Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №115 — Казахстан: новые выборы и новые горизонты
19.05.2011


События последних месяцев показали нам, насколько не хватает реальной стабильности многим странам мусульманского мира. Это не только революционные волнения, охватившие арабский мир от Йемена и Сирии до Марокко, но и непрекращающееся кровопролитие в Пакистане и Афганистане, растущая нестабильность в Кыргызстане. Казахстан же представляется одной из точек опоры для поступательного движения вперед на евразийском пространстве. Не случайно, что Астана была выбрана местом саммита Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Лозунг Европы от Атлантического океана до Владивостока получил свое воплощение именно в казахской степи.

Национальное возрождение в Казахстане стало возможным в очень трудных условиях. Ведь на протяжении большей части прошлого века земли Алаша подвергались тяжким испытаниям. За индустриализацию степных регионов, возникновение здесь оседлого сельского хозяйства пришлось заплатить очень тяжелую цену. Земли казахов в Российской империи перешли под контроль государства и в массовом порядке раздавались казакам и славянским переселенцам. Ответом стало восстание 1916 года. Минимум 300 000 казахов были вынуждены покинуть родные земли. Самой страшной трагедией стал голодомор начала 1930‑х гг., когда численность погибших исчислялась семизначными цифрами и многим кочевникам пришлось уйти в изгнание. На опустевших землях создавались концентрационные лагеря Гулага, массово переселялись представители репрессированных народов. В результате численность казахов 1920‑х годов восстановилась только к 1970‑м годам, а большинством в родной республике они вновь стали только в 1990‑х.

Очень важно, что эти репрессии не привели к межнациональной конфронтации. Казахстан остается домом для миллионов представителей других народов. Нам, татарам, очень приятно, что здесь помнят вклад татарских имамов, купцов, интеллигенции в складывание казахской городской культуры и рождение государственности. Действительно, столетие назад казахская, татарская, башкирская элита не только сотрудничала в политических организациях, на страницах печати, в стенах медресе, но и зачастую заключала смешанные браки. Чистый татарский язык в устах президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на 1000‑летнем юбилее Казани напомнил нам о временах этого братства и единства. Однако и в царской России, и СССР государство преимущественно боролось с татарским влиянием. В итоге это сократило российское культурное пространство в пользу США, Западной Европы и Китая. Сегодня интеграционные процессы в тюркском мире в вопросах саммитов лидеров, сотрудничества парламентов и даже в культурных проектах инициируются не из Казани, а из Анкары. Астана же стала ключевой точкой для интеграции бывших российских мусульман на пространстве СНГ.

Как известно, первой столицей Казахской республики был Оренбург с его русско­татарским населением. В дальнейшем столица Казахстана все дальше уходила на юго­восток — в Кзыл­Орду, затем Алма­Ату. Президент Назарбаев вернул столицу ближе к Европе, в Астану, ранее Целиноград, ранее Акмолинск. Есть глубокая мудрость в том, что административная столица Целины, при Хрущеве управлявшейся прямо из союзного центра, стала главным городом Казахстана. Эпоха массовых (полу)насильственных переселений прошла, но вечно будет жить тюркская степь — Сары­Арка. Не случайно, что в центре Астаны возвышается Байтерек — тюркское древо жизни, связывающее воедино три мира: подземный, наземный и мир небес. Действительно, кто мы без своего прошлого, без сегодняшнего труда и надежд на будущее? В Астане чувствуешь себя в центре рождающегося нового мира, в котором еще многое предстоит обустроить, во многом навести порядок. Через Казахстан идет кратчайший путь, соединяющий миры — экономики Европейского сообщества и Китая. Сейчас от Петербурга на Китай через Казахстан строится скоростное шоссе. Дороги и регионы Евразии должны пережить новое рождение через выстраивание новых взаимосвязей. Не случайно, что именно Россия и Казахстан стали родоначальниками единого экономического пространства и таможенного союза, которые должны экономически объединить страны СНГ.

Казахстан, как и другие мусульманские республики СССР, до последнего момента стремился сохранить единство Союза. Поэтому три славянских лидера, уничтоживших СССР в декабре 1991 года, пожалели несколько часов для того, чтобы дождаться вылетевшего из Алма­Аты Нурсултана Назарбаева. Экономика России, Украины и Беларуси во многом была ориентирована на создание изделий из сырья, поставляемого из России к востоку от Волги и мусульманских республик. Сырье из этих регионов шло на мировые рынки только через территорию европейской России. Крах гигантского военно­промышленного комплекса СССР, большинства высокотехнологичных отраслей прервал эти цепочки. Коренное население во многом хотя бы сохранило связи с сельской местностью, но миллионы переселенцев из европейских регионов оказались в одночасье никому не нужными. В отличие от среднеазиатских республик в Казахстане до сих пор остались миллионы русскоязычных граждан. Республике удалось привлечь капиталы из Западной Европы, США и Китая, выстроить транспортные коридоры, газо­ и нефтепровод на Поднебесную. Достоинство казахстанской экономической модели четко видно на примере эмигрантов. Коренные уроженцы Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана уже чаще получают гражданство в России, чем наши русскоязычные соотечественники. Казахстан же ведет политику собирания этнических казахов, и ежегодное число возвращающихся на историческую родину измеряется шестизначными цифрами. Если мы видим казахскую молодежь в российских мегаполисах, то это преимущественно студенты, а не чернорабочие.

Меньше всего хотелось бы заниматься рисованием радужных картинок. Сегодня перед всеми постсоветскими государствами стоит одна и та же проблема. Поколение, получившее опыт в советской управленческой школе уходит, а кто же придет на его место? Заигрывания с демократией в традиционных обществах чреваты кровью и хаосом. Пример Кыргызстана с его внешне западной системой многочисленных политических партий и неправительственных организаций способен отвратить от такого рода «демократии» любого вменяемого человека. Советская эпоха покончила как с остатками степной демократии, так и с кратким опытом джадидов и Алаш­Орды.

Прошедшие в апреле выборы президента Казахстана показали, что при наличии оппозиционных кандидатов 95% граждан предпочитают сохранение власти Нурсултаном Назарбаевым. При всей критичности по отношению к многолетним президентам в арабском мире лидеры западных государств признают, что 20‑летнее правление не отвратило народ Казахстана от своего лидера. Но у государства бывает только один отец­основатель, величие труда которого понимает народ. Новому поколению лидеров для доказательства свой легитимности придется опираться на стандарты качественного управления, борьбу с коррупцией, контроль гражданского общества над чиновничеством. Все эти изменения можно вводить в достаточно экономически обеспеченном и стабильном обществе, каковым обладает Казахстан. Конечно, стандарты развитых демократий не являются идеальными, но они обеспечивают бывшим лидерам и особенно их домочадцам долгую спокойную жизнь. Последние судебные действия египетских властей в отношении такого несомненно выдающегося государственного деятеля, как Хосни Мубарак, его семьи, соратников и партии показывают, что в современном мире вновь хотят судить былых властителей. Будем надеяться, что на постсоветском пространстве мы не увидим переворотов по образцу событий в Кыргызстане. Здесь меняется только самая верхушка, зато народу уже не с кого спросить. Казахстанское же государство состоялось, несмотря на все прогнозы скептиков, и в этом главная историческая заслуга Нурсултана Назарбаева. И в дни революций и терактов нам стоит искренне порадоваться тому, что на тысячах километров российской границы от Волги до Алтая царит мир.

Дамир Мухетдинов,
кандидат политических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.