Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
«Медина аль-Ислам» №89
29.12.2008

АКТУАЛЬНО

ВОЗМОЖНО ЛИ УММЕ ИЗБЕЖАТЬ БОЛЕЗНИ ТАКФИРА?
(такфир — огульное обвинение мусульман в неверии)

Такфиризм — продукт внешних сил?

Как известно, самым сильным ударом по развитию любого общества являются шаги по его ослаблению изнутри — как в политико-экономической сфере, так и культурно-религиозной. Формы могут быть различны, но содержание едино на все времена: инициирование ситуации, приводящей к гражданскому столкновению. Как усматривается, внешнее воздействие в таких случаях чаще всего оказывается «за пределом видимости», а на поверхности оказываются внутренние силы.

В этой связи трезвомыслящих мусульман не может не настораживать ситуация, складывающаяся сегодня в умме, когда некая группа лиц позволяет присвоить себе право определять кого считать мусульманином, а кого подвергнуть обструкции, вплоть до объявления о его «выводе» из Ислама — причем как бы с дозволения коранических откровений. Но ведь полномочий судить или обвинять Свои создания Господь никому, включая пророков, не предоставил. Следовательно, Всевышний не дозволяет мусульманину обвинять в куфре (неверии) другого мусульманина. А это означает только одно — «саморазрешение» оного является вторжением в прерогативу Аллаха. По-другому трактовать невозможно, т. к. для вынесения некого «приговора» в вышеуказанном направлении предусмотрен шариатский суд, на котором подвергающийся обвинению должен отказаться в признании посланнической миссии Мухаммада, мир ему, и от изложенного Кораном вероустава.

Возвращаясь в этом контексте к отраженному вначале намерению «внешних сил» по ослаблению ситуации в «обществе заинтересованности», можно отметить, что позволительность такфиризма практически подводит мусульманскую умму к реальнейшей угрозе внутриконфессионального раскола (даже не в глобальном ракурсе, а внутри ветви).

В то же время самостоятельное наделение себя некоторыми лицами правом определять «оставить» мусульманина в Исламе или «вывести» его не только нивелирует конфессиональный принцип уммы в целом, но и, если можно так выразиться, приравнивает религиозные принципы к «гражданским», что наглядно просматривается посредством излагаемых сюжетов в мировой литературе.

Что делать?

В свое время выдающийся мусульманский просветитель Абу Наср Курсави писал, что «нельзя осмелиться на фетву обвинения в неверии (такфир), т. к. она нуждается в... проверке (тахрир) убеждений, а это предполагает сложность относительно осведомленности того, что в сердце... Второе — знание того, что есть куфр (неверие), ибо это предполагает сложность относительно затруднительности источника вероубеждения (акыда) и различения истины и лжи». Однако доступно вышеизложенное, согласно А. Курсави, «тому, кто совместил в себе здравость ума, кротость души, чистоту нравов, одаренность в умозрительных науках и полную осведомленность в науках Шариата и отвратился от личных пристрастий (хава)».

Но зададимся вопросом: кто-то из тех, кому дана жизнь Аллахом, может взять на себя смелость утверждать о наличии в нем всех этих качеств? К тому же «что касается такфира отдельного человека, то вместе со всем этим дополнительно условием считается признание в неверии самого человека» (А. Курсави). Сложно не согласиться с мыслителем, т. к. в соответствии с кораническими постулатами Господь никому не предоставил права судить человека. Никому, кроме Себя Самого. При этом Коран гласит: «Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, — быть может вы будете помилованы» («Комнаты», аят 10).

Не случайно в совместной фетве Всемирного союза исламских ученых (ВСИУ, 2005 г.) говорится, что «любой, кто является последователем одного из четырех суннитских мазхабов, шиитских течений джафария, зайдия, а также ибадия и захирия, считается мусульманином... Недопустимо обвинять его в неверии, посягать на его жизнь, честь и имущество. Кроме того, запрещается обвинять в неверии приверженцев ашаризма и тех, кто исповедует истинный суфизм, продолжая традиции предков». В общем, непозволительно причислять к атеистам любую группу мусульман, которые веруют во Всевышнего Аллаха и Его Пророка, мир ему, уважают догматы религии, не отвергая ни один из них... Мы призываем к урегулированию разногласий среди мусульман». В этом же ряду — создание Всемирной ассоциации сближения исламских мазхабов, генеральный секретарь которой Мохаммад Али Тасхири (один из самых влиятельных иранских богословов и политиков) отмечает, что в Исламе «все мусульмане сходятся по основным, фундаментальным вопросам, точно так же они сходятся в едином мнении по большинству практических вопросов шариата». В свою очередь, председатель ВСИУ Юсуф аль-Карадави подчеркивает: «Здесь говорится об одной важной проблеме, и проблема эта — обвинение в такфире. Мы выступаем за то, чтобы Ислам точно так же как был единым, единым и оставался бы... Хватает, чтобы любой мусульманин сказал: “Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха”».

Однако обращение ведущих мусульманских мыслителей к этой сложнейшей для нас всех проблеме вызвано не только политическими соображениями, а следованием кораническим откровениям. Коран свидетельствует: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» («Женщины», аят 48). В данном ракурсе речь об Аллахе не только как Судие Высшем и Справедливом. В аяте явно просматривается, что Господь не прощает многобожия. Судьба же человека, допускающего иные грехи, в прерогативе Аллаха. Другой аят гласит: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: “Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он — Прощающий, Милосердный”» («Толпы», аят 39). Какие могут комментарии, кроме того, что лишь Всевышний волен определять судьбу любого человека! Ведь «Аллах не отменяет милость, которую Он оказал людям, пока они сами не изменяют того, что в их душах» («Добыча», аят 53).

Обратите внимание, исключительно Всевышний принимает решение об отмене милости, а не кто-либо по своему усмотрению. Мало этого, Аллах однозначно дает надежду и согрешившим: «Тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы простим их злодеяния и воздадим за наилучшее из того, что они совершали» («Паук», аят 7). Ну а если Создатель предоставляет возможность согрешившим исправиться, пересмотреть свои отрицательные склонности, обещая прощение, кто может взять на себя полномочия определить — «вывести» собрата из Ислама или нет путем собственного такфира или «оставить» его?

Причем в случае самостоятельного (или группой лиц) определения — «достоин» ли мусульманин считаться таковым или нет, возникает вопрос: а если последний вдруг решит как бы покаяться, ему идти на людской суд? А вдруг такфиристам это понравится и они начнут «снимать» грехи? А почему бы и нет? Аппетит-то во время еды приходит. К чему это приведет, думается, ясно всем.

Заключение

Возвращаясь же к излагаемому в начале материала, вновь представляется целесообразным отметить: каковы бы ни были посылы мусульман — приверженцев «такфира», вполне очевидно одно: эта тенденция способствует ослаблению уммы и играет на руку внешним силам, заинтересованным в недопущении единства мусульманского мира.

Тот же М. А. Тасхири обращал на это внимание еще в 2005 году: «95% мусульман едины в своих мыслях и лишь 5% придерживаются иной позиции. Именно последних используют в своих целях враги». В свою очередь, председатель Ассамблеи государственных интересов Ирана аятолла Хашеми Рафсанджани отмечал, что инициаторам противостояния в умме «пришла в голову мысль о том, что с созданием раскола и разобщенности между шиитами и суннитами они смогут... достичь своих целей и осуществить их», подчеркивая, что «в Коране открыто и ясно заявляется о необходимости сохранения единства мусульман, поэтому, учитывая данную необходимость, нужно остерегаться всех игр... Мы можем единством, а не расколом решить многие свои проблемы».

Завершить же статью хочется словами Ю. Кардави: «Необходимо быть более ответственными и бдительными по отношению к сохранению национального единства исламской уммы и противостоять всем действиям, приводящим к созданию раскола, раздора и разделения этой уммы. Противостоять всем усилиям, осуществляемым под националистической личиной, будь то перс, араб, курд и т. д., мы должны Ислам ставить выше мазхаба, родину — выше племени, умму — выше нации... Необходимо использовать все экономические, энергетические и другие имеющиеся возможности, и в случае, если, сохраняя единство, мы будем использовать эти ресурсы, то сможем из третьего мира стать первым миром и из тьмы достичь рассвета».

Теймур АТАЕВ,
политолог, Азербайджан




Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.