Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
«Медина аль-Ислам» №89
29.12.2008

РЕПОРТАЖ

Ислам в башкиро-уральском приграничье

Когда проезжаешь по челябинскому участку федеральной трассы М5 в сторону Москвы мимо легендарных металлургических заводов и городов, стяжавших себе славу долгой работой на благо страны, незадолго до границы Башкортостана, в Усть-Катавском и Ашинском районах Челябинской области, каждый водитель невольно сбавляет скорость и начинает крутить головой. Перед его взором открывается прекрасная панорама: величественные, хотя и не очень высокие, горы, поросшие высокими вечнозелеными корабельными соснами, ленты синих рек, небольшие уютные города. Таких прекрасных мест нет больше нигде в нашей стране, кроме Южного Урала.

Мечеть г. АшиДва с половиной столетия назад эти величественные дикие места Шайтан-Кудейской волости по Сибирской дороге Уфимской провинции Оренбургской губернии принадлежали башкирам и входили в вотчинные земли рода предков Салавата Юлаева. Однако были скуплены за бесценок купцами Твердышевыми и Мясниковым, построившими здесь многочисленные заводы. В качестве мести во время пугачевского восстания рати Салавата Юлаева огнем и мечом прошлись по этим землям и сожгли некоторые заводы. Несмотря на подавление восстания и попытки христианизации башкир этих земель, они остались верны религии предков и сохранили ее до сегодняшнего дня.

В Усть-Катавском и Ашинском районах этнические мусульмане составляют от 10 до 15% и проживают в небольших городах Усть-Катаве, Симе, Аше и других. По иронии судьбы они живут совсем недалеко от такого исламского центра, как Уфа, но административно подчиняются слишком далеким Челябинску и Чебаркулю. Поэтому не видят особой помощи ни от того, ни от другого духовных центров. Муфтии и иные люди духовных званий здесь гости редкие. Что скажешь, такова специфика урало-башкирского пограничья. Поскольку помощи местные мусульмане так и не дождались, то начали налаживать исламскую жизнь сами.

В начале 1990-х годов в нашем городе была единственная женщина, которая совершала пятикратную молитву, — рассказал нам первый имам г. Усть-Катав Шафиг-хазрат Шагапов. — Пожилым людям, которые чтили традиции, казалось тогда, что ее вполне достаточно, для того чтобы провести такие ритуалы, как чтение Корана, похороны и т. д. Но в то время перед нами появились возможности для духовного возрождения, появились люди, которые стали приезжать в город и вести для желающих уроки по основам ислама.

Этим учителем оказался имам из соседнего Катав-Ивановска Исмаил-хазрат. Он принес свет веры духовно ищущей молодежи небольшого города. Шафиг Шагапов, в советские годы работавший в области ракетостроения на Усть-Катавском заводе, с 1990-х гг. возглавил городскую мусульманскую общину. Вместе с единоверцами сам с нуля постигал основы религии, читал книги, убеждал, проповедовал, и каждый новый вставший на намаз человек наполнял радостью его сердце. В середине 1990-х гг. он переехал в Татарстан, где продолжил духовное служение. Вместо себя он оставил Хатмуллу-хазрата Хуснуллина, ранее работавшего водителем и обратившегося в ислам совсем недавно. За те годы, что он в исламе, будущий имам в поисках духовного знания побывал в Оренбургской области, в Башкортостане и даже Египте. Со временем мусульманам удалось приспособить под мечеть здание бывшей школы на самой окраине города, предоставленное администрацией. Но оно быстро пришло в аварийное состояние, находиться в нем стало опасно. А потому верующие собираются на молитву в других помещениях, но мечтают о собственной новой мечети. Вообще, по словам мусульман, в городе очень сложно жить в соответствии с нормами ислама, трудно достать религиозные книги, халяль-продукты. И хотя рядом Башкортостан, один из центров российского ислама, проблем усть-катавских мусульман это не решает.

Конечно, мы значительно уступаем и Башкортостану, и Татарстану в этом отношении, — продолжает Шафиг-хазрат Шагапов. — В обеих республиках верующий, зайдя в любой продуктовый магазин, без проблем найдет значительный ассортимент халяль-продуктов. А обеспечение ими наших прихожан ложится на плечи имамов. Приходится каждый раз искать кого-то, кто собирается в Уфу, просить его закупить продукты, привезти нам. Но получается это от случая к случаю и сопряжено с большими затратами времени и денег.

Схожие проблемы стоят и перед мусульманами Аши, города преимущественно русского, хотя он находится на самой границе с Башкирией.

Есть проблемы, касающиеся не только нас, но затрагивающие всех мусульман России: обучение детей, соблюдение основ религии. Это касается многих российских джамаатов. Трудности, конечно, есть, но мы в целом их преодолеваем милостью Аллаха, — говорит активист мусульманской общины г. Аша Абдрашит Фахрутдинов.

Абдрашит говорит, что мусульмане города организовали бы свой бизнес по производству той же халяль-продукции, но, во-первых, немного нашлось бы покупателей, потому что община небольшая, а во-вторых, предприятие просто задушили бы налогами, которые пожрут всю маленькую прибыль. Поэтому за той же халяльной колбасой, религиозными книгами ашинским мусульманам также приходится ездить в Уфу, благо есть прямая электричка. Как вспоминает имам-мухтасиб Ашинского и Усть-Катавского районов Рамазан-хазрат Махмудов, возглавлявший в середине 1990-х гг. Ашинскую мечеть, людей, решивших жить в соответствии с велением Всевышнего, в городе всегда было немного.

Имамы Аши и Усть-Катава (слева направо): Хатмулла Хуснуллин, Рамазан Махмудов, Шафиг ШагаповКогда я работал имам-хатыбом мечети города Аши, то джамаат был небольшой: старики умирали, на их место приходила духовно ищущая татаро-башкирская молодежь. Слава Аллаху, верующих ребят набралось человек 15, и вот с этой маленькой общиной мы начали проводить занятия по основам ислама, арабского языка, моральным нормам и правилам поведения в религии, — вспоминает имам-мухтасиб Ашинского и Усть-Катавского районов Челябинской области Рамазан-хазрат Махмудов. — По статистике в Ашинском районе всего 6000 татар и башкир, но тех, кто совершает пятикратный намаз, посещает мечеть, конечно, в десятки раз меньше. Есть мечеть в Миньяре, в Симе — она уже 4 года не действует, стоит заброшенной мечеть и в Усть-Катаве. Мы попытались добиться времени на местном телевидении, чтобы читать проповеди хотя бы раз в неделю. Но сейчас везде коммерция, нам предложили оплачивать эфирное время, однако таких денег у нас нет. В общем, к сожалению, исламское возрождение в наших районах развивается не так активно, как хотелось бы.

Сам Рамазан-хазрат приехал в Ашу из Узбекистана, всю жизнь проработал часовщиком и никогда не мыслил стать имамом, хотя с детства читал намаз. Благо его отец окончил медресе «Галия» и обучил сына основам религии. Приехав а Ашу, он стал ходить в мечеть, где имамом был уважаемый всеми аксакал, фронтовик Абдулла Бикбулатов. Когда тот умер, имамом избрали Рамазан-хазрата как самого знающего и образованного из мусульман города. Община ашинских мусульман небольшая и сплоченная, дружная. Они часто собираются вместе, проводят религиозные беседы, делятся друг с другом горестями и радостями.

Алексей СТАРОСТИН, фото автора




Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.