Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №117-118 – Сто лет законопроекту об обязательном начальном образовании: «Всякая политика не должна быть допущена в школе»
11.06.2011

В настоящее время в России проводится реформа образования, радикально меняющая его принципы, многие из которых сложились еще в позапрошлом веке. Важными моментами здесь становятся централизация образования, сокращение роли нерусских языков, уменьшение числа школ, особенно в сельской местности. Впервые выстроить модель обязательного образования в России пытались после российской революции 1905–1907 гг., во многом с целью недопущения новой революции. Какова же была позиция российских мусульман в отношении всеобщей школы 100 лет назад?

 


Карикатура в журнале «Молла Насреддин», 1909 г. Подпись: «Директор: Всё, что хотите, можете проходить, только не науки».

В 1910 году правительство П. А. Столыпина в рамках реформ по модернизации России внесло в Государственную Думу законопроект об обязательном начальном образовании в рамках 4‑летней школы. Основной проблемой стал вопрос о языке преподавания для нерусских народов в начальной школе. Мусульманская фракция действовала в соответствии с резолюцией III Всероссийского съезда 1906 года, предусматривавшей введение литературного языка «тюрки» (лугат) как языка обучения в средней школе при возможности обучения на местных наречиях (лахджа) в начальной школе. Русский язык должен был являться лишь одним из предметов. Правительство вначале требовало обучения в правительственной школе на русском языке, давая определенный переходный период для овладения им. При этом «тюрки» не признавался вообще. В частной школе из всех языков мусульманских народов в качестве языка преподавания допускался татарский и только для татар. Следует отметить, что даже букварь Хади Максуди «Мугаллим аввал» («Первый учитель») фактически соответствовал грамматике «тюрки» и отличался от него только частью словарного состава. Этот букварь был выпущен более чем миллионным тиражом и получил широкое распространение среди российских мусульман, кроме Закавказья и Крыма.

 

Садри Максуди (младший брат Ахмада-Хади) в связи с обсуждением законопроекта о начальных училищах заявил 23 октября 1910 года, что «школа, если она соответствует своему назначению, должна способствовать сохранению той связи, которая существует между ребенком, его родителями и всей цепью его прародителей». Гайса Еникеев указывал, что в основу образования «должна быть положена система, основанная на принципах науки. Школа должна ставить своей целью умственное и нравственное развитие мусульманского населения и поднятие его экономического благосостояния». При этом «полная свобода преподавания и изучения чего и как угодно в рамках закона — вот что должно быть положено в основу народного образования». Гайса Еникеев делает пророческий для России прогноз: «Мировая история нас учит, что централизованная школьная система, делая школу орудием государства, ставит образование в связи с возникновением или возвышением той или иной политической партии, задерживает рост социальных и экономических сил народа и, главное, не имеет под собою твердой почвы, не будучи в соответствии с местными условиями и потребностями населения». Кажется, что эти слова сказаны сегодня, настолько точно Г. Еникеев дал предсказание, объясняющее провал советской модернизации и распад советской системы.

Далее Г. Еникеев выдвигает следующий тезис: «Родной язык в начальной школе есть первое условие и в то же время это есть самый верный залог ее успеха… все гении педагогического мира одинаково признавали эту истину. Амос Каменский, Песталоцци, Пирогов, Соловьев, Ушинский и многие другие педагоги утверждали, что начальное образование должно быть обязательно на родном языке». При этом «школа должна находиться в руках общества, в заведовании местных органов самоуправления».

Мусульманское общество России поддерживало эти позиции. Докладчик комиссии по народному образованию фон Анреп говорил в думском заседании 5 ноября 1910 года: «В течение последних 10 дней мною получено 85 телеграмм… от целых обществ, от групп в 3 тысячи — 2 тысячи — 900 человек на разных собраниях. Все эти телеграммы идентичны; они просят, все умоляют одного только — дайте нам возможность изучать наш родной язык и получать необходимые сведения в течение 4 лет на нашем родном языке. Других требований нет». С. Максуди в ответ заявил: «Так, кто же из нас государственнее в данном случае: г. фон Анреп, который предлагает нам создать свою школу независимо от русской, чтобы ничего русского в ней не было, или те люди, которые говорят, что мы рядом со своей школой хотим создать государственную школу с преподаванием национального языка и таким образом приобщить нашу народность к русской государственности».

Умудренный опытом революции 1905–1907 гг., С. Максуди стремился объяснить необходимость учета и интересов российских граждан: «Ведь существует же целая теория государства, которая говорит, что государство имеет в своем основании социальный контракт, договор; и если существует целая теория, которая полагает в основу управления молчаливый договор, то почему же государству нельзя по отношении к инородцам (здесь — нерусским народам России. — А. Х.), держаться той же самой теории и сказать: мы вам даем то-то и то-то. По-моему, это самое мудрое государственное решение».

Петиционная кампания 1910 года продемонстрировала способность мусульман России к массовой организации и проиллюстрировала мобилизационный потенциал тюркского общества и степень его подконтрольности национальной политической элите. Ответ правительства не заставил себя долго ждать. Его наиболее известным эпизодом является разгром медресе Буби и арест ряда его педагогов. В январе 1911 года обыски и аресты прошли в основных национальных центрах: в редакциях газет, благотворительных обществах, медресе и мектебе. Десятки мектебе были закрыты полицией, а их учителя изгнаны. Теория общественного договора не воспринималась администрацией царской России.

С. Максуди затем сконцентрировался на защите образования на родном языке в частных школах, не имеющих юридического статуса. Выступая 13 марта 1912 года, он так охарактеризовал отношения между Министерством внутренних дел и системой мусульманских школ: «У всех народов есть дорогие вещи для этого народа, есть святыни. Обыкновенно разумное правительство этих святынь народа не касается, никогда их не трогает… Это существование языка данного народа, это существование родной словесности, родной школы и т. д. и т. д. Эти вещи — самые священные для каждого народа. И вот за последнее время правительство наше как раз совершает посягательство на дорогие для нас вещи: преследуются наши школы, преследуется наша литература, родная словесность, преследуется родной язык…» С. Максуди приводит следующие данные: «В течение года обыскали 150 мусульман, закрыли более 70 учебных заведений и просветительных учреждений, закрыли или оштрафовали самые выдающиеся наши газеты и журналы».

В связи с принятием закона о всеобщем начальном образовании 16 декабря 1911 года Уфимское губернское земское собрание обсудило и приняло доклад губернской управы по вопросам просвещения. Оно призывало дифференцированно подходить к различным группам населения, отличая христианские нерусские народы от мусульман, сохраняющих традиции арабской и персидской литературы и имеющих собственную литературу, десятки газет и 25 книгоиздательств. В докладе губернской управы отмечалось, что «самопроизвольно возникла своя мусульманская школа и народ создал орудие для накопления богатств своего национального духа… Только за последнее десятилетие в татарских школах появилось стремление ввести курс татарского языка, арифметики, географии, геологии, физики». В докладе предусматривалось обучение в начальной школе на родном языке, открытие мужской и женской мусульманских учительских школ в Уфе и проведение педагогических курсов. Предусматривалось создать при земстве постоянную комиссию по выработке учебников на татарском языке и ввести книги на татарском языке в ученические библиотеки. Впервые рекомендовалось ввести представителя татар в отдел народного образования земства, и эта мера будет осуществлена в 1915 году. Земство пришло к мнению, что всеобщая начальная школа может существовать только при содействии самих мусульман.

В итоге правительство само пошло на компромисс. По «Правилам о народных училищах для инородцев», утвержденным Министерством народного просвещения в 1913 году, занятия по русскому языку должны были занимать до 30% времени. При наличии собственных учебников и преподавателей нерусские народы могли достаточно свободно использовать остальное время. Но общее недоверие между администрацией и обществом, стремление каждой из сторон навязать свои правила игры остались. Недовольство высказывали не только представители нерусских народов, но и русская интеллектуальная элита. В 1911 году в знак протеста против ущемления академической автономии подали в отставку более 100 преподавателей Московского университета. Частичные реформы самодержавия, проводимые без широкого диалога с обществом, не принесли ожидаемой стабильности в России. В сентябре 1911 года был убит П. А. Столыпин. В 1915 году общество и власть окончательно утеряли стремление к компромиссу. Вместо 20 лет мирного развития России, к которым стремились вменяемые представители администрации и общества, мы получили две революции 1917 года.

Айдар Хабутдинов,
доктор исторических наук

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.