Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №117-118 – От диалога к партнерству
11.06.2011

Начиная с 2001 года, который был объявлен ООН Годом диалога цивилизаций, этой теме были посвящены сотни конференций, семинаров и научных работ в самых разных странах мира. Однако раскол по цивилизационному разлому до сих пор не удалось преодолеть. Возможно, это говорит о том, что концепция диалога зашла в тупик. О том, что может стать альтернативой диалогу, мы сегодня беседуем с доктором Сухейлем Фарахом, профессором Ливанского университета, который занимается вопросом диалога цивилизаций уже не один десяток лет.

— Доктор Фарах, прежде всего разрешите поздравить вас с юбилеем и примите искренние пожелания здоровья и успехов в вашей деятельности! У вас есть российское гражданство, вас многое связывает с Россией по долгу вашей деятельности. Расскажите, какова цель вашего нынешнего визита?

 

Я выступил с докладом под названием «От диалога к партнерству цивилизаций: принципы, препятствия и перспективы». Этот доклад я представляю в ЮНЕСКО 14 сентября этого года на V Цивилизационном форуме «Стратегия диалога и партнерства цивилизаций в сферах науки, образования и культуры», на повестке дня которого помимо прочих вопросов — обсуждение проекта Всеобщей декларации ЮНЕСКО о стратегии диалога и партнерства цивилизаций в сферах науки, образования и культуры. Подготовкой этого проекта занимается международный коллектив ученых. Россию в нем представляют академик Юрий Владимирович Яковец, академик Юрий Сергеевич Осипов и Борис Николаевич Кузык. Самого себя я тоже отношу к российской команде.

В Санкт-Петербурге у меня также были научные и деловые встречи с деканом, профессорами и студентами социологического факультета СПбГУ..

 

— Вы занимаетесь продвижением идеи диалога цивилизаций на протяжении многих лет. Какие аспекты этой проблемы на сегодняшний день вы назвали бы самыми актуальными?

— Сегодня уже не приходится доказывать необходимость диалога между разными цивилизациями, религиями и культурами. Понимание того, что мир, в котором мы живем, разнообразен, есть. И нам пора переходить от сферы диалога к сфере сотрудничества, или, точнее, партнерства, на всех уровнях — экономическом, политическом, культурном и т. д. Поэтому насущной проблемой сейчас является отсутствие институтов диалога, что готовили бы постоянные кадры, которые в свою очередь могли бы развивать это течение. Иначе внимание к проблеме сводится к проведению тематических семинаров и конференций. Нам нужны кадры, которые будут воспитаны в духе диалога, о котором мы говорим.

 

Важность этого проекта сложно переоценить. Я и мои коллеги возлагаем на него большие надежды в плане достижения наших целей. Особенность этого проекта заключается в том, что он подходит для представителей самых разных специальностей, не только гуманитарных: как преподают философию, так можно преподавать и цивилизационные знания.

— Одним из факторов, определяющих формирование цивилизации, является религия. Какую роль, на ваш взгляд, религии могут играть в диалоге цивилизаций?

— Роль религии в этом процессе может быть очень велика, поэтому крайне важно, чтобы был реализован ее созидательный потенциал, ведь у религиозных институтов есть и разрушительная сила.

Конфессиональным составляющим диалога цивилизаций посвящена монография «Диалог и партнерство цивилизаций: межконфессиональное и кросскультурное измерения» из серии «Диалог цивилизаций», составителем и автором предисловия которой я являюсь. В этой книге люди разных вероисповеданий открыто говорят о том, как они относятся к себе, своей религии, культуре и к иноверцам, их культуре, их ценностям. Идея была такая: дать православному возможность узнать мнение мусульманина по этим вопросам от самого мусульманина и так далее.

Мы должны насаждать культуру открытости к диалогу, потому иногда мы становимся свидетелями религиозного эксклюзивизма. Некоторые люди ощущают себя искренне верующими, но при этом исповедуют неприятие другого, пребывают в убежденности до заблуждения, что истина открыта только им, что способ спасения ведом только им.

Для налаживания диалога важно, чтобы в том числе на уровне религии его участники были свободны от стереотипов о себе и о других. Посмотрите, исторические памятники часто становятся объектом притязаний и конфликтов. Когда человек становится рабом своего негативного исторического памятника, это мешает ему вести искренний диалог. Настоящий диалог возможен, только если участники приступают к нему с чистым сердцем, пониманием того, что у каждого есть свои сильные и слабые стороны, с убежденностью в том, что общечеловеческие ценности стоят превыше всего.

— При таком подходе получается, что двигателем идей религиозной толерантности должны быть религиозные институты. Каким образом они могут встроиться в международный процесс?

— Они уже участвуют в этом процессе. Например, в прошлом году в Астане при поддержке президента Назарбаева прошел очередной Всемирный форум духовной культуры, который собрал вместе представителей самых разных религиозных институтов и ведомств. Их объединяет вместе со всеми, кто искренне нашел или еще только ищет свой чистейший духовный путь, то, что понятие духовного они понимают как фундамент всех культур, религий, мировоззрений и мировых событий. Ведь дух религии — это дух мира, справедливости, добра — вот то, что отражает волю Бога, или Аллаха, или в понятии Буддизма — Космический разум на земле.

Здесь, скорее, надо говорить о том, что религиозный институт должен постоянно обновлять себя, очищать себя морально, этически, духовно обогащать себя. Но не только в рамках своего узкого пространства, но и за счет других.

Нападки на протестантов, православных, мусульман, евреев и так далее — недопустимы. Сегодня мы переживаем общепланетарный духовный кризис, для преодоления которого нам необходимо обновление общего наследия нравственных ценностей. Нам нужна новая моральная доктрина, новый цивилизационый дискурс, новый гуманистический подход к другим людям, иноверцам. А это становится возможным только когда люди лучше узнают, искренне уважают и доверяют и наслаждаются достижениями друг друга. И тут мы возвращаемся к теме диалога и партнерства цивилизаций.

— Над чем вы работаете в настоящее время?

— Если на то будет воля Всевышнего, я надеюсь, что совместно с ДУМНО, ИД «Медина», академиком Колобовым мы продолжим работу над серией «Диалог и партнерство цивилизацй». У нас в планах — осуществить перевод этой серии на арабский язык. Кроме того, из книг этой серии мы хотим подготовить учебники, которые вместе с другими источниками литературы могли бы составить базу для Международного интернет-университета диалога культур и цивилизаций.

Также я работаю над двумя книгами на арабском языке по проблемам российской цивилизации, национальной идентичности и связям России и Арабского Востока.

Еще одно направление деятельности, по линии Ливано-Российского дома — проект о выдающихся мыслителях России. За последние четыре года мы организовали три международных семинара. Первый был посвящен творчеству Федора Достоевского, в рамках этого проекта мы издали книгу на русском и арабском языках «Ф. М. Достоевский. Бог, человек и цивилизация». Второй семинар был посвящен Александру Пушкину, книга с материалами семинара называется «Религиозное и светское в творчестве Александра Пушкина». В этом году мы организовали международный семинар «Цивилизация человека в прогнозах Питирима Сорокина», посвященный соответственно творчеству русско-американского социолога Питирима Сорокина, основателя социологической школы в Америке, работы которого теперь являются светлым ядром современной российской социологической школы. Следующие семинары планируется посвятить Дмитрию Лихачеву, Льву Толстому и др.

Также собираюсь вместе с Ливанским университетом в этом году организовать международный семинар на тему «Образ арабо-исламской культуры в российском востоковедении».

Ведется работа и по другим направлениям. В частности, мы пытаемся работать по линии инициативы Владимира Путина с группой стратегического видения «Россия — Исламский мир». Пока это слабая точка, функционирует неэффективно. Мы надеемся найти новые силы, новые возможности, чтобы развиваться в этом направлении, потому что стратегические отношения между Россией и исламским миром — это очень важно. Но, к сожалению не всегда эти вопросы зависят от научных кругов, сила — в руках политических деятелей, у тех, у кого есть полномочия. Наша сила — мозг и перо. А у них есть другие возможности. Но мы работаем вместе.

Беседовали
Альфия Бекзентеева, Петр Чуприков

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.