Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №117-118 – Мозаика
11.06.2011

 Коллекция цитат

Пока ты несчастлив, добра тебе желают все. Но вознеси
тебя судьба — и твой доброжелатель — лишь ты сам.

Абай

Даты и  события июня

15 — 105 лет со дня рождения Сагди Табибуллаева (1906–2000), народного артиста Узбекистана.

17 — 65 лет со дня рождения Жавлона Умарбекова (1946), живописца, академика Академии художеств Узбекистана, народного художника Узбекистана, заслуженного деятеля искусств Узбекистана.

19 — 70 лет назад в мавзолее Гур-Эмир в Самарканде (Узбекистан) при раскопках под руководством М.М. Герасимова была вскрыта гробница Тамерлана (1941).

20 — Всемирный день беженцев. Учрежден Генеральной Ассамблеей ООН 4 декабря 2000 г.

21 — 115 лет Государственному музею истории культуры и искусства Республики Узбекистан в Самарканде.

22 — День памяти и скорби.

23 — 90 лет Бухарской областной универсальной научной библиотеке им. Абу Али Инб Сины (Авиценны).

26 — 80 лет со дня рождения Азата Абдуллина (род. в 1931), писателя, драматурга.

Веселая мудрость

В рассказах о Насреддине много историй о его семье. Не отчаиваться перед трудностями, умение постоять за себя — черта, присущая и родственникам Насреддина.

О свадьбе сына

Однажды жена говорит Насреддину:

— Сын наш вырос, я хочу женить его.

— Сейчас у нас нет денег, — стал отнекиваться Насреддин, но жена настаивала:

— Продай осла, а на вырученные деньги сыграем свадьбу.

Потом они заговорили о других своих делах, но сын, который, как они полагали, спал, на самом деле из-под одеяла все слышал и спросил:

— Отец, а почему вы перестали говорить об осле?

Невежество по наследству

Спросили раз Насреддина о чем-то, и он ответил:

— Не знаю. Помнится, что покойный отец говорил мне, что во времена его отца этот вопрос был разрешен, но, когда деда спросили об этом, он тоже не знал.

Племянник Насреддина

Когда Насреддин обучал детей, отец одного мальчика прислал ему поднос с халвой. Насреддин решил уберечь халву от учеников, положил ее на полку и сказал:

— Не притрагивайтесь. Это прислал мой смертельный враг, чтобы отравить меня.

Вскоре Насреддин вышел из мактаба, и его племянник, который был старостой, собрал всех учеников и сказал:

— Молла наврал нам, чтобы мы не съели халву. Халва — это очень вкусная вещь и вовсе не отрава.

— Но ведь он накажет нас, — сказали ученики.

— Не бойтесь, — успокоил их племянник Насреддина, — я все возьму на себя.

Тогда они взяли с полки всю халву и съели, племяннику же дали двойную долю за то, что он взялся отвечать перед Насреддином. А племянник к тому же сломал перочинный ножик Насреддина.

Когда вернулся Насреддин, он первым делом спросил:

— Кто из вас сломал мой перочинный ножик?

Вперед вышел племянник и говорит:

— Я хотел очинить калам, но перочинный ножик сломался. От страха я решил покончить с собой и не смог придумать ничего лучшего, как съесть отравленную халву, чтобы избежать наказания. Но мне не везет, и я до сих пор еще жив.

Насреддин смекнул, что его обвели вокруг пальца, и сказал:

— Воистину ты сын моего брата! Ступай и садись. Смотри же, впредь извлекай пользу только из моего имущества и своего ума, но не огорчай добрых людей.

Без родных

Жена Насреддина заболела и слегла. Насреддин каждый вечер садился у ее изголовья и принимался плакать. Однажды сосед стал утешать его и сказал:

— Молла, не горюй так сильно, жене твоей уже легче. Не пройдет и нескольких дней, как она совсем поправится и встанет. Какой толк в твоих причитаниях?

— У моей несчастной жены нет на свете никого из родных, — ответил Насреддин. — Когда она выздоровеет, то станет ворчать: «Даже поплакать обо мне было некому». Вот я и решил загодя предупредить ее укоры.

Диалог цивилизаций

В этом году исполняется 140 лет со дня рождения путешественника, писателя, военного ученого-востоковеда Бориса Леонидовича Тагеева (1841–1938). Впервые Борис Тагеев побывал в Средней Азии, когда ему было пятнадцать лет. Его отец получил назначение в Туркестанский край, в город Новый Маргелан. Родители определили сына в Ташкентскую классическую гимназию. Первые путевые впечатления о поездке легли позднее в сборник для юношества «По Азии».

В одной из своих статей Рустам-бек, так подписывал свои произведения Тагеев, описал Худояр-хана, властителя Коканда.

Грозный владыка Коканда

В 1875 году Худояр-хан представлял собою плотного, среднего роста мужчину лет сорока, с пышущим здоровьем лицом, обрамленным небольшою черною бородкою. Как по одежде, состоявшей из шелкового халата и белой чалмы, так и по наружности хана было довольно трудно отличить от прочих лиц, находившихся в покое, но зато его повелительный тон и жесты сразу обнаруживали в нем грозного правителя Коканда.

Он не признавал препятствий, для него не существовало невозможного, раз он что-либо решил в своем уме, говорил мне старик М‑р, рассказывая о Худояре, <…> он, кажется, ничего и никого не боялся, кроме черта, и я чуть не поплатился благодаря этому своею жизнью.

Это случилось, когда хан принял меня к себе в качестве придворного фотографа.

Первый раз, когда я явился к хану Худояру, он встретил меня очень милостиво… Рассказав хану, что я могу снимать портреты и объяснив ему назначение аппарата, я предложил ему сняться.

Хан внимательно слушал меня, очень одобрительно кивал головою, осматривал камеру, объектив и наконец изъявил свое полное согласие, особенно когда узнал, что все государи всего мира снимаются и раздают свои портреты подданным и что те из них, которые живут далеко от столицы и потому не могут видеть своего покровителя, имеют его портрет всегда перед глазами, как бы напоминая о величии и могуществе своего государя.

Подобное объяснение значения фотографического аппарата произвело впечатление на честолюбивого хана, и он согласился.

На большой террасе место для снимания оказалось вполне подходящим; я установил аппарат и предложил хану сесть против объектива на приготовленное для него место.

Вообразите мое изумление, когда он ни за что не хотел садиться на ковер и просил меня снять его таким образом, чтобы не наводить на него «пушки», как он называл объектив.

Однако в тот же день я был приглашен к ляшкар-баши, то есть к командующему ханскими войсками, который изложил мне волю хана.

— Послушай, фирак, мой повелитель приказывает тебе сделать со мною то, что ты хотел вчера проделать над ним. Смотри же, если выйдет из твоего дела что-либо скверное для меня — хан жестоко отомстит тебе, если ты вероломно причинишь мне смерть или болезнь.

Несколько раз он морщился, то щурил глаза и, наконец, видимо покорившись своей участи, остался недвижим. Я снял крышку. Ужас, испуг и готовность к смерти выразились на лице несчастного мученика, пот выступил на его лбу, и он замер. Я  закрыл крышкой объектив и объявил, что все кончено <…>. Торжественно представил я пред ханские очи мою работу в надежде на полный успех, но каково же было мое изумление, когда хан даже в руки не взял ее, бегло взглянув издали и не то испуг, не то гнев, выразил его взгляд <…>. Все было против меня, и ареопаг вынес мне смертный приговор, а хан не замедлил его утвердить. Я был приговорен к  посажению на кол <…>. В ожидании приведения в исполнение этой ужасной казни я  был предварительно заперт в клоповник <…>. Пять суток длилось мое мучение, пять дней, один раз в течение суток я получал мой скудный обед, пять ужасных ночей провел я в клоповнике и вот, наконец, я был извлечен из своей тюрьмы <…>. Казнь моя была отменена по случаю болезни двух сыновей хана, заразившихся оспой <…>. М‑р много мне рассказывал про Худояра, у которого прожил до бегства хана в  Ташкент, а после занятия Коканда он перебрался в Маргелан, сделавшись первым фотографом в Ферганской области, где и умер.

Его фотография существует и до сего времени.


Дворец Худояр-хана в Коканде

Книжная полка

В июне свой 10-летний юбилей отмечает научно-просветительский журнал «Ислам на Нижегородчине». Первый номер вышел в 2001 году и был приурочен к открытию мечети «Тауба» в  Автозаводском районе Нижнего Новгорода. За эти годы вышло девять выпусков журнала. Каждый номер издания был посвящен самым разным темам — возрождению исламских традиций в регионе, исламскому образованию, нижегородским азербайджанцам, татарскому селу Сафаджай. Поздравляем с творческим юбилеем журнал и желаем ему процветания, новых и интересных тем.

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.