Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №116 — История Золотой Орды… А было ли иго?
20.05.2011


 

Ключевым аргументом тех, кто не желает ничего слышать о 700‑летнем юбилее принятия ислама в Золотой Орде, — событии, произошедшем в 1312–1313 годах после воцарения хана Узбека, — является понятие «ордынского, или татаро­монгольского, ига». «Иго» означает, что в течение более двух веков Русь находилась на положении бесправной колонии, над которой беспощадно измывались пришельцы­татары. И именно эти два столетия якобы определили экономическую и технологическую отсталость Руси от стран Европы.

Эти концепции родились, получили обоснование и широкое распространение у  историков Российской империи в конце XVIII века, причем термин «татарское иго» был заимствован у польских (М. Меховский, Р. Гейденштейн) и западноевропейских (Дж. Мильтон, Де Ту, Х. Крузе) историков. Показательно, что В. Н. Татищев такого термина не знает и не употребляет — как полагают, по той причине, что он преимущественно опирался на ранние русские летописные выражения, где такой термин отсутствует.

Разумеется, вольному воля: сегодня историки вправе как принимать понятие «ига», полностью или частично соглашаясь с польскими и немецкими концепциями российской истории, так и напрочь отвергать их. Для обоснования свой позиции представители любой школы могут найти множество источников, соответствующих тем или иным воззрениям. Хотя в источниках и не содержится термин «иго», но при желании его наличие можно доказать: трактовка источников в угоду господствующей идеологии — отнюдь не новость в исторической науке. С другой стороны, кроме русских летописей, по истории Золотой Орды имеется множество арабских и персидских источников. В них нет не только никакого «ига», но и, напротив, Золотая Орда предстает великим и многонациональным государством, где представители разных народов имели множество возможностей для карьерного и финансового роста.

Поэтому для объективности лучше всего обратиться не к трактовкам, и даже не к  самим источникам. Оценить жизнь славян в составе Золотой Орды (а «иго» трактуется исключительно как «иго над славянами», потому что никто никогда не говорил о «татарском иге» над чувашами или марийцами) проще всего по археологическим памятникам.

В последние годы археологами введено понятие «русско­ордынского пограничья». Оно стало необходимостью в свете новых открытий: золотоордынских памятников на территории собственно русских княжеств. Например, в Воронежской области памятники золотоордынского круга соседствуют с древнерусскими поселениями той же эпохи, а в рамках одного и того же памятника обнаруживается как ордынская, так и  древнерусская керамика. В Липецкой области ситуация несколько иная: свидетельств о проживании тюркского населения здесь нет, но обильные находки восточных предметов ордынской эпохи говорят об активных связях разных этнических групп.

Наиболее многочисленные находки происходят из раскопок Лавского археологического комплекса (городище и два поселения), расположенного в черте современного Ельца Липецкой области. Этот уникальный по размерам памятник датируется XI–XIV веками. Раскопками обнаружены усадьбы торговцев, среди находок — весовые грузики, амфоры и бусы из Византии, кувшины из Северного Кавказа, чаша из Ирана. С XIV века широкое распространение здесь получают чугунные котлы и золотоордынские кувшины. Значительную часть найденных монет составляют изготовленные в Азаке (ныне Азов Ростовской области) — крупном золотоордынском торговом центре, осуществлявшем связи с Генуей и Венецией. Импортная посуда известна и в сельской округе Лавского комплекса. Это никак не вяжется с расхожими представлениями о  запредельной нищете славян­крестьян, которых бесконечно угнетали «злые тотарове».

С Александровского городища Липецкой области происходят несколько фрагментов штампованной керамики с зеленой поливой, которая была произведена на востоке Крыма в начале 1330‑х — 1360‑х годах. Здесь же обнаружены части от трех чугунных котлов. Обратим внимание на то, что русские поселения не знали чугунного производства — оно пришло в регион от тюркских народов. Кстати, в Липецкой области известны и украшения, попавшие на древнерусские памятники в результате более далеких этнокультурных контактов. Например, с Семилукского городища, поселения Каменное, Лавского археологического комплекса, с селища Воргол‑5 происходят наременные накладки, этнически связанные с древними хакасами. Посредством кого же осуществлялись торговые связи между Русью и Хакасией в эпоху Золотой Орды? Думается, ответ очевиден — это были какие­либо тюркские кочевые группы, перемещавшиеся из одной части Евразии в другую, но не с саблями и  луками, как принято думать, а с кошельками и товарами.

Самым представительным памятником ордынского времени на территории Курской области является Бесединский, или Ратский, археологический комплекс у деревни Городище (Курский район). По мнению В. В. Енукова, многочисленные находки красноглиняной и поливной керамики, джучидские монеты свидетельствуют о том, что наряду с основным русским на Ратском комплексе проживало представительное в количественном отношении ордынское население. Это мнение подтверждается анализом керамики этого комплекса, проделанным В. Ю. Ковалем. Он отмечал, что «вся ордынская керамика на Рати — парадная столовая и тарная», в  целом же Ратское поселение «уникально необычайно большим количеством поливной золотоордынской керамики и особенно неполивной, которая на Руси встречается очень редко в виде единичных обломков. По керамике Ратский комплекс не похож ни на одно из собственно русских (славянских) поселений XIII–XV веков». Итак, первый вывод по этому комплексу — его многонациональный состав населения.

Второй вывод ученых еще более интересен. Исследовавший коллекцию нумизматических находок С. Н. Травкин сделал вывод о том, что «Бесединский археологический комплекс первоначально получал медную монету преимущественно из столичного района на Волге, а позднее из центров западной части Золотой Орды… Систематическое обращение медных джучидских монет на данном памятнике началось не ранее правления хана Узбека… Обширный количественный и географический состав медных номиналов Золотой Орды, собранных на одном археологическом памятнике… заставляет предположить наличие здесь достаточно развитого в экономическом отношении поселения (возможно, золотоордынского города XIV века)». Рассмотрение всех монет коллекции в целом подтверждает этот вывод. В пользу этого говорят также находки ордынской керамики, следы существования кирпичных построек и сами размеры поселения.

Таким образом, в Курской области в эпоху Золотой Орды существовал крупный и  богатый городской комплекс — по­видимому, административный центр, — где наряду с основным славянским проживало и многочисленное татарское население. Было ли здесь иго? Находки археологов говорят о противоположном: здесь сложился уникальный симбиоз разных народов, ведших взаимовыгодные торгово‑экономические отношения.

Долгое время было распространено мнение о том, что Курск не только был стерт с  лица земли в ходе монгольского нашествия, но даже и возобновлен потом на совершенно новом месте. Сторонники этой точки зрения основывались на упоминании некоего Курского городища в грамоте от 1487 года. Однако при картографировании мест нахождения кладов золотоордынских монет оказалось, что наибольшее их скопление находится как раз в Курске и его ближайшей округе. По плотности и  разнообразию находок, характерных для городской культуры Золотой Орды, округа Курска и восточная часть Курского района стоят на первом месте в этой области. Следовательно, господствовавшая десятилетиями концепция о «кровавом иге, уничтожившем Курск», оказывается всего лишь фантазией, базирующейся на идеологии!

Действительно, если десятилетиями или даже веками внушать обществу мысль о  варварстве татар, уничтоживших русский город, то любое, самое непонятное сообщение автоматически воспринимается как довод в пользу «ига». И лишь комплексные археологические исследования помогли полностью опровергнуть этот миф.

Но повергнутыми оказались лишь несколько мифов, только в некоторых регионах России. А сколько археологических памятников этой эпохи до сих пор толком не изучены учеными! И сколько археологических открытий, опровергающих мифологию о  татарско­русской вражде, до сих пор неизвестны общественности! И о скольких найденных памятниках, переворачивающих наши представления об эпохе Золотой Орды, ученые не говорят объективно!

Вопросов больше, чем ответов, и многие из них, увы, риторические. Но не будем отчаиваться. Уже сегодня знаний, накопленных археологами, достаточно, чтобы опровергнуть самый важный, ключевой миф российской историографии — о варварском характере культуры Золотой Орды и ее «кровавой» экономике. Об этом и многом другом — в наших последующих статьях.

 

По материалам статей д.и.н. Н. А. Тропина, к.и.н. А. В. Зорина, к.и.н. М. В. Цыбина, вошедших в энциклопедический словарь «Ислам в центральноевропейской части России» (М. — Н. Новгород: ИД «Медина», 2009).

 

Публикацию подготовил Дамир Хайретдинов,
кандидат исторических наук, этнолог

На фото: Монеты, найденные при раскопках захоронения за пределами мечети-мавзолея у поселка Красный воронежск

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.