Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №89
29.12.2008

РЕПОРТАЖ

Ислам в башкиро-уральском приграничье

Когда проезжаешь по челябинскому участку федеральной трассы М5 в сторону Москвы мимо легендарных металлургических заводов и городов, стяжавших себе славу долгой работой на благо страны, незадолго до границы Башкортостана, в Усть-Катавском и Ашинском районах Челябинской области, каждый водитель невольно сбавляет скорость и начинает крутить головой. Перед его взором открывается прекрасная панорама: величественные, хотя и не очень высокие, горы, поросшие высокими вечнозелеными корабельными соснами, ленты синих рек, небольшие уютные города. Таких прекрасных мест нет больше нигде в нашей стране, кроме Южного Урала.

Мечеть г. АшиДва с половиной столетия назад эти величественные дикие места Шайтан-Кудейской волости по Сибирской дороге Уфимской провинции Оренбургской губернии принадлежали башкирам и входили в вотчинные земли рода предков Салавата Юлаева. Однако были скуплены за бесценок купцами Твердышевыми и Мясниковым, построившими здесь многочисленные заводы. В качестве мести во время пугачевского восстания рати Салавата Юлаева огнем и мечом прошлись по этим землям и сожгли некоторые заводы. Несмотря на подавление восстания и попытки христианизации башкир этих земель, они остались верны религии предков и сохранили ее до сегодняшнего дня.

В Усть-Катавском и Ашинском районах этнические мусульмане составляют от 10 до 15% и проживают в небольших городах Усть-Катаве, Симе, Аше и других. По иронии судьбы они живут совсем недалеко от такого исламского центра, как Уфа, но административно подчиняются слишком далеким Челябинску и Чебаркулю. Поэтому не видят особой помощи ни от того, ни от другого духовных центров. Муфтии и иные люди духовных званий здесь гости редкие. Что скажешь, такова специфика урало-башкирского пограничья. Поскольку помощи местные мусульмане так и не дождались, то начали налаживать исламскую жизнь сами.

В начале 1990-х годов в нашем городе была единственная женщина, которая совершала пятикратную молитву, — рассказал нам первый имам г. Усть-Катав Шафиг-хазрат Шагапов. — Пожилым людям, которые чтили традиции, казалось тогда, что ее вполне достаточно, для того чтобы провести такие ритуалы, как чтение Корана, похороны и т. д. Но в то время перед нами появились возможности для духовного возрождения, появились люди, которые стали приезжать в город и вести для желающих уроки по основам ислама.

Этим учителем оказался имам из соседнего Катав-Ивановска Исмаил-хазрат. Он принес свет веры духовно ищущей молодежи небольшого города. Шафиг Шагапов, в советские годы работавший в области ракетостроения на Усть-Катавском заводе, с 1990-х гг. возглавил городскую мусульманскую общину. Вместе с единоверцами сам с нуля постигал основы религии, читал книги, убеждал, проповедовал, и каждый новый вставший на намаз человек наполнял радостью его сердце. В середине 1990-х гг. он переехал в Татарстан, где продолжил духовное служение. Вместо себя он оставил Хатмуллу-хазрата Хуснуллина, ранее работавшего водителем и обратившегося в ислам совсем недавно. За те годы, что он в исламе, будущий имам в поисках духовного знания побывал в Оренбургской области, в Башкортостане и даже Египте. Со временем мусульманам удалось приспособить под мечеть здание бывшей школы на самой окраине города, предоставленное администрацией. Но оно быстро пришло в аварийное состояние, находиться в нем стало опасно. А потому верующие собираются на молитву в других помещениях, но мечтают о собственной новой мечети. Вообще, по словам мусульман, в городе очень сложно жить в соответствии с нормами ислама, трудно достать религиозные книги, халяль-продукты. И хотя рядом Башкортостан, один из центров российского ислама, проблем усть-катавских мусульман это не решает.

Конечно, мы значительно уступаем и Башкортостану, и Татарстану в этом отношении, — продолжает Шафиг-хазрат Шагапов. — В обеих республиках верующий, зайдя в любой продуктовый магазин, без проблем найдет значительный ассортимент халяль-продуктов. А обеспечение ими наших прихожан ложится на плечи имамов. Приходится каждый раз искать кого-то, кто собирается в Уфу, просить его закупить продукты, привезти нам. Но получается это от случая к случаю и сопряжено с большими затратами времени и денег.

Схожие проблемы стоят и перед мусульманами Аши, города преимущественно русского, хотя он находится на самой границе с Башкирией.

Есть проблемы, касающиеся не только нас, но затрагивающие всех мусульман России: обучение детей, соблюдение основ религии. Это касается многих российских джамаатов. Трудности, конечно, есть, но мы в целом их преодолеваем милостью Аллаха, — говорит активист мусульманской общины г. Аша Абдрашит Фахрутдинов.

Абдрашит говорит, что мусульмане города организовали бы свой бизнес по производству той же халяль-продукции, но, во-первых, немного нашлось бы покупателей, потому что община небольшая, а во-вторых, предприятие просто задушили бы налогами, которые пожрут всю маленькую прибыль. Поэтому за той же халяльной колбасой, религиозными книгами ашинским мусульманам также приходится ездить в Уфу, благо есть прямая электричка. Как вспоминает имам-мухтасиб Ашинского и Усть-Катавского районов Рамазан-хазрат Махмудов, возглавлявший в середине 1990-х гг. Ашинскую мечеть, людей, решивших жить в соответствии с велением Всевышнего, в городе всегда было немного.

Имамы Аши и Усть-Катава (слева направо): Хатмулла Хуснуллин, Рамазан Махмудов, Шафиг ШагаповКогда я работал имам-хатыбом мечети города Аши, то джамаат был небольшой: старики умирали, на их место приходила духовно ищущая татаро-башкирская молодежь. Слава Аллаху, верующих ребят набралось человек 15, и вот с этой маленькой общиной мы начали проводить занятия по основам ислама, арабского языка, моральным нормам и правилам поведения в религии, — вспоминает имам-мухтасиб Ашинского и Усть-Катавского районов Челябинской области Рамазан-хазрат Махмудов. — По статистике в Ашинском районе всего 6000 татар и башкир, но тех, кто совершает пятикратный намаз, посещает мечеть, конечно, в десятки раз меньше. Есть мечеть в Миньяре, в Симе — она уже 4 года не действует, стоит заброшенной мечеть и в Усть-Катаве. Мы попытались добиться времени на местном телевидении, чтобы читать проповеди хотя бы раз в неделю. Но сейчас везде коммерция, нам предложили оплачивать эфирное время, однако таких денег у нас нет. В общем, к сожалению, исламское возрождение в наших районах развивается не так активно, как хотелось бы.

Сам Рамазан-хазрат приехал в Ашу из Узбекистана, всю жизнь проработал часовщиком и никогда не мыслил стать имамом, хотя с детства читал намаз. Благо его отец окончил медресе «Галия» и обучил сына основам религии. Приехав а Ашу, он стал ходить в мечеть, где имамом был уважаемый всеми аксакал, фронтовик Абдулла Бикбулатов. Когда тот умер, имамом избрали Рамазан-хазрата как самого знающего и образованного из мусульман города. Община ашинских мусульман небольшая и сплоченная, дружная. Они часто собираются вместе, проводят религиозные беседы, делятся друг с другом горестями и радостями.

Алексей СТАРОСТИН, фото автора




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.