связям России и Арабского Востока.

Еще одно направление деятельности, по линии Ливано-Российского дома — проект о выдающихся мыслителях России. За последние четыре года мы организовали три международных семинара. Первый был посвящен творчеству Федора Достоевского, в рамках этого проекта мы издали книгу на русском и арабском языках «Ф. М. Достоевский. Бог, человек и цивилизация». Второй семинар был посвящен Александру Пушкину, книга с материалами семинара называется «Религиозное и светское в творчестве Александра Пушкина». В этом году мы организовали международный семинар «Цивилизация человека в прогнозах Питирима Сорокина», посвященный соответственно творчеству русско-американского социолога Питирима Сорокина, основателя социологической школы в Америке, работы которого теперь являются светлым ядром современной российской социологической школы. Следующие семинары планируется посвятить Дмитрию Лихачеву, Льву Толстому и др.

Также собираюсь вместе с Ливанским университетом в этом году организовать международный семинар на тему «Образ арабо-исламской культуры в российском востоковедении».

Ведется работа и по другим направлениям. В частности, мы пытаемся работать по линии инициативы Владимира Путина с группой стратегического видения «Россия — Исламский мир». Пока это слабая точка, функционирует неэффективно. Мы надеемся найти новые силы, новые возможности, чтобы развиваться в этом направлении, потому что стратегические отношения между Россией и исламским миром — это очень важно. Но, к сожалению не всегда эти вопросы зависят от научных кругов, сила — в руках политических деятелей, у тех, у кого есть полномочия. Наша сила — мозг и перо. А у них есть другие возможности. Но мы работаем вместе.

Беседовали
Альфия Бекзентеева, Петр Чуприков

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.